Автор: Сауле Семёнова, 07 Ноября 2010 в 19:01, контрольная работа
Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики1 . Правовая система – это вся “правовая действительность’’ данного государства
нет
После борьбы за независимость и образования Соединённых Штатов в них сохраняли своё действие английские законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, но лишь в том случае, если они не противоречили конституции и новым законам. Вместе с тем продолжали действовать и нормы английского общего права, сформулированные в решениях британских королевских судов. На базе этих норм в штатах складывались свои системы общего права, сходные между собой, но в чём-то различающихся, поскольку в каждом штате силу обязательного судебного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным органом штата, а решения судебных органов другого штата имеют силу лишь «убеждающего прецедента». Однако при необходимости американские суды отказываются следовать «устаревшим» прецедентам.
Важнейшее отличие американской правовой системы от английской состоит в предопределяющей роли конституции в качестве основного источника права. Соотношение же законодательных актов, издаваемых Конгрессом и властями штатов, и норм общего права на протяжении всей истории США не раз изменялось. Основная тенденция в развитии американского права – возрастание роли законодательства при сохранении принципиального значения решений Верховного суда США.
Законодательство штатов, расположенных на территориях, отторгнутых от Мексики (Техас, Невада и др.), обнаруживает влияние испанской правовой системы.
В США, в отличии от Великобритании, законодательство приняло в значительно большей мере кодифицированный характер. Так ещё в 1776 году штат Виржиния поручил Джефферсону подготовить проект уголовного кодекса, который был принят в 1796 году.
Соотношение федерального законодательства
с законодательством штатов было определено
в конституции США, однако оно не раз подвергалось
существенным изменениям. Федеральное
законодательство ныне имеет особенно
важное значение в качестве источника
права в регулировании вопросов экономики,
финансов, обороны, трудовых отношений,
охраны природы и других общегосударственных
проблем, а также таможенных правил, торговли
между штатами, авторских прав и др. Возрастанию
роли федеральных законов за последние
десятилетия в существенной мере содействовали
различные социальные программы, например,
по образованию, помощи малоимущим, строительству
дорог и т.д.
Федеральное законодательство США сейчас публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящён определённой отрасли права либо крупному правовому институту(раздел 7 – «Сельское хозяйство», раздел 40 – «Патенты»). По своему составу Свод неоднороден: некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных между собой; другие, наоборот, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права. Свод законов США переиздаётся каждые 6 лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в соответствующие главы, разделы и параграфы действующего Свода.
«Несмотря на повышение роли федеральных законов по сравнению с законодательством штатов, юристы США всё же в своей практической деятельности апеллируют прежде всего к актам местных органов государственной власти и законодательству отдельных штатов, а не к федеральным законам.»3
Итак, подводя итог по англосаксонской
системе права, становится очевидно, что,
хотя судебный прецедент и имеет до сих
пор место как полноценный источник права
в этой правовой семье, он всё больше и
больше уступает место нормативно-правовым
актам.
Глава 3.Романо-Германская правовая система
В романо-германской правовой системе превалирующая роль отдана закону, в отличии от англосаксонской правовой семьи, где одно из лидирующих мест в качестве источника права принадлежит прецеденту.
Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла на основе римского частного права. Она «охватывает собой большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.
Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.»4
Теперь попробуем рассмотреть каждую из этих двух групп на конкретном примере. Возьмём наиболее ярких представителей: от романской группы – Франция, от германской – Германию.
3.1 Правовая система Франции
Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 годов и в первые последовавшие за ней годы, в особенности в период правления Наполеона в качестве первого консула, а затем и императора.
Важнейшие документы этой эпохи, которые предопределили дальнейшее развитие французского законодательства:
1.Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
2.Ряд
конституционных актов периода
революции и кодификация
Большинство названных актов сохраняют свою юридическую силу и поныне. Так например, Декларация прав человека и гражданина считается основной частью действующей конституции 1958 года, а из пяти наполеоновских кодекса три (ГК, Торговый, УК), хотя и подверглись значительным изменениям в связи с объективной необходимостью, признаются по-прежнему действующими. В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих, действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль в них отводилась «Обычаям Парижа». Французские правовые обычаи, записи которых сохранились с 5 века, формировались под сильным влиянием римского и канонического права либо обычного права древнегерманских племён. Однако со временем французские обычаи приобрели самостоятельный и противоречивый характер, что и привело к попыткам объединения правовых обычаев, если не на всей территории Франции, то по крайней мере на территории её больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера. Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского права в период правления Наполеона, а тем самым и на дальнейшее развитие законодательства во Франции оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в «Обычаях Парижа». Составители наполеоновских кодексов удачно использовав многовековой опыт французского права совершили в сфере правового регулирования большие преобразования, которые оказались настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве других стран либо послужили ориентиром при подготовке соответствующих кодексов. В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946 года.
Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие конституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных» законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской манере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством издания соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного. Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности правового регулирования путём издания актов исполнительной властью. Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый, таможенный и др. Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.
Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867 году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом довольно длительное время, до издания соответствующих обще германских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законы Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс 1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств, вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов обще германских законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних германцев. Определяющее значение в системе действующего законодательства Германии имеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируются взаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а также определена система и структура органов власти. В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своей компетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д. При толковании законов в Германии в отличие от многих других стран большое значение придаётся материалам комиссий по подготовке соответствующих актов. Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в Германии признаётся важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе. Эта система основана на проверенных временем традициях римского частного права и обладает в достаточной степени определённостью и систематизированностью. Российская Федерация также принадлежит к романо-германской правовой системе (хотя некоторые учёные выделяют славянскую правовую систему и относят к ней и Россию)..
Глава 4. Мусульманская правовая система
«В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право не является самостоятельной отраслью либо областью науки»5, оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит в себе догмы и устанавливает, во что мусульманин должен верить; шариат (в переводе «путь следования») предписывает верующим что они должны делать, а чего не должны. Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нём отведено место и для права. Наука мусульманского права имеет два раздела. Она изучает законы и предписания и объясняет каким образом и их какого источника он возник.
Мусульманское право имеет четыре источника права:
1. Коран – священная книга ислама
2. Сунна – традиции, связанные с посланцем бога
3. Иджма – единое соглашение, к которому пришло мусульманское общество
4. Кияс – суждение по аналогии
Основой мусульманского права является священная книга ислама – Коран, который состоит из высказываний Аллаха последнему своему пророку Магомету. Однако юридических положений или так называемых «правовых строф» явно не достаточно для того, чтобы урегулировать все общественные отношения, в которые вступают между собой мусульмане. Мусульманские авторы выделяют 70 строф, устанавливающих личный статус, 70 строф о гражданском праве, 30 строф уголовно-правового характера, регламентирующие судебную процедуру 13 строф, 10 «конституционных» строф, 10 строф, касающихся экономики и финансов и 25 строф «международного права». Однако подобное деление строф является крайне спорным и условным. Иджма является третьим источником мусульманского права и используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Призванные толковать закон, мусульманские юристы прибегают к рассуждению по аналогии. Это рассуждение можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Мусульманские легисты тем и отличаются от юристов общего права, что не создают новые нормы права, а лишь толкуют нормы, записанные в Коране. Главное в мусульманском праве – его оригинальность по природе происхождения в сравнение с правовыми системами и даже с каноническим. Мусульманское право следует рассматривать как систему, полностью независимую от других правовых систем. Сейчас вполне очевидно, «что сложившееся 10 веке нашей эры мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нём нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того многие нормы мусульманского права, приемлемые в своё время, теперь не только не отвечают нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится с ними.»6