Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:05, контрольная работа
Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.
Вопрос 1
Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм…………………………….…………… 3
Вопрос 2
Раскройте правовую основу проведения референдумов………………………………………….. 9
Список использованной литературы………………... 16
Одним
из преимуществ Конституции РФ 1993
г. является то, что она в отличие
от предшествующих, не просто декларирует
возможность использования
Закон регламентирует вопросы, выносимые на референдум. К ним относятся: в обязательном порядке принятие Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает такое решение; нормативный акт или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором; вопросы государственного значения, отнесенные к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации.
Закон четко определяет вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Закон устанавливает обстоятельства, при которых не проводится референдум: в условиях военного или чрезвычайного положения; в последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы; в период избирательной кампании, проводимой на всей территории РФ.
Проведение повторного референдума по данному или сходному вопросу не допускается в течение 2 лет со дня официального опубликования его результатов.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
Для проведения референдума создается инициативная группа граждан, которая регистрируется в соответствующем субъекте федерации по месту проживания. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов федерации, численностью не менее 100 участников референдума в каждой.
Инициативная группа обязана собрать в поддержку проведения референдума не менее 2 млн. подписей участников референдума, при этом на один субъект федерации должно приходиться не более 50 тысяч. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы.
Собранные подписи передаются в Центральную избирательную комиссию, которая проверяет их подлинность и правильность сбора в течение 30 дней. Проверке подлежат не менее 40% подписей. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Если количество достоверных подписей достаточно для назначения референдума и при этом количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило менее 5% от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центральная избирательная комиссия принимает решение и в течение 5 дней передает его Президенту РФ.
В случае, если количество достоверных подписей недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, по решению Центральной избирательной комиссии процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.
Референдум назначает Президент РФ. По представлению Президента Конституционный Суд РФ дает заключение о правомерности проведения референдума поданному вопросу. После этого Президент РФ в течение 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. День голосования по референдуму может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.
В соответствии с изменениями Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ сегодня отсутствует какой-либо обязательный порог явки избирателей, принявших участие в референдуме. Число участников референдума определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Количество избирателей, принявших участие в референдуме, окончательно определяется по числу отметок в списках для голосования.
Если по вопросу, вынесенному на референдум, более 50% участников референдума проголосовало «за» — решение считается принятым.
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории государства и может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом референдуме. Если для реализации решения референдума требуется принятие специального правового акта, соответствующий орган государственной власти обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.
За нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности законодательной (нормативно-правовой) основы традиционно выделяют три вида ответственности: конституционно-правовую (ответственность по избирательному праву); административную и уголовную ответственность. В нынешних условиях именно административная ответственность является одним из широко и часто применяемых видов юридической ответственности в электорально-политической сфере. Административная ответственность в данной сфере призвана воздействовать на различных правонарушителей не только из числа граждан, рядовых избирателей, но и из числа специальных субъектов - должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, председателей и членов избирательных комиссий и других уполномоченных лиц, в той или иной форме участвующих в избирательной кампании.
Право
принимать участие в
Список использованной литературы