Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:43, реферат
Кулибин был рожден в Нижнем Новгороде в 1735 году. Рос во времена правления дочери Петра Великого – Елизаветы, когда разлетались к свету великие идеи Ломоносова и, окрепла у сынов Российских любовь к Отечеству. Зрелость его пришлась направление сына Екатерины – Павла, возрождавшего преклонение перед прусскими порядками. Заканчивал он свою жизнь при сентиментальном лицемере Александре 1, посулившем свободу, но обманувшем ожидания. И живать изобретателю приходилось в разных слоях русского общества: среди нижегородского купечества и мещанства, среди кабаних и диких.
И.П. Кулибин
/1735-1818/
Кулибин был рожден в Нижнем Новгороде в 1735 году. Рос во времена правления дочери Петра Великого – Елизаветы, когда разлетались к свету великие идеи Ломоносова и, окрепла у сынов Российских любовь к Отечеству. Зрелость его пришлась направление сына Екатерины – Павла, возрождавшего преклонение перед прусскими порядками. Заканчивал он свою жизнь при сентиментальном лицемере Александре 1, посулившем свободу, но обманувшем ожидания. И живать изобретателю приходилось в разных слоях русского общества: среди нижегородского купечества и мещанства, среди кабаних и диких. Большая часть его жизни прошла среди петербургских вельмож, говоривших на смеси «нижегородского с французским», чтоб не понимала их прислуга. Средь академиков, что, по большей части, общались на немецком и голландском языках. И конечно, среди своих помощников-мастеровых – Никиток да Ивашек, отчеств не имеющих, зато разумом и сметкой наделенных.
Началось его увлечение механикой в детстве. Карманным ножом вырезал маленький Ваня разные диковины: игрушки, флюгера, шестеренки, кораблики. Весной на ручьях устанавливал водяные колеса. Летом строил шлюзы для ключевой воды, стекавшей с горы, на которой стоял их дом на берегу Волги. Отроком устроил в овражке пруд с проточной водой, в котором завел рыбу. Любил забираться на колокольню редкостной по красоте Строгановской Рождественской церкви. Но притягивала его не дивность её архитектуры, а часы-куранты с музыкальным боем, показывающих, кроме быстротекущего времени, движение небесных светил и фазы Луны. Чтобы понять секрет часов, он, едва выучившись читать у дьячка, обзавелся книгой Георга Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин...». Прочел, многое не понял, рассердился, и потянулась его душа к наукам. Изучил Иван множество книг по механике и математике, а в газете «Санкт – Петербургские ведомости» и «Приложениях» к ней выискивал сведения о новинках техники и открытиях Михайлы Ломоносова. Отец, чтоб отвлечь сына от досужих занятий, рано поставил сына за прилавок, но тот прятался за мешками и там, в тиши, вырезал и мастерил очередную диковинку. Сделал даже маленькую действующую мукомольную мельницу, но отец в сердцах сломал ее и побил Ивана. И часы тогда пробовала сделать, выпросив у соседа его часы с кукушкой. Разобрал и попытался скопировать. Долго-долго вытачивал он крошечные детали перочинным ножом. Собрал. А часы не пошли! То-то он горевал, но упрямства постичь тайну прибавилось…
Кулибин чутьем вышел на самое острие научно-технического процесса, здесь и преуспел, став первым русским механиком – создателем автоматов и механизмов.
Иван
Кулибин не изобретал
ковер-самолет, он жил
другой мечтой –
создать вечный двигатель
– перпетуум-мобиле,
который облегчит
труды человечества,
но, к счастью не
стал рабом заветной
мечты и облегчил труды
людям созданием множества
нужных им механизмов.