Автор: r***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Учение о правоотношении, возникающем на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными правами и обязанностями, является одним из основных в теории государства и права.
Правовое регулирование может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел. Социальное управление, которое игнорирует факты, неизбежно теряет свою эффективность, превращается, в конечном счёте в бесполезную деятельность.
б) Легальные (предложения, которые прямо или косвенно закреплены в нормах права. Например: презумпция невиновности).
а) Общеправовые (Они действуют во всех отраслях права).
- Презумпция истинности нормативного правового акта (означает, что каждый нормативный правовой акт содержит правильные правовые предписания и отвечает всем требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам);
- Презумпция знания закона (означает, что все опубликованные законы подлежат их безусловной реализации и должны соблюдаться всеми субъектами независимо от их правовой осведомленности. В случаях совершения правонарушения никто не вправе ссылаться на незнание закона, т. к каждый гражданин обязан знать законы своего государства);
- Презумпция добропорядочности (означает, что каждый гражданин предполагается добропорядочным, т.е не имеющим противоправных намерений. Это презумпция является предпосылкой возникновения многих правоотношений, т.к она исключает необходимость в каждом конкретном случае проверять добропорядочность субъекта);
б) Отраслевые презумпции (выполняют роль юридических фактов в определенной отрасли права);
- Презумпция
компетентности вышестоящего
- Презумпция отцовства (в семейном праве);
- Презумпция невиновности (в уголовном праве).
а) Опровержимые (эти положения, которые допустимо оспаривать, например: презумпция отцовства);
б) Неопровержимые (эти положения являются принципами права, следовательно, их нельзя оспорить: презумпция знания закона, презумпция недееспособности малолетнего).
Юридическая фикция- заведомо неистинное положение, которое признается истинным и тем самым вносит определенность в правовое положение лица и способствует регулированию общественных отношений с участием этого лица.
В российском праве юридические фикции закреплены нормами нескольких отраслей права.
Например:
Гражданское право в
В уголовном праве- граждане считаются несудимыми, если судимость снята или погашена в установленном порядке.
Нормативное
закрепление юридических фикций
в качестве юридических фактов является
оправданным и необходимым.
Глава 3 Функции юридических фактов
Функции юридических фактов- это обобщенная характеристика их роли и задачи в механизме правового регулирования. Правовое регулирование сложная, многоплановая система, соответственно, неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную, дополнительные, специальные функции юридических фактов.
Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании- обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.[6]
Правильно понять и оценить значение указанной функции юридических фактов можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение- конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально- юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом- основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.
Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены» рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, основание для отказа в приеме искового заявления (статья 129 ГПК РФ), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (статья 5, 108 УПК РФ), обстоятельства, исключающие преступность деяния (статья 37 – 42 УК РФ) и другие. Эти юридические факты- своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.[12]
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствуют интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности).
К специальным функциям юридических фактов относятся: правопорождающая (факты могут вызывать наступление правовых последствий), правопрепятствующая, когда наличие некоторых юридических фактов тормозит наступление последствий , правоуничтожающая и правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских прав при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка.
Юридические факты, таким
3.1 Сложные юридические факты и фактические составы
В качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы». В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты- такие фактические обстоятельства, которые состоят из нескольких юридически значимых сторон. Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент- «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент- возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов- факты- правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «волевой критерий», согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то и другое- сложные юридические факты.
Закрепление сложных юридических фактов в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены недостаточной дифференцированностью правового регулирования. Так, статья 1 Водного кодекса Российской Федерации определяет загрязнение водных объектов как «сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод». Таким образом под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия, так и неумышленные , а также события, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью человека, но без его прямого умысла. В данном случае закон отражает социально- правовую ситуацию чересчур «укрупненно». Данный юридический факт мог бы быть заменен несколькими более конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи «загрязнения». [11]
Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами.
Фактический состав- совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий- возникновения, изменения, прекращения правоотношения.
Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение в законе установленного возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.[2]
От сложного юридического
Способ связи элементов
Виды фактических составов отражают особенности факторов, их обусловливающих.
Основной причиной существования таких составов, очень похожих на юридические факты, является разнородность фактов.[13]
Сложные (“связанные”)- это системы фактов, между которыми существует последовательность, жесткая зависимость: факты в составе накапливаются в строго определенном порядке. Здесь элементы состава должны располагаться в строго определенном законом порядке, причем наступившая часть состава открывает более значительные юридические возможности.
Смешанные- это системы фактов, связь между которыми частично свободна, а частично жесткая. Так, при пенсионном обеспечении до определенного момента факты могут накапливаться в любом порядке (неважно, что приобретено раньше стаж или пенсионный возраст), а затем они должны накапливаться уже в строго определенной последовательности (заявление о выдаче пенсии, затем- акт органа социального обеспечения).
Бланкетные (относительно определенные)- это составы, которые не полностью предусмотрены в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Следовательно, бланкетные составы характеризуются тем, что они складываются из предпосылок индивидуальных актов и обстоятельства, указанные в норме, порождают последствия только посредством акта юрисдикционного органа. Например, фактический распад семьи приводит к расторжению брака только в совокупности с определением суда о разводе.