Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:18, контрольная работа
Испокон веков римское право являлось правом писаным. Письменные доказательства у латинян считались приоритетными. Поэтому юридическая сторона гражданского оборота требовала облачения правовых актов в письменную форму. С ростом имущественного оборота востребованность профессии писарей (писцов) только увеличивалась.
Кроме института должностных писцов существовала категория частных писцов. Они состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них.
Введение.
1. История возникновения и становления нотариата.
2. Возникновение нотариата в России.
3. Развитие нотариата в дореволюционной России
4. Нотариат в советской России.
Заключение.
Нотариусы назначались на должность президиумами губернских советов народных судей. На нотариальные конторы возлагались следующие полномочия:
совершение всякого рода актов, для которых действующим правом установлен нотариальный порядок их совершения;
засвидетельствование
договоров, заключаемых государственными,
кооперативными, общественными учреждениями,
предприятиями, организациями как между
собой, так и с частными лицами;
совершение и засвидетельствование
по желанию сторон
таких договоров, которые не требуют по
закону нотариального
совершения или удостоверения;
совершения протеста векселей;
засвидетельствование
доверенностей и копий со всякого
рода документов и выписей из торговых
книг, а также подлинности подписей;
удостоверение по требованиям должностных лиц бесспорных обстоятельств, как то: времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и т.п.;
выдача выписей и копий из нотариальных книг и реестров и т.п.;
принятие и хранение представленных разными лицами документов.
В августе 1923 г. в связи с принятием ГК РСФСР 1922 г. принимается новое Положение о нотариате в РСФСР.
Уже в это время выявляется несоответствие в организации деятельности нотариальных органов различных республик.
Назрела необходимость в принятии общесоюзного акта по вопросам нотариата.
Первым таким актом стало постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата».
Постановление формулировало основные задачи нотариальных органов, к которым относились: проверка соответствия требуемых от них нотариальных действий и представляемых им документов действующим законам; оказание трудящимся активного содействия в ограждении их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и т.п. обстоятельства не могли быть использованы им во вред.
В компетенцию нотариальных органов, согласно данному постановлению, входили:
нотариальное удостоверение сделок;
совершение предусмотренных законом протестов;
засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг и документов;
засвидетельствование подлинности подписей;
удостоверение обстоятельств и фактов, могущих иметь юридическое значение, в которых нотариус лично может удостовериться и для удостоверения которых закон не устанавливает другого порядка;
регистрация арестов, налагаемых на строения, а равно изменение и снятие их;
хранение документов;
иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основ-пых принципах организации государственного нотариата» послужило основой для принятия Положений о государственном нотариате в союзных республиках. В РСФСР такое Положение было принято в октябре 1926 г. Данное Положение значительно увеличивало компетенцию нотариусов. Так, им было предоставлено совершать исполнительные надписи на договорах, принимать меры к охране наследственного имущества, признавать граждан умершими и временно отсутствующими.
В конце 1920-х г. в связи с общим сокращением гражданского оборота сокращается и сфера деятельности нотариата. Недостаточное финансирование приводит к закрытию большинства нотариальных контор. К 1 января 1937 г. в СССР остались всего 122 конторы, в том числе в РСФСР — 74 (в 1924 г. было 414 контор).
И только в 1940-е г. начинает постепенно распространяться идея о необходимости повышения статуса органа нотариата.
В 1936 г. согласно постановлению ЦИК и СНК СССР «О реорганизации нотариальных органов» все нотариальные действия передаются нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах. Одновременно происходит расширение функций нотариата. Разрабатываются новые общесоюзные акты по нотариату. Но реализации этих планов помешала война.
По окончанию войны вновь стал вопрос о принятии общесоюзного акта о нотариате. Однако такой акт был принят только в 1973 г. Верховным Советом СССР.
Закон СССР от 19 июля 1973 г. «О государственном нотариате» не только регулировал деятельность нотариальных контор, но и определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравнивались к нотариально удостоверенным.
Республиканские законы, принятые на основе Закона СССР «О государственном нотариате», развили его положения, подробно определив порядок совершения каждого вида нотариального действия.
В 1990-е гг. вопросы,
связанные с регулированием нотариата,
начинают отходить на второй план. Это
прежде всего было связано с переходом
к модели латинского нотариата. На первый
план выдвигается идея о независимости
и самоуправляемости нотариальных органов.
Заключение.
11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства РФ о нотариате № 4462-1 (далее — Основы о нотариате), что ознаменовало новый этап развития нотариата в России.
Основы о нотариате закрепили совершенно новые принципы организации нотариата.
Главное изменение касалось появления наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариусов, занимающихся частной практикой. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»8 нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и имеющий высшее юридическое образование, мог подать заявление в орган юстиции. И через дне недели после подачи такого заявления назначался на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в том же нотариальном округе. В том случае, если у нотариуса не было высшего юридического образования, органы юстиции субъектов РФ вправе были продлевать с ним действие трудового договора.
С принятием Основ о нотариате изменился и статус нотариуса. Нотариус больше не является должностным лицом, а нотариат не входит в систему органов исполнительной власти, как это было до 1993 г. Сегодня нотариус — это независимое лицо, наделенное правом совершать предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В настоящее время законодательство о нотариате носит комплексный характер, представляет собой систему нормативных актов по всем вопросам, связанным с организацией и осуществлением нотариальной деятельности, и охватывает широкий круг отраслей, так или иначе связанных с нотариальной деятельностью.
В связи с этим источниками нотариального права являются:
Ставки государственных пошлин и тарифов за совершение нотариальных действий определяются Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
К числу источников этой группы относятся также Семейный кодекс РФ (брачный договор, соглашение об уплате алиментов), Кодекс торгового мореплавания РФ (морской протест), Гражданский процессуальный кодекс РФ (обжалование совершения нотариального действия или отказа в его совершении);
В общем объеме нотариального права удельный вес данной группы источников невелик. В качестве примеров можно привести Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»;
В этой группе источников центральное место занимают нормативные акты Министерства юстиции. Данные акты регулируют широкий круг вопросов. Например, приказ Минюста РФ от 14 января 2010 г. № 1 «Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса», приказ Минюста РФ от23 декабря 2009 г. № 430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса».
Непосредственное значение для нотариальной деятельности имеют акты и иных органов исполнительной власти. Например, письмо ФНС РФ от 24 ноября 2006 г. «О предоставлении частнопрактикующими нотариусами све-цгний в налоговые органы»;
Как уже было отмечено, согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Законодательная
инициатива субъектов закрепляется, в
частности, в ст. 25, 34, 35, 39 Основ о нотариате
Список литературы