Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:26, реферат
В формальном смысле юридическая Конституция— это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе его практического применения обстановка меняется (появляются новые учреждения, принимаются новые конституционные законы и т.д.). На практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической Конституции. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической Конституции или Конституции в материальном смысле слова.
1. Понятие Конституции
2. Эволюция Казахстанской Конституции
3. Первая Конституция РК
4. Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кызылординский
Государственный Университет
Коркыт Ата
Тема:
Действующая Конституция
Подготовила: Жудабаева З. Т.
Группа: ПД 11-1
Принял: Нурымов А.С.
Кызылорда 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие Конституции
2. Эволюция Казахстанской Конституции
3. Первая Конституция РК
4. Заключение
1. Понятие Конституции
Понятие “конституция” применяется в двух смыслах. В формальном смысле юридическая Конституция— это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе его практического применения обстановка меняется (появляются новые учреждения, принимаются новые конституционные законы и т.д.). На практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической Конституции. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической Конституции или Конституции в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая Конституции могут как совпадать, так и расходиться. В некоторых странах политическая элита стремится править помимо Конституции, объясняя это необходимостью и целесообразностью. Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, Конституция вступает в противоречие с реальностью. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе.
В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик, состоящий из 15 союзных республик. Все бывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская Советская Социалистическая Республика тоже объявила себя самостоятельным государством.
16 декабря 1991 года Верховный
Совет Республики Казахстан
28 января 1993 года Верховный
Совет Республики Казахстан
2. Эволюция Казахстанской Конституции
Как известно, история развития общества полна парадоксов, и один из них - страна может иметь Конституцию и не иметь конституционализма. Ведь юридическая форма не всегда наполняется соответствующим содержанием. Это случается, когда Основной Закон не отражает и не закрепляет либерально-демократические ценности правовой организации власти, собственности и свободы в обществе, права человека и гражданина в государстве.
История первой Конституции Республики Казахстан начинается с распада Союза ССР и принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР в 1990г.
Распад Союза ССР еще можно было отсрочить, но уже нельзя было предотвратить. Однако тогда, в начале 90-х годов, мало кто предполагал, что распад Союза ССР начнет с катастрофической скоростью перерастать в его развал.
И нужно отметить, что Казахстан, в отличие от ряда других союзных республик меньше всего стремился к «отделению» и был готов войти в новое содружество республик на основе Союзного договора.
15 ноября 1990г.
на пленарном заседании
И как оказалась, движение за суверенизацию в бывших союзных республиках было намного сильнее, чем новое объединительное движение, ведущее к Союзу суверенных государств. Именно в этих сложнейших политических условиях разрабатывалась и 25 октября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.
Высшей, наиболее развитой формой социальной власти, единство всеобщей и мобилизирующей, способной на определенной территории сплотить людей в один народ, является власть государственная. Сущность ее – суверенитет.
Суверенитет
– сущность государственной власти,
которая реализуется в
Государственная власть не подчинена власти какого-либо другого государства, т.е. независимо вовне, и верховна внутри страны, потому как она централизована и едина.
Можно сказать, что эволюция Казахстана к конституционализму вбирает в себя практически весь двадцатый век. Ее, с известной долей условности, можно разделить на следующие основные периоды, это:
досоветский – 1900-1917 гг. –от национально- демократических идей к проекту Конституции Алаш;
советский период – 20-е конец 80-х гг.;
завершающий советский период – 2-я половина 80-х-1990-й гг.;
постсоветский период утверждения суверенитета де-юре – 1991-1993гг.;
начальный период суверенного развития Казахстана - с ноября1993гг.
И, после неудавшегося
в результате гражданской войны
опыта национально –
Следующая веха
– Декрет ВЦИКа «Об образовании
Автономной Киргизкой Советской
социалистической Республики» от 26
августа 1920 г. Была определена территория
казахстанской автономии в
С образованием
Союза ССР и принятием
Нельзя не отметить, что ретроспекция этого периода приводит к выводу, что он оказался во всей советской истории Республики если не наиболее, то весьма благотворным для политического самоопределения казахской нации в пространстве этногенетической родины своих предков как необходимой основы ее консолидации в государственно-территориальную общность и для дальнейшего становления государственного суверенитета. Юридические признаки последнего уже складывались и проявлялись в виде собственной Конституции казахской автономии, в деятельности высших органов государственной власти и управления, в определенной возможности законодательствовать на территории Казахстана, наконец, республика осуществляла прямые внешние межгосударственные контакты внутри Союза ССР.
Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской государственности в составе Союза ССР, когда он заимел повышенный статус непосредственного субъекта советской Федерации и по Конституциям Казахской ССР 1937 и 1978 гг.развивался формально - юридически как суверенное государство.
Особого внимания в эволюции Казахстана к конституционализму заслуживает период утверждения суверенитета республики де-юре(1989-1993гг.). Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» принятая Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 г., впервые установила три принципиальные для состояния суверенных прав Казахской ССР государственно-правовые нормы:
а) о верховенстве
Конституции и законов
б) об исключительной собственности Казахской ССР, составляющей основу ее суверенитета, на землю и недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на весь экономический и научно-технический потенциал, на «все национальное богатство, имеющееся на ее территории» и также закреплялось «право Казахской ССР на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе»;
в) о праве
Казахской ССР «выступать самостоятельным
субъектом международных
С Декларации, вобравшей основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, началась разработка проекта новой Конституции Республики.
2 марта 1992 г. Республика Казахстан была принята в Организацию Объединенных Нации в качестве полноправного члена.
28 января 1993г.,
после двухлетних поисков
Нельзя не
отметить, что Конституция 1993 г. открыла
простор для положительной
Принятие Конституции
1995 г., ее дух – неотъемлемые моменты
преемственности превратили нашу Республику
Казахстан в детище конституционной
эволюции и одновременно открыли
перспективы дальнейшего развит
Конституция 1995 г. можно сказать – историческое предопределение ею структуры и механизма государства вследствие легитимирования верховной власти и установления ее пределов самим народом Казахстана.
И как гласит
преамбула Конституции
Мы верим в будущее нашей Республики, и считаем, что государственные меры по демократизации политической жизни страны и по либерализации экономики и отношений собственности должны придать новые импульсы социальному развитию Казахстана – единого во всем своем многообразии.
3. Первая Конституция РК: принятие, положения
Первая конституция Казахстана, как полностью суверенного и независимого государства, была принята на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва. Произошло это 28 января 1993 года. То есть, новую конституцию принимал не народ республики на референдуме, как это будет сделано в России, а избранный еще в советское время представительный орган. В любом случае такой вариант принятия умалял демократичность и легитимность данного акта.
Конституция Республики Казахстан 1993 года состояла из IV основных разделов и раздела о переходных положениях, 21 главы, 131 статьи и приложения перечня конституционных законов. По формальным параметрам структура данной конституции гораздо более соответствовала практике современного конституционализма, чем прежний текст Основного Закона. Разделы последовательно освещали основы конституционного строя, права и свободы граждан, основы устройства общества, государственные институты, гарантии соблюдения конституции.