Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:43, курсовая работа
Под источником гражданского права понимается система его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие источников права и источников гражданского права…………………..6
1.1 Понятие источников гражданского права…………………………………….......6
1.2 Гражданское законодательство……………………………………………………9
1.3 Система нормативных актов гражданского права……………………………...12
2. Виды источников гражданского права РФ…………………………………….....14
2.1 Законодательные акты……………………………………………………………14
2.2 Подзаконные нормативные акты………………………………………………...16
2.3 Нормативные правовые акты ф. о. исполнительной власти …………………..18
2.4 Комплексные нормативные акты………………………………………………...19
2.5 Нормы международного права, международные договоры……………………21
2.6 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» – как источник гражданского права…………………………………………………………………...23
Заключение …………………………………………………………………………..26
Глоссарий……………………………………………………………………..............28
Список использованных источников……………….…………………………….33
Приложение А ……………………………………………………………………….35
9Муромцев
Г. И. Источники права. // Правоведение,
1992 г., N 2;
2.3 Нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
В
сфере гражданского права наименьшей
юридической силой, формально, обладают
нормативные акты федеральных министерств
и ведомств. Точнее говоря, само их принятие
здесь обусловлено наличием прямого
указания на такую возможность в
акте более высокого уровня - законе,
либо президентском указе, или правительственном
постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно
определяющем и пределы ведомственного
нормотворчества. В связи с постоянными,
не прекращающимися попытками
все ведомственные нормативные акты, касающиеся
прав, свобод и обязанностей граждан, а
также все аналогичные акты межведомственного
характера подлежат обязательной государственной
регистрации в Министерстве юстиции РФ
10. Государственной регистрации не
подлежат только нормативные акты Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг. В результате
подавляющее большинство актов данного
ведомства имеет прямые противоречия
с Гражданским кодексом или другими законами.
Также предусмотрена Законом и обязанность
возмещения убытков, которые были причинены
гражданам или юридическим лицам в результате
издания ведомственного акта, не соответствующего
закону или иному правовому акту (ст. 16
ГК). Данные в ведомственном нормотворчестве
призваны содействовать установлению
должного порядка.
10См. п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663) Указанный порядок применялся и ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 (САПП РФ. 1993. № 31. Ст. 2858). Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895), такие акты могут издаваться лишь в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (но не в виде писем и телеграмм)
Раньше (до введения в действие Конституции РФ) к числу источников гражданского права относились также нормативные акты, издаваемые местными органами власти и управления. Конституция Российской Федерации (в статье 71) установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с данным порядком в Конституции, органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находится семейное,
жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране
окружающей среды. Из этого следует то,
что субъекты Российской Федерации вправе
принимать содержащие нормы гражданского
права акты, относящиеся к семейному, жилищному,
земельному, водному, лесному законодательству,
законодательству о недрах, об охране
окружающей среды и должны соответствовать
п. 2 ст. 76 Конституции РФ.
2.4 Комплексные нормативные
акты
Комплексные нормативные акты также содержат нормы гражданского права. В них входят такие нормативные акты, которые содержат в себе нормы различной отраслевой принадлежности. При этом свой комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, если он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Но при наличии в нормативном акте даже незначительного содержания норм иных отраслей права, такой нормативный акт уже не может являться комплексным и может оставаться лишь нормативным актом той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации является гражданско-правовым нормативным актом, не смотря на имеющиеся в нем нормы публичного права. Отраслевые нормативные акты, не содержащие норм другой отраслевой принадлежности встречаются крайне редко, это обусловлено тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов11.
Оправданно принятие комплексных нормативных
актов лишь в тех случаях, когда требуется
согласование норм различной отраслевой
принадлежности, регулирующих пусть и
разнообразные, но тесно связанные общественные
отношения, которые возникают в одной
и той же сфере деятельности человека.
Из-за требования к организации любой
из сфер деятельности человека неизбежно
складывается организационное отношение,
которое в свою очередь регулируется нормами
административного права. Таким образом,
Жилищный Кодекс РФ можно отнести к числу
комплексных нормативных актов, так как
наряду с нормами гражданского права,
регулирующими имущественные отношения
жилищного найма, в нем содержатся и сопоставимые
по объему и количеству норм административного
права, регулирующих порядок предоставления
в пользование гражданам жилой площади
социального назначения. Принятие
комплексных нормативных актов осуществляется
не только на уровне законов, но также
и на уровне подзаконных нормативных актов.
11Граждаснкое право. Т. 1. 2-е изд./ Отв. Ред. Е.А. Суханов., М., 1998. С. 62.
2.5 Нормы международного
права, международные
договоры
В настоящее время роль России как активного участника международных экономических, культурных связей и сотрудничества растет. Все это говорит о расширении отношений с участием иностранных предпринимателей. Исходя из этого обстоятельства российское гражданское законодательство (как и законодательство других стран) вынуждено включать немало норм, для регулирования такого рода отношений.
