Интерллектуальная собственность и её правовая защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить понятие и особенности института интеллектуальной собственности в гражданском законодательстве России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. обосновать понятие и виды интеллектуальной собственности; 2. определить значение международной защиты интеллектуальной собственности; 3. проанализировать законодательство в сфере интеллектуальной собственности; 4. сформулировать формы передачи объектов интеллектуальной собственности, лицензионные соглашения; 5. рассмотреть практику нарушений авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………………….. 3
1 Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности……………………………. 5
1.2 Формы передачи объектов интеллектуальной собственности, лицензионные соглашения…………………………………………………………………………... 11
2 Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности…………………….……………………………………… 15
2.1 Сфера интеллектуальной собственности в российском законодательстве……………………………………………………………………... 15
2.2 Международная защита интеллектуальной собственности…………………… 21
3 Практика нарушений авторских прав…………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………….……..…… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..……...……. 31

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальная собственность и ее правовая защита.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………………….. 3
1 Интеллектуальная  собственность как социально-экономическая  категория………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности……………………………. 5
1.2 Формы передачи объектов интеллектуальной собственности, лицензионные соглашения…………………………………………………………………………... 11
2 Правовой  механизм защиты объектов интеллектуальной собственности…………………….……………………………………… 15
2.1 Сфера  интеллектуальной собственности в российском законодательстве……………………………………………………………………... 15
2.2 Международная защита интеллектуальной собственности…………………… 21
3 Практика  нарушений авторских прав…………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………….……..…… 30
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..……...……. 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность темы курсовой работы. Как новый вид собственности интеллектуальная собственность появилась в России сравнительно недавно, в начале 1990-х годов. Она стала основой образования, рынка своих объектов, который в настоящее время быстро развивается. Исходная база формирования данного рынка – огромный научно-технический потенциал страны. Особая рыночная значимость интеллектуальной собственности заключается в том, что ее реализация – единственный способ законной монополизации производства товаров и услуг с самыми высокими потребительскими свойствами.

     Результаты  интеллектуальной деятельности человека, представляющие собой новое знание или информацию, всегда являлись одним  из факторов приобретения и приумножения капитала. Это сделало их предметом особого интереса в обществе. Владелец новых знаний или информации имел существенные преимущества для себя, до тех пор, пока эта информация не становилась достоянием других.

     Как только новая информация становилась  общедоступной, преимущества ее первоначального владельца перед другими исчезали. Владеть знаниями или информацией единолично часто оказывалось затруднительным в связи с тем, что это объекты нематериальные, и защитить их от чужого посягательства обычными материальными средствами практически невозможно. К сложностям монопольного владения знаниями или информацией относится и тот факт, что появление нового товара на рынке ускоряет процесс получения аналогичного результата другими людьми самостоятельно, как результата их собственной творческой, интеллектуальной деятельности. При появлении конкурента на рынке преимущества первообладателя также резко снижались. Таким образом, реализовать свои преимущества от приобретения новых знаний или информации первообладателю оказывалось не так просто.

      Анализ изученных источников и литературы. При написании работы были использованы книги под редакцией Азгальдова Г.Г., Карповой Н.Н. Богатовой Л.О., Ботуз С.А., Дозорцева В.А., ДрукерА.А., Питер Ф.О., Егорова Н.Д., Ефремова А. А., Козырева А.Н., Кравец Л.С., Лопатина В.Н., Сергеева А.П., Щенниковой Л.В.

      Цель  курсовой работы - определить понятие и особенности института интеллектуальной собственности в гражданском законодательстве России.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. обосновать понятие и виды интеллектуальной собственности;
  2. определить значение международной защиты интеллектуальной собственности;
  3. проанализировать законодательство в сфере интеллектуальной собственности;
  4. сформулировать формы передачи объектов интеллектуальной собственности, лицензионные соглашения;
  5. рассмотреть практику нарушений авторских прав.

     Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что интеллектуальную собственность следует понимать как многоплановое социальное явление, в котором тесно переплетаются духовные и материальные начала. Отсюда - двуединая природа интеллектуальной собственности, проявляющаяся в единстве частного интереса и общественных потребностей при значительном преобладании публичного правового начала. Этим характеризуется особая природа данного явления, выступающего одновременно в двух ипостасях - частноправовой и публично-правовой. Присутствие одновременно двух начал и их переплетение, общегосударственная значимость интеллектуальной собственности определяют место интеллектуальной собственности в системе современного права как особой комплексной правовой отрасли - "права интеллектуальной собственности", которую можно было бы условно назвать "интеллектуальным правом".  
 
 

     1 Интеллектуальная  собственность как социально-экономическая категория 

     1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности 

     Термин  «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками  — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Женеве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность»1 включает права, относящиеся к:

  1. литературным, художественным и научным произведениям;
  2. изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  3. научным открытиям;
  4. промышленным образцам;
  5. защите против недобросовестной конкуренции;
  6. товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям.

     А также все другие права, относящиеся  к интеллектуальной деятельности в  производственной, научной, литературной и художественной областях.

     Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

     К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

     В юриспруденции, словосочетание «интеллектуальная  собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже — группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности.

     Авторским правом регулируются отношения, возникающие  в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

     Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Оно распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертёж, изображение, публичное произнесение или исполнение и т.д.)

       Для получения авторского права  не нужно выполнять каких-либо  формальностей. Это право возникает,  как только произведение получит  объективную форму (например, автор  запишет на листке бумаги сочинённое им). Никакой регистрации произведения не требуется, кроме подтверждения даты публикации (произнесения) текста.

     Группа  исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов  деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания.

     Право товарных знаков — система норм, которые устанавливают охрану обозначений (словесных, изобразительных, комбинированных или иных), служащих для индивидуализации товаров или услуг. Географические указания происхождения товара. 2

     На  рисунке 1 показаны уровни правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.

     

     Рисунок 1 - Уровни правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.

     Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного  знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.

     Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:

  1. на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
  2. при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  4. в предложениях к продаже товаров;
  5. в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

     Не  подлежат контролю со стороны правообладателя  такие виды использования товарного  знака, как:

     1. упоминание его в нерекламных целях;

     2. использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);

     3. использование в личных целях;

     4. другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот.3

     Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

     Встречаются, особенно в последнее время, новые  виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Посмотрите, например, на кредитную  карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.

     Примеры, которые помогут понять, какие  товарные знаки являются:

     Словесными  — «Apple» для компьютеров; Deutsche Bank для банка.

     Произвольными или вымышленными обозначениями  — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Easy Jet.

Информация о работе Интерллектуальная собственность и её правовая защита