Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 05:45, контрольная работа
Парламент – общенациональное представительное учреждение демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.
1. Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах……….3
2. Система высших органов государственной власти в КНР……………………..8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования
«Читинский государственный университет»
(ЧитГУ)
по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»
ВАРИАНТ № 7
Выполнил: студент
Проверил:
Чита - 2012
Содержание
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…….15
Парламент – общенациональное представительное учреждение демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.
В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств воздействия на него.
Парламентаризм – особая система государственного руководства
обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и
исполнительного, при привилегированном положении парламента.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, это – высшее качество парламента. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.
Юридическим
выражением парламентаризма
Порядок
формирования парламентов
- формирование
верхних палат посредством
- формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с
некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония);
- чисто феодальный способ формирования верхней палаты (Великобритания);
- формирование
верхней палаты посредством
- формирование
верхних палат смешанным путем,
Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их
компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции.
Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соответствующего избирательного округа, откуда следует запрещение императивного мандата и права отзыва. Однако это не делает депутата парламента полностью независимым по следующим причинам:
- депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине;
- депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную компанию;
- депутат
в известной степени зависит
от своего избирательного
поскольку судьба мандата решается голосованием.
Депутат в демократическом государстве – профессиональный парламентарий.
Содержание депутатского мандата:
- индемнитет – вознаграждение за деятельность депутата, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.;
- иммунитет
– целый ряд прав и
Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат, вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания выборов недействительными. Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов.
В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат структура парламента и объем компетенции.
По структуре парламенты подразделяют на:
- двухпалатные
(сенат США, Совет штатов
- однопалатные, составляющие в настоящее время большинство Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.).
По объему компетенции:
- парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции);
- парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии);
- парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции (парламент Индии, парламент Малайзии, бундестаг ФРГ).
Полномочия парламента.
1. Законодательная деятельность. В современных условиях в ней все более повышается роль исполнительной власти:
- современный зарубежный парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы;
- непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества;
- парламентское
большинство, принимающее
2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По мере укрепления исполнительной власти в современных индустриально развитых государствах почти полностью перешли в руки правительства. Парламенту принадлежит большей частью пассивная роль.
3. Контроль
над деятельностью
- постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность;
- резолюция порицания, которая вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты;
- интерпелляция – обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу;
- вопросы устные и письменные, широко применяемые в парламентарных странах и служащие не столько для контроля правительства, сколько для его критики;
- деятельность расследовательских комитетов и комиссий, создаваемые парламентами всех стран для ревизии деятельности административного аппарата, а также распространяющие свою активность на работу политических партий, профсоюзов, общественных организаций;
- институт омбудсменов – парламентских должностных лиц, наделенных широкими контрольными полномочиями.
4. Судебные
полномочия зарубежных
Система высших органов государственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и представляет собой систему органов:
- Председатель КНР,
- Всекитайское собрание народных представителей с Постоянным
комитетом,
- Государственный совет
- Верховный народный суд.
В современной КНР государственная власть по всем направлениям принадлежит только собраниям народных представителей.
В Китае не принята концепция
разделения властей. Здесь применяется
иной подход: считается, что органами государственной
власти являются только представительные
органы типа советов, которым снизу доверху
принадлежит полнота государственной
власти (организационно-правовая концепция
единства государственной власти). Различаются:
органы государственной власти (высшие
и местные), органы государственного управления
(высший орган общей компетенции — правительство,
местные — исполнительные комитеты собраний
народных представителей), органы суда
и прокуратуры. Органы контроля в особую
систему не выделяются: главный ревизор
государства является членом правительства.
К числу высших органов
государственной власти относятся: Всекитайское
собрание народных представителей — верховный
орган государственной власти, его Постоянный
комитет и Председательство республики
(Председатель республики и его заместитель).
