Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:28, доклад
Институт банкротства в настоящее время прочно вошел в систему Российского права. За период с 1992 г. по настоящее время было принято три федеральных закона о несостоятельности (банкротстве) - Закон РФ от 19 октября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который и действует по настоящее время с различными изменениями и дополнениями.
К вопросу о принятии Федерального закона «О банкротстве физических лиц»
Институт банкротства в настоящее время прочно вошел в систему Российского права. За период с 1992 г. по настоящее время было принято три федеральных закона о несостоятельности (банкротстве) - Закон РФ от 19 октября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который и действует по настоящее время с различными изменениями и дополнениями. Эти законы детально регулировали и регулируют взаимоотношения несостоятельного должника - юридического лица с кредиторами. А взаимоотношения физического лица, оказавшегося в подобной ситуации, до настоящего момента остаются практически неурегулированными. Хотя и в законе 1998 г. и в законе 2002 г. нормы, долженствующие регулировать банкротство физического лица, были предусмотрены, однако, применение этих норм невозможно, поскольку это противоречит Гражданскому кодексу РФ, где такая возможность не предусмотрена.
Формальный подход к разграничению деятельности гражданина на предпринимательскую и непредпринимательскую, принятый в современном российском законодательстве о банкротстве, оставляет за пределами правового поля такие сферы как, например, потребительское кредитование. Остаются неурегулированными многие вопросы взаимоотношений гражданина - должника и кредиторов, что в условиях отсутствия эффективной системы исполнительного производства и реальной возможности с помощью правовых средств получить долги приводило к криминализации этой сферы. Неплатежеспособность необязательно должна быть связана с предпринимательской деятельностью гражданина - она может быть вызвана отсутствием или нехваткой у должника наличных средств на дату исполнения обязательства, внезапным заболеванием или иным неблагоприятными обстоятельствами. Поэтому институт банкротства гражданина, который применяется в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших в тяжелое материальное положение волею обстоятельств, может позволить в один момент очисться от бремени долгов и начать все с начала. В положении должника с непосильным бременем гражданин может оказаться, взяв займ у банка, купивший недвижимость или дорогостоящий товар в кредит и т. п. Но в настоящее время нормы о несостоятельности граждан в России не действуют. Поэтому, можно сказать с уверенностью, что в России нет альтернативных правовых средств для решения проблемы недостатка имущества для расчета
с кредиторами. Главное отличие правового регулирования банкротства от регулирования других видов отношений должника с кредиторами - совершенно разные цели.
Если цель Закона «Об исполнительном производстве» - полное удовлетворение требований кредитора, то цель законодательства о несостоятельности - пропорциональное удовлетворение кредиторов. Такое регулирование нужно, прежде всего, для разрешения конфликта между требованиями кредиторов. Закон о несостоятельности действует сегодня только в отношении предпринимателей и юридических лиц. В результате проигрывают не только граждане - должники, проигрывают и кредиторы, поскольку удовлетворение имеет только тот кредитор, который обратился первым и сумел получить имущество раньше других.
Еще одна существенная причина, по которой банкротство должника для кредитора выгоднее, чем исполнительное производство. Исполнительное производство состоит в продаже имеющегося у должника имущества и удержания из доходов должника части средств на выплату кредитору. Других инструментов у пристава-исполнителя нет. Кроме того, он связан исполнительным листом, в котором выражено решение суда. Стоимость обслуживания проблемного долга зачастую выливается кредитору в сумму, которая бывает больше всей стоимости проведения процедуры банкротства.
Таким образом, законодательное урегулирование банкротства граждан на настоящий момент является просто необходимым, но такой закон все еще не принят. Законопроект находится на обсуждении в Правительстве РФ. Что же предлагает законодатель в данном проекте для должника и кредитора? Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или)обязанность не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Для определения признаков банкротства гражданина учитывается, в том числе размер обязательств по возврату неосновательного обогащения в виде уплаченных до расторжения договора имущества, выполненных работ или оказанных услуг и по возмещению убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательств.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов; конкурсное производство; мировое соглашение. Дело о банкротстве гражданина подлежит рассмотрению Арбитражным судом по месту жительства должника. Правом обращения в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают гражданин-должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Заявление о признании гражданина банкротом принимается судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 50 000 руб. и указанные требования не исполнены в установленный срок. Заявление должника может
быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в фиксированной сумме за два месяца и опубликование сведений об открытии конкурсного производства в средствах массовой информации.
Конкурсное производство вводится в отношении гражданина на срок до шести месяцев. С даты открытия конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве считается наступившим. К последствиям открытия конкурсного производства относится прекращение начисления процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам должника. Прекращается взыскание по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, о признании права, а так же по требованиям о взыскании алиментов. Полномочия по распоряжению имуществом переходят к конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий - процессуальная фигура, которая профессионально помогает гражданину пройти процедуру конкурсного производства. Если должник-гражданин является добросовестным, т. е. хочет принять непосредственное участие в деле выплаты задолженностей, то он вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов.
План реструктуризации долгов должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, известных должнику на момент представления плана реструктуризации долгов в денежной форме. Срок реализации плана не может быть более пяти лет, и понятно, что одного желания должника расплатиться недостаточно, необходимо, что бы гражданин имел постоянный доход. Если план реструктуризации не выполнен, или вообще не был представлен, то должник признается банкротом и наступают определенные последствия этого: гражданин не вправе обращаться в кредитные организации за получением кредита без указания на свое банкротство в течение пяти лет с момента признания его банкротом. После признания должника банкротом дело о банкротстве не может быть возбуждено в течение пяти лет. На любой стадии рассмотрение дела о банкротстве может быть заключено мировое соглашение между должником и кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения практически идентичны требованиям ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Единственное отличие - в нем не принимает участия конкурсный управляющий. Цель мирового соглашения - поэтапное, наиболее полное удовлетворение требований всех кредиторов. Как видно даже из краткого обзора, положения проекта закона о банкротстве физических лиц достаточно либеральны к должнику, предоставляют ему достаточную самостоятельность в процедурах
банкротства.
Тем не менее, положение кредиторов так
же является защищенным, у них имеются
определенные процессуальные права, чтобы
на любой стадии распознать недобросовестность
должника, путем перехода от одной процедуры
к другой. Начался уже 2011 г., а данный законопроект
не прошел еще даже первого чтения в Госдуме,
поэтому его применение отдаляется на
неопределенное время. Хотелось бы, чтобы
процесс принятия такого нужного законодательного
акта был ускорен.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. IV. Конкурсный процесс. Торговый процесс [Электронный
ресурс].
- Режим доступа: http://download.nchti.ru/libr/
Самохвалова Н. История развития несостоятельности (банкротства) физических лиц в России //
Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 10. - С. 45.
Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными пред-
принимателями:
Дис... канд. юрид. наук.
- Пермь, 2001. - С. 71.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 26.10. 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротст-
ве)» // [Электронный ресурс]: «Консультант плюс».
2 Минэкономразвития: закон о банкротстве физических лиц может появиться в России в 2011 г. //
Российская газета от 07.12.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/07/
bankrotstvo-anons.html.
Информация о работе К вопросу о принятии Федерального закона «О банкротстве физических лиц»