Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:01, курсовая работа
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание, в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.
Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.
Введение........................................................................................3
1. Понятие конституционных прав и свобод.........................................................................................5
2. Классификация основных прав и свобод по Конституции Российской Федерации 1993 года:
а) личные ......................................................................................7 б) политические ...........................................................................9
в) социальные, экономические, культурные.............................12
3. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина................................................................................16
4. Конституционное закрепление юридических гарантий прав и свобод человека ........................................................................................................21
Заключение ..................................................................................24
Список использованной литературы...................
4. КОНСТИТУЦИОННОЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ
ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА
Наша Конституция содержит целый ряд положений
правоохранительного свойства, которые
обеспечивают как пользование правами
и свободами, так и порядок их восстановления.
Последних сравнительно много «каждому, —
сказано в части 1статьи 46 Конституции, —
гарантируется судебная защита прав и свобод».
В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая
различные виды государственной поддержки
прав и свобод и правила их восстановления
в случае нарушения последних «государственная
защита прав и свобод человека и гражданина
в РФ гарантируется». В осуществлении этого
конституционного положения задействованы
все органы государства и некоторые общественные
структур. К правам, направленным на охрану
других прав и свобод, относятся также:
право на жалобу, право на судебный иск,
право обвиняемого на защиту и другие. Указанную
группу прав можно именовать как категорию
прав, выражающую правомочия граждан по защите
своих прав и свобод. Таким образом по объекту
основные права и свободы можно разделить
на 2 группы: 1) составляют те права, которые
предусматривают пользование определенными
социальными благами, 2) направлена на охрану
других прав и свобод личности. Конституционное
право каждого на судебную защиту означает,
что любое лицо может подать жалобу о нарушении
его прав и свобод в соответствующий суд,
а последний обязан ее принять, рассмотреть
по существу и вынести законное и обоснованное
решение.
Надежным и активным инструментом реализации
права на судебную защиту стал закон РФ от 27.04.93 г.
«Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан. С принятием
его наблюдается постоянное увеличение
поступления в суды дел о нарушении прав
и свобод граждан. Этот закон снял препоны,
установленные ранее действовавшим законом
и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться
в суд. Стало возможным обжаловать действия
и решения представительных органов, общественных
организаций и других общественных объединений,
а также воинских должностных лиц и органов
военного управления. Следующим шагом
на пути обеспечения наиболее полной защиты
прав и свобод граждан явился Федеральный
закон от 14.12.95г.»О внесении и дополнений
в закон РФ «Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Расширен круг органов и лиц, решение и действие
которых могут быть обжалованы в суд
Сегодня Российская Федерация вступила
в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49 десятью
странами-учредителями. За это время организация
завоевала заслуженный авторитет. В настоящее
время она насчитывает 39 членов. Основные
направления деятельности исходят из одной
главной идеи — демократия для человека.
Основным документом, на котором строится
деятельность Совета Европы является
Европейская конвенция о правах человека
и основных свободах , принятая 04.11.50. Конвенция
, во-первых, закрепила основные стандарты
прав человека в Европе. Во-вторых, обязала
государства быть последовательными в их реализации.
В-третьих, закрепила международную систему
прав и свобод человека. Цель Конвенции
-поставить в центр Европейской политики
человека. Гражданин России может чувствовать
себя отныне более уверенно, поскольку
его права подлежат защите Европейским
сообществом. Она может осуществиться
посредством подачи жалобы любым гражданином
, о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба
в Европейской традиции имеет один аспект,
который не знаком россиянину. Жалоба —
это сигнал возникновения нарушения прав
и свобод человека, а не только «обращение»,
как было принято в советском законодательстве,
в государственный или иной орган с просьбой
принять меры по устранению допущенных
правонарушений.
Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства,
исключающие возможность рассмотрения
жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит
рассмотрению, если она анонимна, либо
аналогично жалобе, которую уже рассмотрели,
или она является предметом другой процедуры
международного разбирательства или урегулирования
и если к тому же содержащей относящейся
к делу новой информации, также, если необоснованно
либо признанно, что гражданин злоупотребил
правом подачи жалобы в Европейский суд
по правам человека. Суд примет жалобу
от гражданина лишь на нарушение тех прав
и свобод, которые содержатся в Конвенции.
Огромную роль в гарантии прав и свобод
гражданина в последнее время играет существование
законов «О свободе совести и религиозных
объединениях» от 09.09.97 г. , Федеральный закон
«Об основных гарантиях избирательных
прав гражданина РФ» от 06.12.94 года с дополнением
от 26.11.96 года, Федеральный закон от 19.05.95 «Об общественных
объединениях». Хотелось бы особо отметить
федеральный закон «Об уполномоченных
по правам человека в РФ» от 26.02.97, в котором
определен порядок назначения и снятия
с должности уполномоченного по правам
человека в РФ, его компетентности, организационных
форм и условий его деятельности.
Реализация прав и свобод может выражаться
в форме фактического право обладания
,пользования , распоряжения ими или в защите
, восстановлении прав в случае их нарушения;
все это составляет содержание юридического
процесса претворения их в жизнь. Наиболее
полно оно выражается в пользовании теми
социальными благами, которые предусмотрены
соответствующими конституционными правами
и свободами. Чтобы пользоваться правами,
необходимо не только по закону, но и фактически
обладать ими. Фактическое обладание основными
правами и свободами всегда предшествует
пользованию ими, ибо нельзя пользоваться
тем, чем не обладаешь. Любое записанное
в Конституции право содержит не один, а несколько
вариантов возможного поведения, и каждым
из них гражданин может воспользоваться.
