Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание работы

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

Приоритет экономических  факторов в социальной сфере принципиально  важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для  развития механизмов коллективной ответственности  и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.

Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление  угроз национальным интересам России в области экономики, также требует  дальнейшего совершенствования  законодательства Российской Федерации  в указанной области и обеспечения  строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

Сближение интересов  населяющих страну народов, налаживание  их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной  национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к  решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной  политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Укрепление российской государственности, совершенствование  федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Осуществление конституционного принципа народовластия  требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы  России. Это обеспечивается конституционным  принципом разделения властей, установлением  более четкого функционального  распределения полномочий между  государственными институтами, укреплением  федеративного устройства России путем  совершенствования ее отношений  с субъектами Российской Федерации  в рамках их конституционного статуса.

Основными направлениями  защиты конституционного строя в  России являются:

  • обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
  • разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
  • выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
  • совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью  и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической  и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке  комплексной системы мер для  эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приоритетное  значение имеет формирование системы  мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого  человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью  являются:

  • выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
  • усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
  • укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
  • привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
  • расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Решения и меры, принимаемые органами государственной  власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными  и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом  и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею в  первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов  граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации  в сфере борьбы с преступностью  и соблюдения прав человека. Важно  лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции и устранения условий  для легализации капиталов, нажитых  незаконным путем, необходимо создать  действенную систему финансового  контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового  воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и  служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности.

Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными  органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с  терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный  механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все  возможные каналы незаконного оборота  оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления  из-за рубежа.

Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие  ущерб Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации  включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния  всех народов России, формирование государственной политики в области  духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование  эфирного времени в электронных  средствах массовой информации для  проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные  проявления, а также включает в  себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора  духовного единения народов многонациональной  России и языка межгосударственного  общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств.

В целях обеспечения  сохранности и развития нашего культурного  и духовного наследия необходимо создание социально-экономических  условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов  государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой  и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской  и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в  области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

К числу приоритетных направлений деятельности государства  в экологической сфере относятся:

  • рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
  • предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  • экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  • безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

Необходимы новый  подход к организации и ведению  гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование  единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами  иностранных государств.

Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:

  • проведение активного внешнеполитического курса;
  • упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
  • обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
  • защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
  • развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
  • полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
  • содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
  • достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
  • выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
  • адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
  • содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
  • развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.

Обеспечение военной  безопасности Российской Федерации  является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в  данной области является обеспечение  возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и  другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации  требуют наличия достаточной  для ее обороны военной мощи. Вооруженные  Силы Российской Федерации играют главную  роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей  Российской Федерации является осуществление  сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том  числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Российская Федерация  должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение  заданного ущерба любому государству-агрессору  или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение  совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в  локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание  для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление  Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Одним из важнейших  стратегических направлений в области  обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное  взаимодействие и сотрудничество с  государствами - участниками Содружества  Независимых Государств.

Интересы обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих  обстоятельствах необходимость  военного присутствия России в некоторых  стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Информация о работе Концепция национальной безопасности Российской Федерации