Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:13, контрольная работа

Описание работы

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.
В юридическом смысле под источником права понимают формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Понятие и классификация источников конституционного права зарубежных стран………………………………………………………………….3
2. Конституции зарубежных стран: понятие, структура, классификация………………………………………………………………………………4
3. Конституционные, органические и «обычные» законы: конституционно-правовая характеристика…………………………………..6
4. Иные источники конституционного права зарубежных стран……………………………………………………………………………8
4.1. Судебный прецедент………………………………………………….8
4.2. Конституционный обычай……………………………………………9
4.3. Религиозные источники……………………………………………..10
4.4. Международные правовые акты……………………………………10
4.5. Акты главы государства и исполнительной власти………………..11
4.6. Внутригосударственные публично-правовые договоры………..11
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………….13

Работа содержит 1 файл

КР КПЗС.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

       «Обычные» - регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Важнейшие  нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена - Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено). 

       4. Иные источники конституционного права

       зарубежных  стран

       4.1 Судебный прецедент

       Значительное  место в государственном праве  зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты, демократических прав и свобод. Место и роль судебного прецедента в различных группах государств не одинаковы. В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере - источником конституционного права. Хотя следует отметить, что здесь роль статутного права более значительна, нежели в сфере частного права. Господство судебного прецедента, несомненно, порождает большую казуистичность правовой системы, требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом. Наличие множественности судебных прецедентов придает в то же время определенную гибкость правовой системе, позволяя отбирать из огромного массива судебных прецедентов те, которые в наибольшей степени подходят для решения данного конкретного дела. Тем не менее, в правовой доктрине в целом превалирует мнение, что сфера конституционно-правовых отношений, как и сфера публичного права вообще, подлежит регулированию в решающей степени писаным правом. Судебный прецедент играет определенную роль и в странах, формально не признающих его в качестве юридического источника права. Это относится, в частности, к странам германо-романского права, а также ряду других. Тем не менее, значимость судебного прецедента получает в последние годы определенное подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок. Так, Суд Европейских Сообществ, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран Европейского Союза, применяющих европейское право, признает свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях.2  

       4.2 Конституционный  обычай

       Во  многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами). Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они, тем не менее, регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении государственного права зарубежных стран невозможно. 

       4.3 Религиозные источники

       Религиозные источники, особенно в монархических  государствах с феодальными и  родовыми пережитками, в частности  по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран - священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции. 

       4.4 Международные правовые  акты

       Например, Европейская конвенция о правах человека 1950 г., договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека). 

       4.5 Акты главы государства  и исполнительной  власти

       Указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей. Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе, принадлежащей по конституциям правительству регламентирующей власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция). 

       4.6 Внутригосударственные публично-правовые договоры

       Например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о  распределении высших государственных  должностей между приверженцами  разных религий, соглашение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что последняя остается республикой в составе Молдавии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В ходе моей работы я выяснил, что источники  зарубежных стран очень разнообразны. Существует множество различных  классификаций источников конституционного права зарубежных стран. В данной работе перечислены самые распространенные классификации: в зависимости от их сферы влияния, а также от их юридической силы. В каждой стране свои источники, свои способы их принятия, изменения или прекращения их действия.

       Самый распространенный вид источника  конституционного права зарубежных стран - это Конституция. Во всех Конституциях можно найти явные сходства, но также каждая из них содержит свои особенности.

       Существует  классификация источников в зависимости  от правовой системы страны, например: в а странах с романо-германской правовой системы основным источником конституционного права являются законы (Россия, Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.); в странах с англо-саксонской правовой системой – обычай (Англия, США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия); в странах с мусульманской правовой системой – религиозные источники (Коран, сунна, иджма, кияс). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы

  1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учебник для вузов.- М.: «Форум», 1998. - 343с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин. - М.: «Энергия», 2004. – 832 с.
  3. Козлов А.И. Конституционное право/ А.И. Козлов. - М.: Юристъ, 2007. – 476 с.

Информация о работе Источники конституционного права