Избирательная комиссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Понятие избирательной комиссии, её формы и виды.

Работа содержит 1 файл

Вопрос 1.docx

— 19.06 Кб (Скачать)

   Вопрос 1. Избирательные комиссии

   1.1 Правовой статус и полномочия избирательных комиссий

   Наиболее  важным компонентом является независимость  и самостоятельность избирательных  комиссий. Для обеспечения законного  и демократического избирательного процесса они должны быть в правовом, организационно-техническом и финансовом отношении независимы от государственных  органов и их должностных лиц. Для того, чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, потребовалось законодательным  путем закрепить их деятельность на постоянной основе. Только постоянно  действующие ЦИК России и избирательные  комиссии субъектов Российской Федерации  в состоянии решать задачи развития избирательной системы России, совершенствования  законодательства о выборах и  референдумах, освоения новых прогрессивных  избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных  стандартов в области избирательного права.

   Наделение избирательных комиссий четко очерченным кругом полномочий, придание комиссиям  высшего уровня статуса особой разновидности  постоянно действующих государственных  органов явилось важнейшим условием реализации гражданами их избирательных  прав.

   Избирательные комиссии в Российской Федерации  обеспечивают реализацию и защиту избирательных  прав граждан.

   Подготовку  и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.

   В пределах одной административно-территориальной  единицы с большим количеством  избирателей создаются несколько  территориальных избирательных  комиссий; участковые избирательные  комиссии.

   Полномочия  и порядок деятельности Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.

   Полномочия  и порядок деятельности избирательных  комиссий по выборам в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными  нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

   При подготовке и проведении выборов  избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов  местного самоуправления.

   Акты  избирательных комиссий, принятые в  пределах их компетенции, установленной  федеральными законами, законами и  иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, обязательны  для исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации  являются юридическими лицами. Иные избирательные  комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные  лица обязаны оказывать избирательным  комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять  необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

   1.2 Порядок формирования избирательных комиссий

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе.

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет руководство  деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

   Срок  полномочий Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации четыре года.

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации назначаются  Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в  Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

   Члены комиссии должны иметь высшее юридическое  образование либо ученую степень  в области права. Члены Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации:

   - осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

   - организует общегосударственную систему регистрации избирателей;

   - разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;

   - осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации;

   - распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

   - оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

   Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также  по выборам в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

   Формирование  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

   Формирование  избирательных комиссий по выборам  в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений  общественных объединений, собраний избирателей  по месту работы, службы, учебы и  жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

   В состав избирательных комиссий не могут  входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся  у них в непосредственном подчинении.

   После регистрации кандидата избирательное  объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную  комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные  комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.

   Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право  доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной  комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

   Деятельность  избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

   Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие  большинство от установленного числа  членов избирательной комиссии с  правом решающего голоса.

   Решения избирательных комиссий о регистрации  кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах  выборов, о признании выборов  несостоявшимися или недействительными  принимаются на заседаниях избирательных  комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

   Решения избирательной комиссии подписываются  председателем и секретарем избирательной  комиссии.

   Члены избирательной комиссии, не согласные  с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать  особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной  комиссии, не позднее чем в трехдневных  срок.

   Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и  иным нормативным правовым актам  законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской

   Федерации либо принятое избирательной комиссией  с превышением установленных  полномочий, подлежит отмене вышестоящей  избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. 

   1.3 Обжалование решений избирательных комиссий

   В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

   Решения и действия (или бездействие) избирательных  комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут  быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное  обращение в вышестоящие избирательные  комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения  по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В  случае, если факты, содержащиеся в  жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

   Вывод. Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

   В соответствии с избирательным законодательством  избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной  власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства  должностных лиц органов государственной  власти и местного самоуправления в  деятельность избирательных комиссий.

Информация о работе Избирательная комиссия