В соответствии с Основным законом он всегда
обладает большими правовыми возможностями,
чем в данный момент пользуется. Если рассматривать
содержание прав и свобод российских граждан
во всем объеме, то есть совокупность всех
предусмотренных данными нормативными
актами возможностей, то обладание ими
по общему правилу сопровождается пользованием.
Конституционный Суд РФ также играет большую
роль в обеспечении гарантий судебной
защиты прав и свобод граждан. Это судебный
орган конституционного контроля, самостоятельного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства. Полномочия,
порядок образования и деятельности его
определяются Конституцией РФ и Федеральным
Конституционным законом «О Конституционном
Суде РФ» от 21.06.94 г.
Конституционный Суд РФ в пределах своих
полномочий активно участвует в защите
прав и свобод граждан, выступая как судебный
орган конституционного контроля.
В настоящее время
в России как в органах государственной
власти
Российской Федерации (ее субъектов) и в органах
местного
самоуправления, а также среди институтов
гражданского общества все
еще отсутствует подлинное уважение к человеку
и его правам. И это
понятно, поскольку деформация правосознания,
происходившая
десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение
к правам и свободам
создают сложную ситуацию незащищенности
индивида, его
неуверенность в предсказуемости действий
власти. В этой связи
первостепенной задачей является обучение
культуре прав человека,
которое должно распространятся и на должностных
лиц, и на людей,
проживающих на территории страны.
В каком бы государстве ни находился человек,
в месте ли своего
постоянного жительства или пребывания
(по своим делам и интересам) -
он остается свободным существом, находящимся
под защитой мирового
сообщества, собственного государства,
гражданином которого он
является, а также государства, в котором
он находится. Состояние свободы не даруется
какой-либо публичной властью, а принадлежит
человеку в силу его рождения.
Подобно тому, как человек рождается на свет
с головой, руками,
ногами, разумом и сердцем, так он рождается
и свободным. Это — акт
природы, а при религиозном подходе — Творца.
Совокупность основных,
т. е. неотчуждаемых прав, это и есть естественное
право.
Состояние свободы реализуется через
субъективные права, которые
указывают направления и формы использования
свободы. Эти права тоже
носят естественно-правовой характер,
а потому неотъемлемы и
неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком
даже тогда, когда он сам от
них отказывается.
Однако на пути свободы всегда стоит государство,
создаваемое
людьми для поддержания условий реализации
свободы.
Государство через законы закрепляет
права и свободы человека, и
тогда они становятся мерой возможного,
т. е. обретают границы
дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание
прав и свобод, создание
условий для их претворения в жизнь составляют
длительную цепь
правовых актов и действий, начало которым
кладет конституция.
Конституционные права и свободы — личные,
политические,
социально-экономические — это не все права
и свободы, которыми
обладает человек, а только основные, или
фундаментальные.
Почти все демократические конституции
при самом полном
перечислении прав и свобод в заключение
признают, что перечень не
является исчерпывающим, т. е. что за человеком
и гражданином остаются
и другие права и свободы.
В Конституции Российской Федерации по этому
поводу говорится
(ч. 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской
Федерации
основных прав и свобод не должно толковаться
как отрицание или
умаление других общепризнанных прав
и свобод человека и гражданина».
Конституционные права и свободы граждан
нередко игнорируются и нарушаются, что
не может не компрометировать идею правового
государства, подрывая веру в него. Граждане
справедливо сетуют на проявления бюрократизма,
бездушное чиновничье администрирование,
всевластие местных руководителей, действующих
нередко произвольно, вопреки закону.
По сути дела в стране нет ещё системы эффективной
защиты прав граждан от ведомственного
и чиновничьего произвола. Особую тревогу
вызывает состояние социально-экономических
прав, в особенности права на вознаграждение
за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное
социальное обеспечение. Сложившаяся
ситуация в сфере прав и свобод несомненно
отражает переходный характер российского
общества. В первую очередь, сказывается
неудовлетворительная ситуация в сфере
экономики, отсутствия у государства необходимых
средств. Но «списывать» слабости и недостатки
в обеспечении конституционного статуса
личности только на это было бы неверно.
Свою негативную роль играют другие факторы:
всё ещё непреодолимое неуважение к правам
и свободам человека, отсутствие строгой
и неотвратимой ответственности за их нарушение,
незавершенность законодательства об обеспечении
защиты прав и свобод человека, а также
недостатки в работе государственных структур,
несущих ответственность за состояние
социальной сферы. И это понятно: речь идет
о высшем принципе предназначения государства
-заботе о человеке. Вместе с тем крайне
важно привлечь к решению проблем силы
общества — негосударственный бизнес,
различного рода предпринимательские
и банковские союзы, науку, разнообразные
общественные объединения. Необходим
одновременно строгий и постоянный контроль
общественности за соблюдением прав и свобод
человека в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация
прав человека. Принята на третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией
217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета.
1998. 10 декабря.
2. Международный пакт о гражданских и политических
правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости
Верховного Совета СССР. 1976г. № 17(1831). Ст. 291.
3. Конституция Российской Федерации. Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
М.: Юрайт, 2006.
4. Баглай М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное
право Российской Федерации: Учебник.
М.: Норма, 2005.
5. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное
право России: Учебник. 3-е изд. М.: Юристъ,
2005.
6. Конституция Российской Федерации: Комментарий/Под.
ред. Б. Н. Топорнина. М., 1994.
7. Политология: Энциклопедический словарь./
Под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.
8. Постатейный комментарий к Конституции
Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича.
М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
Информация о работе Конституционное закрепление юридических гарантий прав и свобод человека