Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:55, реферат
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц.
Ведение
1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
2. Субъекты конституционного права
3. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
Заключение
Cписок литературы
Содержание
Ведение
1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
2. Субъекты конституционного права
3. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
Заключение
Cписок литературы
Введение
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц.
Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более -- пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны, в этом то и заключается актуальность данной темы.
В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1215 г., Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), принятый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, изданных еще в эпоху средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права.
Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшие ценности свободу индивида, права и свободы человека и подчинить этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.
1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.
Дополнительным основанием ограничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.
Преобладающей формой конституционно-правового регулирования, общественных отношения является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: "Правительство должно получить доверие палат".
Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Свобода мысли и совести не должна нарушаться".
Конституционному праву известен также и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина и иногда при определении полномочий государственных органов: "Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента".
В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые попадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства, этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.
Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классовых и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.
Различия в содержании конституций и конституционных актов, неодинаковые сферы конституционного регулирования порождают разные взгляды о предмете конституционного права в зарубежных странах.
В юридической литературе зарубежных стран существуют различные определения действующего конституционного права. Так, в Великобритании все большее распространение получает концепция, выдвигающая на первый план в объекте конституционного регулирования функции государства, понимаемые, однако, лишь как формы его деятельности (законодательную, исполнительную и судебную). П. Дальтон и Р. Декстер заявляют, что определение конституционного права "...базируется на трех правовых и практических функциях государства: издавать законы, исполнять законы и защищать государство от внутренних и внешних угроз". Это три сферы конституционного права", причем административное право составляет подотрасль конституционного и включается в эти сферы. "Конституционное право есть система правил, регулирующих организацию и функции главных органов государства, их отношения друг с другом и индивидуальными членами государства", - заключают свои рассуждения П. Дальтон и Р. Декстер. Эти же позиции занимают С. Смит и Дж. Маршалл, а также государствоведы прежних английских колоний - нигерийский специалист по конституционному праву Н. Нвабуезе и угандийский ученый Г. Каньейхамбы.
В целом в работах юристов - сторонников английской школы - заметна определенная социологизация исследований по конституционному праву, некоторые из них при определении данной отрасли права остаются на формалистических позициях. Так, индийский конституционалист М.С. Дж.Кагзл в своей двухтомной работе об индийской конституции пишет, что "...конституционное право - это право о создании конституции, ее содержании, толковании и изменении" . Однако содержательной характеристики предмета конституции он не дает.
Французская доктрина отличается от английской тем, что на одно из первых мест в конституционном праве она выдвигает власть и политический режим. М. Прело писал, что конституционное право это "нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти". С этих же позиций подходит к этому вопросу Б. Шантебу, заявляющий, что "конституция - это инструмент институционализации и ограничения власти". К. Леклерк считает, что конституционное право - это наука о власти и ее воплощении - государстве, о ее реализации в различных политических режимах, которые государство создает. И. Гюше также делает акцент на вопросах власти. Он пишет, что "конституционное право есть совокупность норм, имеющих обязательную силу, касающихся власти в государстве (ее структуры, способов приобретения, функционирования)". Правда, он говорит, что оно отражает отношения управляющих и управляемых в обществе.
Известный интерес представляют теоретические построения некоторых итальянских ученых. Характеризуя объект конституционного регулирования, итальянский конституционалист Дж. Ди Вергетти пишет, что конституционное право, будучи правом политической действительности, представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование политического поведения. Поскольку, говорит он, политическое поведения невозможно формализовать посредством какой-то другой отрасли права, такая формализация осуществляется в конституционном праве. Практически такой подход ведет к расширению предмета конституционного регулирования, включая, например, вопросы о политических партиях, но в целом итальянская схема объекта конституционного права мало отличается от французской.