Всекитайское собрание народных представителей
избирается на 5 лет собраниями народных
представителей провинций, автономных
районов (наиболее крупных автономных
единиц), городов центрального подчинения,
а также представителями армии по рассмотренной
выше системе. В его составе должно быть
не более 3 тыс. депутатов, в настоящее
время их немного меньше, В такой коллегии
трудно вести деловое обсуждение, заседания
зачастую приобретают парадный, заранее
отрегулированный характер.
Депутаты ВСНП должны
совмещать депутатскую работу с трудом
на производстве, в учреждениях и т.д. Считается,
что статус «неосвобожденного депутата»
позволяет ему быть тесно связанным с
массами, трудиться вместе с ними, лучше
знать их настроения и нужды. При этом,
конечно, остается совсем мало времени
на государственную депутатскую работу.
ВСНП — орган однопалатный. У него нет
постоянного председателя и постоянного
руководящего органа. Заседаниями руководит
президиум сессии, который избирается
на каждой сессии. Члены президиума руководят
заседаниями обычно поочередно. ВСНП создает
отраслевые (специализированные) постоянные
комиссии: финансово-экономическую, по
иностранным делам, по делам китайцев,
проживающих за границей, по делам национальностей
и др. Они предварительно обсуждают законопроекты,
рассматривая их, в частности, с точки
зрения соответствия конституции. С этих
же позиций они оценивают правовые акты
высших органов государственного управления
и местных собраний народных представителей,
рассматривают запросы, исходящие от ВСНП
и его Постоянного комитета, дают ответы
на них, представляют в ВСНП и Постоянный
комитет справки и доклады, вносят предложения,
относящиеся к компетенции ВСНП и Постоянного
комитета ВСНП.
Хотя в Китае, как отмечалось,
существует несколько партий, в составе
ВСНП нет партийных фракций. Вместо них
создаются делегации (депутатские группы)
от избирательных единиц (различных провинций,
автономных районов, городов центрального
подчинения, вооруженных сил). Они предварительно
обсуждают выносимые на сессию вопросы,
рассматривают законопроекты, могут поручить
своим представителям выступить на заседании
ВСНП с изложением позиции данной депутатской
группы. Делегации имеют право законодательной
инициативы. Руководят их деятельностью
избираемые ими председатель и его заместитель.
В соответствии с конституцией ВСНП обладает
широкими полномочиями: издает законы,
избирает другие высшие органы государства
и высших должностных лиц, утверждает
планы социально-экономического развития,
государственный бюджет и отчет о его
исполнении, решает
вопросы войны и мира и т.д. Полномочия
ВСНП неограниченны, поскольку, как гласит
конституция, помимо перечисленных в ней
полномочий ВСНП может осуществлять и
другие полномочия, присущие высшим органам
государственной власти. На деле самостоятельность
ВСНП невелика: его деятельность направляется
высшими органами Компартии в соответствии
с принципом ее руководящей роли. С другой
стороны, наряду с ВСНП существует другой
высший орган государственной власти
— Постоянный комитет ВСНП, у которого
по конституции есть свои полномочия органа
государственной власти.
ВСНП работает в сессионном
порядке, сессия созывается один раз в
год. Она обычно продолжается приблизительно
две недели. Помимо депутатов на сессии
обязаны присутствовать члены правительства,
Центрального военного совета (весьма
влиятельного в Китае органа, занимающегося
отнюдь не только военными делами), председатель
Верховного народного суда, генеральный
прокурор Верховной народной прокуратуры.
С разрешения президиума сессии на ней
могут присутствовать заинтересованные
работники других коллективов и ведомств.
Сессии предшествует подготовительное
заседание, на котором избирается президиум
сессии (таким образом, официальную сессию
открывает уже избранный президиум), начальник
секретариата сессии, принимается повестка
дня, решаются некоторые организационные
и процедурные вопросы. Право законодательной
инициативы на сессии имеют: президиум
ВСНП, Постоянный комитет ВСНП, отраслевые
(специальные) постоянные комиссии, Государственный
совет (правительство), Центральный военный
совет, Верховный народный суд, Верховная
народная прокуратура, делегации (депутатские
группы), а также группы депутатов численностью
не менее 30 человек.
