Конституционно-правовые основы идеологии Белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:25, лекция

Описание работы

1. Понятие, сущность и роль Конституции в обществе.
2. Конституционные основы государственного и общественного устройства в Республике Беларусь.
3. История конституцинно-правового развития Республики Беларусь
4. Структура Конституции Республики Беларусь.
5. Конституционные права и свободы граждан Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

ксрс по идеологии.docx

— 27.58 Кб (Скачать)

    Тема 7. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.

    1. Понятие, сущность и роль Конституции в обществе.                                                
    2. Конституционные основы государственного и общественного устройства в Республике Беларусь.
    3. История конституцинно-правового развития Республики Беларусь
    4. Структура Конституции Республики Беларусь.
    5. Конституционные права и свободы граждан Республики Беларусь.

1. Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» и означает «устройство». В настоящее время конституцию определяют как основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами, представляющий собой основу всего текущего законодательства. На основе конституции формируется вся система создания законов. Конституция определяет количество ветвей власти, их компетенцию, разграничивает их функции. В конституции перечислены права и обязанности граждан, установлены отношения между гражданином государством и обществом, прописаны механизмы избирательной системы и т.д. Поскольку конституция является основным законом, то акты, принимаемые всеми ветвями власти должны соответствовать наполнению конституции. Любой закон не может вступить в силу, если он расходится с конституцией, кроме того, все ранее принятые нормативные акты также не могут действовать, если они не согласуются с конституцией.

Кроме юридического, конституция имеет еще и политическое наполнение. Она фиксирует и регулирует общественные отношения. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей. Именно в этом заключается идеологический аспект конституции. В ней, пускай в неявной форме, прописана идеология государства, указаны цели, к которому оно стремится.

Конституции стран СНГ, в том числе и  белорусская, подготовлены на основе европейского опыта, поэтому свободны от явных идеологических перегрузок. В конституционных текстах зафиксирован плюрализм мнений, свобода совести, многообразие политических институтов. Ни одна партийная идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Такая постановка проблемы спасает государство то кризисов в период смены власти, когда к управлению приходят силы с альтернативными политическими взглядами, система государственной идеологии меняется в случае, если прежние и новые взгляды партийные, и остается прежней или немного корректируется, если они общие для всех. Конституция как основной закон является высшим источником права.

2. В Конституции Республики Беларусь записано, что она - унитарное, демократическое, социально - правовое государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.

Унитарное государство имеет единые центральные  органы власти и единое законодательство. Помимо унитарных, могут существовать и федеративные государства, в которых кроме центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения страны.

Демократическое государство отличается тем, что  в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом  демократии, в ст. 3 конституции записано, что народ - единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в  Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проповедовать. В настоящий момент в республике насчитывается 17 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.

Правовое  государство имеет принципом  верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в  рамках конституции и принятых в  соответствии с ней нормативных  актов. Также в конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Суверенитет государства показывает, что государство  обладает всей полнотой власти на своей  территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться  с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности  политики. Несамостоятельность может  быть выражена в подчинении рекомендациям  других стран в ущерб своим  государственным интересам, ведении  политики, выгодной в первую очередь  не самому государству, а его союзникам  или партнерам. Одним из признаков  суверенитета является наличие института  гражданства, возможность иметь  собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные  символы.

3. На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.

Первая  Конституция Социалистической Советской  Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрезвычайным съездом Советов  БССР. Четвертая Конституция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией Верховного Совета девятого созыва. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности, то есть многие положения воспринимались вновь принимаемыми конституциями: формы органов государственной  власти, суда, прокуратуры; вхождение  БССР в качестве субъекта федерации  СССР и др.

Все предыдущие конституции в той или иной степени закрепляли такую организацию  государственной власти, которая  имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию  приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, посвященный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

В конце 80-х — начале 90-х годов в  общественном сознании с новой силой  встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе  стали восприниматься ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

Огромное  значение для принятия пятой Конституции  имела Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном  суверенитете, положения которой  учитывались при подготовке проекта.

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом  летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седь­мой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял  постановление по проекту Конституции  Республики Беларусь. Основные положения  проекта были одобрены. Решено  было опубликовать проект в  печати для обсуждения народом,  а исполнительно-распорядительным  органам мес­тных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуждения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

Предложения и замечания стали регулярно  поступать в Конституционную  комиссию, ее рабочую группу, где  они систематически анализировались  и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано  на страницах печати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались  мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

Сейчас  какого-либо давления сверху по поводу обсуждения проекта гражданами, трудовыми  коллективами не было. Это привело  к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конституционного строя, прав и свобод граждан, системы органов  государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание  местным органам государственной  власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей поступило от местных Советов  депутатов.

Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. произошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного  Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г.  Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г.  Декларация, как было записано в ст. 12,  является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, но радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной  комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

Историческое  решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме  для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был  принят конституционный закон о  порядке вступления в силу Конституции  Республики Беларусь. При кворуме  для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции  ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной  обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и  с этого дня она вступила в  действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным  днем.

Двухлетний  опыт применения положений Конституции  показал неоднозначность ее понимания  различными государственными органами. Возникла потребность не только в  более четком разграничении полномочий между органами государства, но и  уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский  референдум от 24 ноября   1996 г.  Президентом и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных  проекта новой редакции Конституции  1994 г. В результате народного голосования  был поддержан проект, предложенный Главой государства.

Информация о работе Конституционно-правовые основы идеологии Белорусского государства