Международное право играет важную роль в регулировании международных отношений, ответствующие указания на этот счет содержатся в Конституции Р.Ф. Согласно п.4 ст.15 Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Данное положение также воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.
Особое место среди международных актов занимают конвенции (многосторонние договоры), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Прежде всего, следует указать на Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Эта Конвенция состоит из 101 статьи, которые посвящены правам и обязанностям контрагентов, порядку заключения соответствующих договоров, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др12.
Возможные коллизии международного и
национального законодательства Гражданский
Кодекс предотвращает в п. 2 ст. 7 ("если
международным договором
12Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М. 1995 г., ст. 64
Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора"). В наше время данная норма включена в п. 4 ст. 15Конституции РФ.
В Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций и конференций, решениях Международного Суда содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права.
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757).
Положения международных договоров обычно применяются к регулируемым ими отношениям (непосредственно), так как они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Но бывают случаи, когда для применения международного договора необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого международным договором. Взять, к примеру, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1983 г., она содержит ряд статей, предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных актов, обеспечивающих ее применение (ст.10, 11, 20). Положения аналогичные этому содержат и многие другие международные договоры с участием Российской Федерации.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
те, которые предусмотрены гражданским
законодательством, применяются правила
международного договора (ст.7 п.2 ГК РФ).
Положения международных договоров Российской
Федерации имеют приоритет не только перед
нормами гражданского законодательства,
как оно определено в п.2 ст.3 ГК, но и перед
правилами правовых актов, названных в
п.6 ст.3 ГК, а также всеми другими нормами
гражданского права Российской Федерации.
2.6 Федеральный закон
«Об исполнительном
производстве» – как
источник гражданского
права
21 июля 1997 года были приняты Федеральные законы № 118-ФЗ и № 119-ФЗ, вступившие в законную силу 6 ноября 1997 года. В первом говорится «о судебных приставах», во втором «об исполнительном производстве». Данные Федеральные законы были закреплены в рамках проведения правовой реформы в России в соответствии с международно-правовыми документами и Конституцией Российской Федерации. В себе они отражают важнейшие принципы защиты судом прав человека и борьбы с преступностью, обосновывают точное и быстрое исполнение судебных решений, предусматривают охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечивают государством доступ потерпевшего к правосудию и возмещению причиненного ущерба.
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и в тоже время сложные отношения, что все они не могут быть урегулированы Гражданским кодексом. Для этого необходимо множество других законов, развивающих и конкретизирующих его правила и институты.
В новом Гражданском кодексе предусмотрен ряд норм, в которых отражается необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Одна часть из этих законов (главным образом о статусе отдельных юридических лиц) уже принята, другая находится в стадии разработки и обсуждения законодателем.
Значительно укрепить гарантии защиты
прав граждан и организаций в исполнительном
производстве позволило принятие Федерального
закона "Об исполнительном производстве".
Данный закон регулирует порядок принудительного
исполнения судебных актов и актов других
органов. Для его разработки было необходимо
восполнить пробелы в законодательстве,
определяющем правила обращения взыскания
на денежные средства и имущество граждан
и организаций-должников, а также устранить
противоречия, возникшие, в частности,
между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ.
Также необходимо было создать правовые
предпосылки для реального и своевременного
исполнения решений судов, актов других
органов, подняв тем самым их эффективность
и авторитет в обществе, а также повысить
ответственность организаций и граждан
по своим обязательствам. При реализации
этих задач потребовалось создание новых
органов принудительного исполнения,
имеющие соответствующие полномочия.
Опираясь на это, одновременно, был принят
Федеральный закон "О судебных приставах",
определяющий правовую основу их деятельности,
что позволило надежно обеспечить реализацию
на практике Федерального закона "Об
исполнительном производстве". Наряду
с этим введены новые правила, касающиеся
возбуждения исполнительного производства
и требований, предъявляемых к исполнительному
документу. Впервые в Закон включены общие
нормы о сроках совершения исполнительных
действий, о последствиях прекращения
исполнительного производства, а также
новая глава, в которой определен круг
лиц, участвующих в исполнительном производстве,
и их правовое положение, регламентированы
основания применения мер исполнительного
производства. Закон содержит и другие
новые институты, и правовые нормы, значительно
укрепляющие права сторон в исполнительном
производстве. Вместе с тем нельзя не сказать
о том, что законодательные новеллы на
практике еще не апробированы, не все они
в должной мере согласованы между собой
и с ранее действовавшими правовыми нормами,
нечетко изложено содержание некоторых
из них, что может создать определенные
трудности при применении. Это потребует
совершенствования статей Закона на основе
анализа и обобщения судебной практики.