Источники гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:09, лекция

Описание работы

Понятие «источники права» было введено две тысячи лет назад Титом Ливием. Источники, как считает Разумович Н. Н. «это внешняя форма существования содержания норм права». Вконтинентальной Европе, большинстве латиноамериканских стран, некоторых странах Азии (например, Японии и Таиланде) источниками гражданского права являются гражданские и торговые кодексы, построенные по пандектной либо институциональной системе, а также иные законодательные акты. Дополняет их судебная практика, которая хотя формально и не может противоречить закону, но комментируя и конкретизируя его фактически создает новые правовые нормы. К источникам гражданского права относят также и обычаи гражданского оборота, применяемые судами в случаях, когда отсутствует законодательно установленная норма либо обобщение судебной практики.

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 81.00 Кб (Скачать)
  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы,
  • акты палат Федерального Собрания,
  • указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
  • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
  • решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской  газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также  в Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти.

2. Международные договоры

Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в  соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации составной  частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования4. 
В качестве примеров международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, можно отметить

  • Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (РФ присоединилась в 1990 г.)
  • Бернскую конвенцию о литературной и художественной собственности 1886 г. (РФ присоединилась в 1995 г.),
  • Римскую конвенцию об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (РФ присоединилась в 2002 г.) и др.

Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

3. Обычаи делового оборота

Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. 
Признаки обычая делового оборота:

  1. это сложившееся правило поведения,
  2. оно широко применяется исключительно в какой-либо области предпринимательской деятельности,
  3. не предусмотрено законодательством,
  4. оно может быть выражено в письменной форме (в виде документа) или нет.

Обычаи признается источником права в том случае, если он санкционирован государством, например, в форме указания на него в законе (например, ст. 309, 311, 314 и  др.). 
Национальные торгово-промышленные палаты изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. Согласно ст.15 Закона РФ от 7 июля 1993 г.5 «О торгово-промышленных     палатах     в     Российской     Федерации»     торгово-промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п.2 ст.427 Гражданского кодекса РФ. 
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. 
В качестве распространенных в международной практике обычаев можно отметить обычаи, систематизированные Международной торговой палатой, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г. и др. 
 
 
 
 
 
 
 

Источники гражданского права — нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.

Гражданское законодательство в соответствии с  п.2 ст. 3 ГК — это Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ - акт компетентного органа государственной  власти, которым устанавливаются  нормы права.

ЗАКОН — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об ипотеке и т.д.».

ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт, изданный государственным  органом в соответствии с законом  и во исполнение закона.

Например:

Указ  Президента РФ от 5 октября 1999 г. N 1338 "О Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства".

Указ  Президента РФ от 7 июля 1994 г. N 1473 "О  программе "Становление и развитие частного права в России".

Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 650 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования" (с изм. и доп. от 24 сентября, 23 декабря 2002 г.).

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации".

ВЕДОМСТВЕННЫЙ АКТ – правовой акт, изданный центральным  учреждением, возглавляющим какую-либо отрасль государственного управления.

Например:

Приказ  МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276 "Об утверждении  Положения о порядке представления  антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 31 октября 2000 г.).

Указание  ЦБР от 27 июня 2001 г. N 986-У "Об отдельных  нормативных актах Центрального банка Российской Федерации (Банка  России)".

Указание  ЦБР от 8 июня 1999 г. N 571-У "О порядке оплаты долей (акций) кредитных организаций облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом и денежными средствами" (с изм. и доп. от 6 октября 1999 г., 27 июня 2001 г.).

Виды  источников гражданского права:

· Общепризнанные принципы и нормы международного права, закреплённые в международных соглашениях, участником которых является Российская Федерация;

· Международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими субъектами международного права и ратифицированные в установленном порядке;

· Конституция РФ, ГК РФ, федеральные законы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений;

· Подзаконные акты: указы Президента РФ, не противоречащие законам, а также постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ, или именуемые иными правовыми актами; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, изданные ими в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, или именуемые ведомственными нормативными актами.

Не  считаются источниками гражданского права, но используются в правоприменительной  практике:

· Деловые обыкновения, т. е. установившиеся в гражданском обороте правила поведения, на которые могут ссылаться нормы права при отсутствии соответствующих правил в правовой норме.

· Обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко используемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, применяемые к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон.

· Нормы морали и нравственности имеют значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм.

· Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкования законодательства, и обязательны для всей системы соответствующих судов.

· Судебная практика, т. е. многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел, также способствует выработке единого понимания и применения судебными органами гражданского законодательства, однако в решении по конкретному делу может не учитываться.

· Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.

Российская  правовая система относится к  континентальной правовой системе, поэтому в российском гражданском  праве судебный прецедент не является источником права. Но судебная практика имеет большое значение в современном гражданском праве. Посредством судебной практики осуществляется легальное толкование норм гражданского права: смысл нормы разъясняется органом, имеющим право делать такие разъяснения — судебным пленумом. Имеет обязательную силу для соответствующих судов. Данное толкование закрепляется в постановлениях Пленума Верховного Суда. Для этого издаются обзоры судебной практики по определённым сферам правоотношений.

При этом на основании обобщения судебной практики могут выноситься законодательные  инициативы и подготавливаться проекты федеральных законов.

Согласно  п.1 ст. 3 ГК в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское  законодательство находится в ведении  Российской Федерации. Таким образом  только Российская Федерация может  принимать, изменять, отменять федеральные законы в сфере гражданского права.

Субъекты  федерации могут издавать свои нормативные  акты в сфере гражданско-правовых отношений. Но данные нормативные акты ни в коем случае не должны противоречить  гражданскому законодательству. Пример такого нормативного акта – ст. 40 Областного закона Ростовской области от 4 июня 1999 г. N 34-ЗС "Об автомобильных дорогах Ростовской области"(с изм. и доп. от 14 мая 2001 г.), в которой регламентируется осуществление юридическими и физическими лицами хозяйственной, предпринимательской и иных видов деятельности на автомобильных дорогах. Данная норма права целиком и полностью соответствует гражданскому законодательству.

Предмет гражданского права составляют столь  многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс.

Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо  предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Например, федеральные законы о статусе отдельных юридических лиц. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Кодекс  существенно повысил роль законов  в регулировании имущественных  отношений, установив в своих  нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:

· исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;

· сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена;

· предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

По  мере реализации этих положений гражданское  законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

Информация о работе Источники гражданского права