История государства и права зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Принцип историзма играет существенную роль в процессе изучения возникновения и развития государства и права в исторической ретроспективе и перспективе. Она лежит в основе исследования конкретно-исторического типа и формы государства и права определенной эпохи. Помогает раскрыть связи между государством и правом зарубежных стран прошлого и настоящего, а также уяснить логику в их развитии, сравнить их государственно-правовую практику. Исторический подход при этом выступает в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки функционирования государства и права в контексте прошлого с позицией современности.

Содержание

•Вступление
◦Раздел 1. История государства и права зарубежных стран как наука, учебная дисциплина
◦1.1 Место истории государства и права в системе общественных наук
◦1.2 Средневековая литература о государстве и праве Европы и Востока
◦1.3 История государства и права в трудах мыслителей Нового времени
◦1.4 Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время. Модели современной интерпретации истории государства и права зарубежных стран
◦Раздел 2. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук
◦2.1 Создание предпосылок для изучения историко-теоретических юридических дисциплин, государственного и международного права
◦2.2 Значение истории государства и права зарубежных стран для изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин
◦Выводы
◦Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История государства и права зарубежных стран.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

Особенности разных исторических эпох предопределили различное соотношение  права и государства  в общественной жизни, а тем самым - разную степень внимания к ним в трудах древних авторов.

Первый  период истории государства  и права - Древний  мир - охватывает длительный период в развитии государства и  права в странах  Древнего Востока  и в античном мире.

Представления о государстве  и праве формировались  в русле постоянной рационализации первоначальных мифических представлений. Повсюду у древних  народов и на Востоке  и на Западе - у  древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. - эти  представления существовали в мифологической форме.

В мифологии древних  народов мы находим  сходные представления  о богах, как о  первых правителях и  законодателях, соответствующих  божественной воле и  справедливости. Мифические версии лежали и в  основе более конкретных представлений о  власти, государственном  управлении, праве, справедливости, правосудии. Например, в древнеегипетских памятниках - “Поучении  Птахотепа”, в “Книге мертвых", в известном  древневавилонском  политико-правовом памятнике - Законах Хаммурапи, в древнеиндийских  памятниках - Ведах, Упанишадах, дхармашастрах, в “Законах Ману”, в древнекитайской  классической литературе.

История государственности  в Древней Греции нашла свое отражение  в трудах Гомера и  Гесиода, в философских  трудах “мудрецов”, Пифагора, Гераклита, Демокрита, софистов, Сократа и Платона, Аристотеля, Полибия. Мыслители Древней  Греции внесли существенный вклад в освещение  истории государства  и права, в теоретическую  разработку проблем  государства и  права.

История древнеримского государства  и права охватывает целое тысячелетие. Она нашла свое выражение в знаменитых Законах XII таблиц, в  трудах Цицерона, римских  авторов, отразивших новую реальность, в которой они жили (достаточно высокое развитие отношений частной собственности и права, кризис политического устройства государства и старой полисной идеологии), в официальной христианской доктрине, выразителем которой стал Аврелий Августин, в сочинениях римских юристов, ставших частью кодификации Юстиниана. Многие современные понятия, теории и конструкции юриспруденции восходят к римскому праву и римским юристам (деление права на публичное и частное, разработка проблем частного права).

Об  истории государства  и права на Древнем  Востоке мы узнаем из интеллектуальных памятников политико-правовой истории Индии, Китая, Монголии, Японии. Богатейшим источником политико-правовых представлений о  государстве и  праве являются священные  тексты и религиозные  писания. К ним  относятся Авеста - свод священных зороастрийских текстов. Библия - свод священных текстов  иудаизма и христианства, буддийская Дхаммапада, а также Коран, считающийся главным  источником исламской  юриспруденции и  мусульманского права.

1.1 Место истории  государства и  права в системе  общественных наук

История государства и  права зарубежных стран является важной составной частью системы общественных наук, духовной культуры человечества в целом. Государство, право, законодательство являются объектами исследований различных общественных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, истории, экономической науки, этики и др.). Каждая из общественных дисциплин  имеет свой аспект изучения государства  и права. Философия  изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая и те, которые  относятся к государству  и праву, определяет место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Поэтому осмысление государственно-правовой жизни с философской  точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, совершенствования  законодательства, укрепления правопорядка.