Своеобразный подход к объекту конституционного права существует в мусульманском праве. Традиционное мусульманское право, сложившееся в X в. (его принципы объявлены неизменяемыми), отличалось своеобразной и нечеткой структурой. Оно, разумеется, не имело особой отрасли конституционного права. Нормы, которые по современной классификации можно было бы отнести к мусульманскому конституционному праву, охватывали вопросы "вселенского суверенитета" Аллаха, отношения Аллаха и правоверных, организацию халифата, который трактовался одновременно как государство и мусульманская община - единое образование правоверных в мире.
В сочетании ведущих (ныне канонизированных) исламских правоведов средневековья, в частности Аль-Маварди, выделяется особая система "властных норм". Хотя определения данной отрасли права в книге нет, анализ ее содержания свидетельствует, что к ней автор относил нормы шариата, регулирующие вопросы обязательности халифата как особой религиозно-политической организации общества, избрание халифа, особые качества правителя и выборщиков, консультации правителя с муджтахидами, назначение халифом своего преемника, функции халифа по рассмотрению споров, вопросы организации аппарата правителя "везиря".
В настоящее время отдельные средневековые религиозно-правовые догмы получили отражение в некоторых конституциях арабских стран и других государств. Конституции Пакистана 1956 и 1962 гг. провозглашали суверенитет Аллаха над всей вселенной, а Конституция 1973 г. содержит положение о том, что Аллах делегирует народу земной суверенитет. Есть и многие другие конституционные положения подобного рода, в том числе в конституциях Ирана 1979 г., султаната Брунея 1959 г., Коморских островов 1978 г., эмиратов Персидского залива. Таким образом, объект конституционного права в мусульманских странах расширен за счет положений, которые не встречаются в конституциях большинства других стран, хотя регулирование отношений Аллаха и народа, Аллаха и отдельных мусульман является чисто символическим. Что же касается отдельных сфер регулирования конституционного права в исламских странах, то в подавляющем большинстве из них эти сферы в настоящее время не отличаются сколько-нибудь существенно от других государств. Исключение составляют лишь те страны (Ливия, Саудовская Аравия), где нет конституции, а основным законом считается священная книга мусульман - Коран, содержащая, по преданию, проповеди пророка Мухамеда.
Специфической особенностью конституционного регулирования в некоторых зарубежных странах является обширное законодательство военных режимов. Значительное место в этом законодательстве занимают вопросы институционализации армии как носителя государственной власти, пути создания армейским руководством новых социальных и политических структур. Это вносит определенное своеобразие в предмет конституционного регулирования в условиях военных, в том числе и национально- демократических режимов.
Разнообразие теоретических подходов, неодинаковые сферы конституционного регулирования на практике, различная структура конституционного законодательства создают значительные сложности для определения предмета конституционного права зарубежных стран.
В некоторых учебниках по государственному праву буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, говориться что оно "регулирует основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового статуса личности, взятые в их единстве"
Аналогичная точка зрения выражена в работ пишет, что государственное право "закрепляет и регулирует, прежде всего, основы социально-экономической системы и политической организации общества: основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового положения личности, взятых в единстве". И.Е. Мещеряк отмечает, что государственное право закрепляет основы социально-политического строя данной страны, выражающие волю господствующего класса, обусловленную экономической структурой, базисом общества. Нужно отметить, что примерно такое же определения объекта конституционного права дается в учебном пособии Н.А. Заварнова. Он характеризует государственное право как совокупность норм права, регулирующих организацию и порядок осуществления национальной государственной власти.
Таким образом, с нашей точки зрения, действующее конституционное право зарубежных стран - это ведущая отрасль права каждого государства, нормы, которой в том или ином объеме регулируют основы социально-экономической структуры общества, политической системы (включая организацию государства) и правового статуса личности в единой структуре связи общество - государство - коллектив - личность.
Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Однако оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью перечень лишь основных предметов правового регулирования. Такое определение облегчит правильное понимание всего последующего материала.
2. Субъекты конституционного права
Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.
К первой группе субъектов относятся: граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы).
Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности.
Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения. Государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания. Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль деятельности других органов, исполнение законов и т.д.). Они выступают в данных отношениях как носитель властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники деловых отношений.
Информация о работе Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах