Конституционно-правовой статус Российской Федерации Ко

Автор: Руслан Иванов, 01 Декабря 2010 в 05:17, контрольная работа

Описание работы

Гражданский кодекс определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах Гражданского кодекса, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

Россия - федеративное государство, и Гражданский кодекс признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином "государственные образования".

Содержание

1. Государство как субъект гражданско-правовой ответственности:

1.1 Особенности государства как субъекта права

1.2 Гражданско-правовая ответственность государства

2.Приведите пример легализации обычая делового оборота

3.Составьте проект письма, которое должен направить продавец доли остальным участникам долевой собственности, о намерении продать свою долю постороннему лицу

4. Задача

5. Задача

6. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Сдержание.docx

— 36.24 Кб (Скачать)

                                     Содержание                               

                                      

1. Государство как субъект гражданско-правовой ответственности:

    1.1 Особенности государства как субъекта права

    1.2 Гражданско-правовая ответственность государства

2.Приведите пример легализации обычая делового оборота

3.Составьте проект письма, которое должен направить продавец доли остальным        участникам долевой собственности, о намерении продать свою долю постороннему лицу

4. Задача

5. Задача

6. Библиографический  список

  

                                       
 

 

1.1 Особенности государства как субъекта права

          Формирование и развитие экономического оборота, основанного на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности его участников, невозможно без активного участия государства не только в публично-правовых, но и в частноправовых отношениях. Участником гражданско-правовых отношений государство становится в результате заключения договоров с другими субъектами или причинения им вреда в процессе осуществления властных функций. Однако в любом случае государство выступает в качестве субъекта, обладающего специфической гражданской правосубъектностью, требующей от него осуществлять свою деятельность не в собственных, частных, а в общественных интересах и в целях наиболее эффективной реализации публичной власти. Указанная сущностная черта гражданской правосубъектности государства обусловливает целый ряд особенностей его гражданско-правовой ответственности. Эти особенности, в частности, связаны с возникновением и реализацией гражданско-правовой ответственности, а также с нормативной основой, содержанием и местом в ее структуре позитивной ответственности, состоящей в обязанности государства добровольно и надлежащим образом выполнять взятые на себя обязательства, действуя правомерно и не злоупотребляя своей публичной властью.

     Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.

     Гражданский кодекс определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах Гражданского кодекса, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

     Россия - федеративное государство, и Гражданский кодекс признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином "государственные образования".

     Согласно Гражданскому кодесу государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).

     Эти важные формулировки Гражданского кодекса означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется прежде всего в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.

    Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. Гражданский кодекс прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает.

     Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах Гражданского кодекса недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК РФ сделками названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст.  1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридического лица, и не называются государственные образования. Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся к юридическим лицам.

     Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

     Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.

     Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п.3 ст.125 ГК РФ; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего банки. Такие представители получили наименование агентов государства.

     Реализация полномочий Российской Федерации как собственника в отношении находящихся в федеральной собственности акций в открытых акционерных обществах, в том числе "золотой акции", осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. Согласно Положению права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое выдает необходимые письменные директивы своим представителям в органах названных АО. В этих случаях также используется гражданско-правовой институт представительства.

      
 
 
 
 

1.2 Гражданско-правовая ответственность государства

     Гражданско-правовая ответственность  отличается от иных видов ответственности  не только тем, что она предусматривается гражданским законодательством и соответствующими либо же противоречащими ему цивильными сделками, но и рядом других присущих ей характеристик, в том числе предметом и методом правового регулирования.

     Предметом регулирования гражданско-правовых отношений выступают отношения, складывающиеся в сфере заключения и исполнения гражданско-правовых сделок (главным образом, договоров) и гражданско-правовых обязательств внедоговорного характера в связи с нарушением должниками  условий соответствующих абсолютных обязательств и в связи с причинением вреда (имуществу, жизни и здоровью и морального вреда).

     Метод правового регулирования норм права о гражданско-правовой ответственности характеризуется наличием императивных или диспозитивных санкций, носящих в основном правовосстановительный или компенсационный в отношении потерпевших лиц, их личной или имущественной сферы характер.

     Проблемы гражданско-правовой ответственности имеют актуальное значение для государства и общества в целом. Помимо собственно защиты субъективных гражданских прав, присутствие и эффективность гражданско-правовой ответственности во многом предопределяют состояние законности и правопорядка в экономической, хозяйственной жизни общества, что непосредственно связано, как с уровнем социального благополучия населения, так и с политической стабильностью в стране в целом и в отдельных ее регионах в частности.

     Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность государства предусматривает, устанавливая в ст.  126 ГК два следующих ее начала.

     Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев (об этом далее). Данное правило не распространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам других лиц.

     Во-вторых, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это, согласно действующему законодательству, природные заповедники, лесной фонд, памятники культуры и некоторые другие виды имущества.

     Наряду с названными началами ответственности государственных образований в Гражданском кодексе и других законах определены конкретные случаи их ответственности. Они учитывают особенности договорной и внедоговорной ответственности, а также ответственности за незаконные административно-правовые акты, изданные государственными органами всех уровней.

     В ряде статей Гражданского кодекса предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п.2 ст.120). Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст.56 ГК РФ).

     Ответственность государства наступает в случаях принятия им на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права (п.6 ст.126 ГК РФ). Порядок предоставления таких гарантий определяется Бюджетным кодексом и специальными постановлениями Правительства РФ. Они указывают основания и пределы ответственности по выданной гарантии, которые могут быть и менее суммы обеспечиваемого гарантией денежного обязательства

     Принципиальное значение имеет ст. 16 ГК, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

    Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных Гражданским кодексом. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его безвиновная ответственность (ст. 401 и 1070 ГК).

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приведите пример легализации  обычая делового оборота.

      

     Согласно ст.5 п.1 ГК РФ Обычаем делово оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, не зависимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

     Под легализацией обычая делового оборота, следует понимать, придание правилу поведения или обычаю, определённой юридической силы, относительно возникновения него каких-то споров или противоречий.    

     Примерами легализации обычаев могут служить применяемые в морских портах нормы времени на погрузку и разгрузку судов, учитывающие тонкости, связанные с тоннажем, типом груза и судна, погодными условиями, условиями морских перевозок. Не подлежат легализации такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Российской Федерации Ко