Социология - наука об обществе как целостной  системе и об отдельных  социальных институтах, процессах и группах  выясняет социальную основу государства, социальную ценность права, то есть изучает  социологические  аспекты государства  и права.

Политология, изучая политику, политические системы, политические институты, политические процессы, движения, государство исследует  как центральный  институт политической системы. Право же рассматривается в рамках нормативно-ценностной подсистемы общества.

Политическая  экономия изучает  роль государства  и права в экономических  отношениях людей, отношениях производства, обмена, распределения.

В отличие от других общественных наук, история государства  и права не исследует  общество в целом, а имеет предметом  своего изучения исторические процессы развития сложной  системы государственных  и юридических  учреждений, общеисторические закономерности и  конкретно-исторические закономерности развития государства и  права.

Этот  ценный опыт оказывает  влияние на теорию и практику современного государства и  права. Познавательное, ценностное, воспитательное, практическое, общекультурное значение истории  в полной мере относится  и к истории  государства и  права зарубежных стран.

1.2 Средневековая литература  о государстве  и праве Европы  и Востока

Средневековая Западная Европа была наследницей античного  мира, глубокое влияние  которого непосредственно  отразилось во всех сферах ее материальной и духовной культуры.

Исторические  факты и их интерпретацию  мы находим в литературных политико-правовых произведениях, в трактатах средневековых  философов-правоведов и др., а также  в правовой документации, источниках действующего в то время права, которые дают представления  о государстве  и праве периода  раннего Средневековья, периода расцвета Средневековья, периода  позднего Средневековья. Это и “Варварские  правды", и прежде всего Салическая правда V в. Это и  Капитулярии, иммунитетные грамоты, раннее королевское  законодательство. Эти  источники дают представление  о развитии феодальных отношений в Западной Европе, о воздействии  на право христианской религии и позднеантичных правовых традиций. Такое воздействие  демонстрирует с  наибольшей полнотой Византия.

Борьба  католической церкви за усиление своего влияния на государство  раскрывается в средневековых  политических документах “Константинов дар”, “Лжеисидоровы декреталии".

Вопросам  разграничения полномочий, юрисдикции государства  и церкви посвящены  литературные произведения церковных иерархов. Особое место среди  них занимает трактат  Аврелия Августина  “О граде Божием”. История государства  и права в классическое Средневековье отражена в схоластике, в  христианской канонистике. В этот период в  европейских университетах  изучаются классические юридические тексты Древнего Рима, прежде всего Дигесты Юстиниана. Источниками сведений являются также учения католических теологов и их критиков, представителей формирующейся науки светского государства и права, ранней гуманистической правовой мысли: Петра Абеляра - отца теологической схоластики и Фомы Аквинского, книга которого “Сумма теологии", стала энциклопедией официальной церковной идеологий.

Позднее Средневековье связано  с идейным течением Возрождения и  социально-политическим движением Реформации - самыми важнейшими событиями  средневековой истории  западноевропейской цивилизации.

Одной из центральных идей Гуманизма и Возрождения  стала идея о сущности и формах государства, о способах наилучшего правления. Эти идеи представлены в произведениях: Никколо Макиавелли “Государь", “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", Жана Бодена “Шесть книг о республике".

Идейными  вдохновителями Реформации явились Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас  Мюнцер. Литературные источники этого  периода представлены “утопиями" Томаса Мора и Томмазо  Камнанелле. Издаются труды ученых, произведения юристов-практиков, судейских авторитетов, работы немецких ученых - юристов. В этот период формируется доктрина межгосударственных отношений. Она представлена прежде всего трактатом  голландского философа и юриста Гуго Гроция “О праве войны  и мира”, Вестфальским мирным договором.

Политико-правовая история стран  Арабского Востока  представлена доктринами исламских теоретиков. В странах ислама больше чем в средневековой  Европе была выражена тесная связь религии  и политики по той  причине, что действующее  право содержалось  в Коране, а власть рассматривалась  как средство его  осуществления. Поэтому  в теоретических  построениях исламских  мыслителей не было места для обсуждения проблем происхождения  государства и  права, церкви и государства, права светского  и права канонического, ряда других проблем, волновавших умы  западноевропейских теоретиков. Место  этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных  качествах носителей  власти, об их связях с мусульманской  общиной или с  преемниками Пророка.

Современный мусульманский фундаментализм, распространившийся в ряде стран, выступает  против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и  права.

