Конституционное право на доступ к культурным ценностям: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:09, реферат

Описание работы

Право на доступ к культурным ценностям — гарантированная Конституцией РФ возможность граждан на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Данное право относится к группе культурных прав человека. Включение его в разряд конституционных является одной из особенностей конституционного развития многих стран во второй половине XX в. Культурные права и свободы, помимо названного выше права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации включают также свободу творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

Работа содержит 1 файл

!!!РЕФЕРАТ!!.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    Как отмечается в литературе, "материальные культурные ценности характеризуются  тем, что... являются объектами собственности"5. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению ими соответственно принадлежат конкретным собственникам. Но придание культурным ценностям такого качества, как доступность, влечет за собой определенные ограничения прав собственников. Иные лица наделяются правом пользования культурными ценностями, но именно только как культурными ценностями, то есть отношения между собственниками и ними по поводу использования других полезных свойств данных объектов строятся на иной основе и на них не распространяется норма Конституции Российской Федерации, закрепляющая право граждан на доступ к культурным ценностям. С одной стороны, право на доступ к культурным ценностям предоставляет определенные возможности для субъектов этого права по ограниченному пользованию материальными культурными ценностями, не находящимися в их собственности. С другой стороны, оно налагает на собственников указанных объектов обязанности предоставить их в пользование и не препятствовать реализации права на доступ к культурным ценностям. Таким образом, данные отношения во многом родственны сервитутным.

 

     §3. ОГРАНИЧЕНИЯ И  ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА  доступ к культурным ценностям

    Государство гарантирует право гражданина на доступ к культурным ценностям. Во всех случаях нарушения этого права человек может требовать его восстановления по суду6.

    По  действующему законодательству иски о возвращении культурных ценностей должны предъявляться в суды общей юрисдикции. Таким образом, следует исходить не только из возможности предъявления исков, но и о должном рассмотрении судами.

    Наряду  с судами такие споры могут, как  мне представляется, рассматриваться с использованием примирительных процедур и в порядке третейского разбирательства в международных коммерческих арбитражах. Согласно ст. 8 Конвенции УНИДРУА, стороны могут договориться передать спор для рассмотрения либо в суд или иной компетентный орган, либо в арбитраж (to arbitration). В последнем случае имеется в виду, учитывая российскую юридическую терминологию, именно третейский суд. Следует присоединиться к рассуждениям о преимуществах именно такого способа рассмотрения споров, включающего нейтральность и компетентность арбитров, проведение тщательной экспертизы, сокращение сроков рассмотрения и снижение расходов на ее проведение. Соображения такого рода в пользу международного арбитража были высказаны еще при подготовке Конвенции УНИДРУА в докладе, одним из авторов которого был Марк-Андре Рено. При рассмотрении споров в третейских судах, как образно заметил на московской конференции 2001 г. германо-английский адвокат д-р Карл, стороны получают дополнительную возможность не осуществлять публичную стирку своего белья. В современной России проводится целый комплекс мероприятий по совершенствованию судебной системы, улучшению работы судов. В своем годичном Послании Парламенту Российской Федерации Президент РФ В.В.Путин в апреле 2002 года сказал: "Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами. И эта задача - не только политическая, но не в последнюю очередь – экономическая. Эффективная судебная система нужна и для того, чтобы у отечественных и иностранных компаний не возникало сомнений в ее авторитете и действенности". Об эффективности судебно-правовой системы в этом послании говорится неоднократно. Для обоснованных исков иностранных лиц о возвращении принадлежащих им культурных ценностей, исков, подаваемых в соответствии с нашим законодательством, эти слова главы государства дают основание надеяться на создание возможности объективного рассмотрения споров такого рода.

    Реализации  конституционного права на доступ к  культурным ценностям и обязанности  каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия содействует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 26 декабря 2006 г. Закон устанавливает, что гражданам РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения многонационального народа Российской Федерации, право каждого на доступ к объектам культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта по согласованию с органом его охраны (ст. 7, 52)7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.; 2009.- 21 янв.

    2. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996 г. - №22.- ст. 2591

    3. Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 №4804-1 (в ред. от 01.07.2011 №169-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ – 1993 г. - № 20.- ст. 718

    4. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992 №3612-1 (в ред. от 23.06.1999 №115-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ - 1992 г. - № 46. - ст. 2615

    5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004. - 800с.

    6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2004. - 254с.

      Конституция Российской Федерации.  Проблемный комментарий / Отв.  ред. В.А. Четвернин. М., 1997. 300с.

    7. Конституционное право России: Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. Козловой Е., Кутафина О. – 2008. – 300с.

    8. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., - 1990.- 150с.

    9. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.,- 2005.- 250с.

       

Информация о работе Конституционное право на доступ к культурным ценностям: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты