Избирательная система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………..3
Понятия и принципы избирательного права РФ………………………………….4
Основные понятия избирательной системы………………………………………8
Основные гарантии избирательных прав граждан……………………………….9
Порядок формирования избирательных комиссий………………………………10
Обжалование решений избирательных комиссий……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  экономики управления и природопользования 
 
 
 
 
 
 

ПОЛИТОЛОГИЯ

(реферат) 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студентка заочного отделения группы Э-111, городская группа

                  Логинова  Наталья Сергеевна

                  Проверил: ст. преподаватель Стакутис С.З. 
                   
                   
                   

Красноярск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Вступление…………………………………………………………………………..3

Понятия и принципы избирательного права РФ………………………………….4

Основные понятия  избирательной системы………………………………………8

Основные гарантии избирательных прав граждан……………………………….9

Порядок формирования избирательных комиссий………………………………10

Обжалование решений  избирательных комиссий……………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………………...18

 

ВСТУПЛЕНИЕ 

     Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации  имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.» 1.

     Граждане  Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием  Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

     Немалую роль в предвыборных избирательных  компаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Это наглядно было продемонстрировано на выборах 1999 года.

     Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компроматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

     Созданы опасные прецеденты манипулирования  мнением гражданам Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и государственности  России.

     Необходимо  обратится и заново пересмотреть законодательство Российской Федерации в части избирательного права с целью внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.

 

      ПОНЯТИЯ И  ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ

 

     Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

     Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления2. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

     1) Конституция Российской Федерации,  конституции республик в составе  Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

     2) Федеральный конституционный закон  от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

     3) Федеральные законы, а также законы  субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     4) указы и распоряжения Президента  Российской Федерации, акты глав  администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

     Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

     Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

     Гражданин Российской Федерации участвует  в выборах на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании3.

     Участие гражданина Российской Федерации в  выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

     Гражданин Российской Федерации, проживающий  за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

     Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

     Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

     Не  имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда4.

     Законами  и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

     Ограничения, связанные со статусом депутата, в  том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Избиратели  участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

     Избиратель  голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

     Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

        
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации5.

     Этот  порядок определяется конституционно-правовыми  нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

     Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

 

      ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

       Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами.

     Так выборы депутатов в Государственную  Думу регламентированы Федеральным  законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; выборы Президента - Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации».

     Отдельно  регламентируется избирательное право  граждан России на участие в референдуме6.

     Наиболее  полно гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

      ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

 

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе7.

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

     Срок  полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации четыре года.

Информация о работе Избирательная система в РФ