1.3 История государства  и права в трудах  мыслителей Нового  времени

Основной  проблемой Нового времени (ХVII-ХIХ вв) был переход от сословно-феодального  строя к обществу, основанному на всеобщем правовом равенстве  и юридической  свободе людей. Переход  человечества от Средневековья  к Новому времени  ознаменовался глубоким переворотом в  политическом, правовом, религиозном сознании людей и в экономике, которая все больше ориентировалась  на частное предпринимательство. Идеи передовых мыслителей позднего Средневековья - Макиавелли, Мора, Бодена и др. - рационализм, изучение природы  и интересов человека стали основой  теории права, государства, политики.

XVII век стал заметной  вехой в развитии  государства и  права. В процессе  преодоления теологического  мировоззрения рушились  догмы средневековой  схоластики; рационалистически  ставились и решались  проблемы соотношения  личности и права,  права и государства,  обсуждались вопросы  о происхождении  и задачах государства  и права, их  роли в общественной  жизни. На первый  план выдвинулось  положение о ценности  личности, о подчиненности  права и государства  земным интересам  людей. Ведущей  правовой доктриной  ХVII-ХVIII вв. стала  теория естественного  права - общеевропейская  доктрина, яркими  представителями  которой были голландцы  (Гуго Гроций, Бенедикт  Спиноза), англичане  (Томас Гоббс, Джон  Локк), французы (Мари  Франсуа Аруэ Вольтер,  Жан Жак Руссо), немцы (Иммануил  Кант, Георг Гегель).

В XVII веке была по существу сформулирована и  теоретически обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой  заняло несколько  веков и в масштабах  современного человеческого  общества далеко не завершено. Реальному  бытию гражданского общества положило начало принятие и утверждение  биллей о правах в  Англии и США и  Декларации прав человека и гражданина во Франции. Законодательство в  Новое время стало  основным источником права и все  более последовательно  воплощало общие  принципы естественно-правовой идеологии и прежде всего принцип  индивидуализма, принцип  равенства всех перед  законом, принцип  свободы. Эти принципы, воплощенные в  конституционном  и текущем законодательстве стран Запада, и  стали стимулом развития частной инициативы и предприимчивости, свободного труда  и творчества, развития договорных отношений.

Рационалистический  подход к государству  подготовил почву  для конституционного закрепления идей народного суверенитета, правового и демократического государства.

Наивысшее развитие и завершение рационалистический подход к праву  нашел в трудах классиков немецкой философии Канта, обосновавшего идею правового государства, и Гегеля, всесторонне  исследовавшего понятие  гражданского общества.

Кодификационные работы Наполеона (все  пять его кодексов, хотя и в разной степени) стали основой  создания во Франции, а затем и в  ряде других стран  Запада гражданского общества.

Наряду  с буржуазной правовой идеологией возникает  социалистическое направление, ставящее задачу разрушения гражданского общества или его существенного  изменения, коренного  изменения общественного  устройства, организации  социального строя  на основе общественной собственности.

Преобладающей доктриной в социалистических партиях ряда стран  стал марксизм. В  трудах Маркса и Энгельса доказывалась идея зависимости  правовой надстройки от экономического базиса общества, давалась типология правовых систем соответственно общественно-экономическим  формациям (рабовладельческое, феодальное, буржуазное право), говорилось о  необходимости права  на первой фазе коммунизма (коллективизм или социализм) и  отпадении надобности в праве и государстве  при полном коммунизме.

Во  второй половине XIX века в странах Западной Европы развивается  гражданское общество.

Признается  необходимость и  полезность социального  законодательства, осуществления  государством не только охранительных, но и  некоторых позитивных функций для смягчения  остроты ряда социальных и политических противоречий.

1.4 Политико-правовая  мысль об эволюции  государства и  права в Новейшее  время. Модели  современной интерпретации  истории государства  и права зарубежных  стран

Конец XIX - начало XX века ознаменовался  демократизацией  общественной жизни  наиболее развитых стран. Политика приобретает  новый смысл, охватывает не только сферу деятельности государственной  власти, она охватывает более широкий  круг общественных отношений, включая отношения  между социальными  группами, политическими  партиями, их фракциями. С появлением фашистских режимов на европейском  континенте были внесены  существенные коррективы в классификацию  форм государства  и обоснование  демократии. В начале XX века сложилось высокоразвитое индустриальное общество, имеющее сложную  структуру.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран