Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:02, реферат
Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
КОМИССИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ: ВИДЫ, СОСТАВ,
ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ,
КОМПЕТЕНЦИЯ, ПОРЯДОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
реферат
Введение.
Проведение выборов (избирательный процесс)
Проведение
выборов состоит из нескольких стадий,
последовательно сменяющих одна другую
от момента назначения даты выборов до
объявления о результатах голосования.
Это и есть избирательный процесс, представляющий
собой сложную систему правоотношений,
в которых участвуют избиратели, средства
массовой информации, политические партии,
общественные организации и государственные
органы по проведению выборов. Основные
стадии избирательного процесса жестко
регулируются законодательством и другими
нормативными правовыми актами. Это объясняется
необходимостью исключить чей бы то ни
было волюнтаризм, способный порождать
конфликты и задержки в развитии процесса.
Демократические выборы проходят под
пристальным наблюдением общественности,
которая весьма болезненно реагирует
на любые отступления от законности.
Избирательные комиссии.
Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня, занимающиеся защитой избирательных прав граждан, представляют собой иерархическую систему органов во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. [ Конституционное право России под. ред. Голубок С.А. С. 99]. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
В
соответствии с избирательным
Такими комиссиями являются:
•
Центральная избирательная
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные, городские и др.)избирательные комиссии;
• участковые комиссии.
Избирательные комиссии также действуют в качестве комиссий референдума. Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Так, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии РФ и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами. Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления, то она устанавливается федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в Деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.
Государственные
органы, органы местного самоуправления,
а также их должностные лица обязаны
оказывать избирательным
Формирование избирательных комиссий на каждом уровне происходит на соответствующей правовой базе. Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ на основе предложений политических партий, прежде всего тех, списки которых были на предыдущих выборах допущены к распределению мандатов в представительных органах, а также общественных объединений, органов местного самоуправления. Половина членов комиссии назначается законодательным органом, другая — высшим должностным лицом субъекта РФ (на основе предложений политических партий). Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и СМИ. Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, о кандидатах, объединениях, выдвинувших кандидатов. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные СМИ в сроки, установленные соответствующими законами. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Решения избирательных комиссий по основным вопросам организации и проведения выборов (о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными и др.) принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Закон
устанавливает порядок
Центральная избирательная комиссия.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, а также референдумов в Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ — четыре года. Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых фракциями и депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия, в частности:
• осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
• организует разработку нормативов технологического оборудования для участковых комиссий (кабины и ящики для голосования) и осуществляет контроль за их соблюдением;
• осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдума, установления результатов выборов и референдумов в Российской Федерации;
• распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;
• оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и др.
Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она также дает заключения о соответствии законов субъектов РФ федеральным законам, регулирующим избирательные права.
Избирательные комиссии субъектов РФ.
Избирательная комиссия субъекта РФ является государственным органом субъекта РФ, формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (половина членов) и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – половина членов).
Избирательная
комиссия субъекта РФ осуществляет контроль
за деятельностью нижестоящих
Избирательные
комиссии муниципальных
образований.
Избирательная комиссия муниципального образования может быть юридическим лицом (если такое положение предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования). Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию.
Формирование избирательной комиссии муниципального образования (члены назначаются на 4 года) осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений политических партий (избирательных блоков), выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, на территории которого образовано данное муниципальное образование, избирательных объединений (избирательных блоков), выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления (по предложением этих трех групп субъектов – не менее половины членов избирательной комиссии муниципального образования), общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства (работы, службы, учебы),избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, на территории которого образовано данное муниципальное образование (по ее предложению назначается не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования).
Избирательная комиссия муниципального образования организует и проводит выборы в выборные органы местного самоуправления (прежде всего в представительный орган местного самоуправления, а также если предусмотрены прямые выборы главы муниципального образования).
Окружные
избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, не являются юридическими лицами, их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Окружная избирательная комиссия формируется соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ (ей же назначается председатель окружной избирательной комиссии), причем не менее половины членов окружных избирательных комиссий назначаются по предложениям политических партий (избирательных блоков), выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе государственной власти данного субъекта РФ (на выборах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления – также в представительном органе местного самоуправления).
Окружная избирательная комиссия организует и проводит выборы на территории соответствующего избирательного округа, осуществляет контроль за деятельностью участковых комиссий на территории данного избирательного округа, определяет результаты выборов на территории соответствующего избирательного округа. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов соответствующего уровня.
Информация о работе Избирательные комиссии в РФ: виды, состав, порядок образования