Постоянный комитет
ВСНП занимает своеобразное положение
в системе высших органов государственной
власти. С одной стороны, он — орган ВСНП,
подчиненный ему и замещающий его почти
по всем вопросам полномочий ВСНП между
его сессиями. С другой стороны, это высший
орган государственной власти, имеющий
самостоятельные полномочия, которые
он осуществляет независимо от того, заседает
или не заседает ВСНП. Наконец, Постоянный
комитет ВСНП наряду с Председателем республики
выполняет наиболее существенные полномочия
главы государства.
Постоянный комитет ВСНП
избирается ВСНП в составе председателя,
заместителя, начальника секретариата
и членов. Хотя он избирается на 5 лет и
новым составом ВСНП избирается новый
Постоянный комитет, ВСНП в любое время
может переизбрать его (частично состав
менялся на практике неоднократно).
К собственной компетенции
Постоянного комитета ВСНП относятся:
толкование конституции и законов; контроль
за работой правительства — Государственного
совета с правом замены министров; контроль
за работой Центрального военного совета,
Верховного народного суда. Верховной
народной прокуратуры; право отменять
акты органов государственной власти
(собраний народных представителей) высшей
ступени единиц административно-
Особое значение имеет право Постоянного
комитета ВСНП издавать законы по частным
вопросам (частные законы) и вносить изменения
в законы, принятые ВСНП. Однако по некоторым
важнейшим вопросам, перечисленным в конституции
(гражданское и уголовное законодательство,
государственная структура, поправки
к конституции), он принимать законы не
может. В конституции имеется и общая оговорка:
Постоянный комитет не может принимать,
помимо перечисленных, другие основные
законы. На практике именно Постоянный
комитет ВСНП выполняет основную законотворческую
работу, поскольку сессии ВСНП редки и
непродолжительны.
Наряду с собственными
Постоянный комитет ВСНП имеет также производные
полномочия, которые он осуществляет,
если ВСНП не заседает. К их числу относятся
поправки к планам социального и экономического
развития, а также к законам о государственном
бюджете (сами планы и бюджет принимаются
ВСНП), назначение и смещение министров
по представлению председателя правительства,
главного ревизора и начальника секретариата
правительства (председателя правительства
может сместить лишь ВСНП), назначение
и смещение членов Центрального военного
совета по представлению его председателя,
принятие решений об объявлении войны
в двух случаях: если КНР подвергнется
вооруженному нападению и в случае выполнения
международных договоров по взаимной
обороне от агрессии.
Полномочия Постоянного комитета, как
и самого ВСНП, тоже остаются открытыми:
в конституции нет исчерпывающего перечня,
говорится, что ВСНП может возложить на
Постоянный комитет и другие функции.
Наконец, Постоянный комитет принимает
решения по ряду традиционных полномочий
главы государства, но акты на основании
этих решений издает Председатель КНР
(например, о ратификации и денонсации
международных договоров, о назначении
и отзыве полномочных
представителей КНР в иностранных государствах
и международных организациях, награждении
орденами и присвоении почетных званий).
В результате функции главы государства
в КНР выполняются, по существу, совместно
Постоянным комитетом ВСНП и Председателем
республики.
Постоянный комитет ВСНП проводит заседания
один раз в два месяца. В соответствии
с регламентом Постоянного комитета ВСНП
его члены обладают индемнитетом; они
должны выступать по существу вопроса,
участвовать в инспекционных поездках
по стране, но при этом не вправе решать
поставленные задачи. Член Постоянного
комитета, серьезно нарушивший Регламент,
должен выступить на заседании с самокритикой,
причем, как это специально оговаривается,
в присутствии председателя Постоянного
комитета.
Информация о работе Конституционное (государственное) право зарубежных стран