Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

В условиях глобализации обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке невозможно без использования результатов интеллектуальной деятельности, объектов промышленной собственности. Эта проблема в особенности обостряется в связи со стремлением Украины интегрироваться в европейские структуры.
Важнейшей сферой международных экономических отношений становится мировой рынок результатов интеллектуальной деятельности. Место страны в современном мире определяется не количеством продукции и рабочей силы, а качеством человеческого материала, уровнем образования и практического использования знаний, инновационной активностью экономики. Важным элементом глобализации является создание мировой научно-технологической инфраструктуры, дистанционное использование заграничных интеллектуальных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных компьютерных сетей.

Содержание

1.1. Понятие интеллектуальной собственности.
1.2. Эволюция интеллектуальной собственности.
1.3. Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества

Работа содержит 1 файл

ис.doc

— 696.00 Кб (Скачать)

К группе неотделяемых от предприятия относятся права  на:

  • объединение разрозненных компонентов (средств производства, оборудования, объектов недвижимости) в производственную единицу или сложное взаимозависимое образование (действующее предприятие);
  • наличие подготовленного персонала;
  • системы и методы функционирования, разработанные как составные части действующего предприятия;
  • наличие заказчиков продукции, которая выпускается,  и постоянной клиентуры обслуживания;
  • дальнейшие стартовые несогласованности и трудности;
  • достижения в области маркетинга и рекламы собственной продукции;
  • преимущества территориального расположения, близость развитой промышленной инфраструктуры, транспортных путей;
  • репутация предприятия.

Неотделяемыми от индивидуума являются права на:

  • личную репутацию работников или собственников предприятия среди общественности, клиентов, других работников, собственников, банкиров;
  • личные профессиональные качества работников (включая ноу-хау), коммерческие  способности, талант в сфере рекламы, менеджмента или в финансовой сфере;
  • общую квалификацию, эрудицию, интеллект и лабильные качества работников или руководителей в таких областях, как организация работ с кадрами, взаимодействие с клиентами, умение устранять конфликты в коллективе и т.п..

Свойство  обособленности или необособленности имеет важное значение, так как только в случае обособленности от предприятия или индивидуума (автора) ОИС, права могут быть оборотоспособными, то есть выступать как товар. Если же права таковы, что не могут быть отделены от предприятия или индивидуума, то они могут продаваться (передаваться) только вместе с предприятием или индивидуумом. Например, нельзя передать выдающиеся организаторские способности директора одного предприятия директору другого предприятия. Можно только пригласить талантливого директора на другое предприятие, предложив ему более выгодные условия работы, то есть "купить" его вместе с его качествами.

По сроку  службы ОИС делятся на ОИС  с установленным сроком службы и ОИС с неустановленным сроком службы.

Различают юридический и экономический срок службы. Некоторые ОИС могут не иметь установленного срока службы. Например, в соответствии с Законом Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" юридический срок действия (службы) патента равняется 20 годам. Однако, вполне возможно, что за это время патент может морально устареть, так как не исключена вероятность, что появятся новые, аналогичные, более эффективные изобретения. Поэтому при экономических расчетах для патентов устанавливается более короткий срок, так называемый экономический, который принимается равным 10-12 годам, а в частных случаях и меньше.

Установленный срок службы характерен для большинства  прав на ОИС, отделяемых от индивидуума  и предприятия, но не для всех. Так, знаки для товаров и услуг не имеют установленного срока службы, поскольку определенный законом срок действия после его окончания может каждый раз продлеваться еще на 10 лет. Не имеют установленного срока большинство прав на ОИС, неотделимых от предприятия или индивидуума. Кроме того, права на одни и тот же ОИС могут иметь как определенный, так и неопределенный срок действия. Например, лицензия на право использования изобретения или товарного знака может быть предоставлена как на определенный, так и на неопределенный срок.

 

5.1.2. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив

 

Активы предприятия  состоят из материальных активов, к которым относят движимое, недвижимое имущество и оборотные средства, а также из нематериальных активов - в основном, прав. Прежде всего, это права собственности на ОИС, права пользования естественными ресурсами (землей, водой, недрами), а также права пользования экономическими, организационными и другими преимуществами и льготами: налоговыми льготами, местом на товарной бирже. Кроме того, к нематериальным активам относят деловую репутацию (гудвил), списки клиентов и т.п..

Отличительными  признаками нематериальных активов являются:

отсутствие  материальной основы, причем обладание таким ценным качеством, как способность давать доход собственнику, исходя из долгосрочных прав и преимуществ, которые они приносят ему так долго, насколько это возможно;

отсутствие  намерения продажи нематериальных активов в нормальных условиях деятельности предприятия;

продолжительность эксплуатации, что позволяет учитывать их в составе долгосрочных инвестиций как оборотные активы и через избранный вариант учетной политики устанавливать более разумный срок погашения их первоначальной стоимости при общей неопределенности сроков функционирования (гудвил, товарные знаки и т.п.);

отсутствие  отходов;

многоцелевой  характер эксплуатации, что позволяет использовать объект на разных участках деятельности предприятия;

повышенный  уровень риска в стремлении получить доход от применения подобных активов.

С учетом этих особенностей, можно характеризовать права интеллектуальной собственности в качестве объекта учета, как обобщенное понятие результатов творческой деятельности и средств индивидуализации юридического лица, которые не обладают физической основой и реализуются в виде прав, которые приносят их собственнику доход, размер которого зависит от объема этих прав.

 















 





 







 



 

 

Рис. 5.1 Классификация  нематериальных активов в учете  и отчетности

 

5.2. Коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности.

Использование интеллектуальной собственности в  хозяйственной деятельности осуществляется на условиях ее коммерциализации. В этом процессе присутствуют, как правило, четыре участника: автор разработки (изобретения, сорта растений, полезной модели и т.п.), стратегический партнер, менеджер и инвестор.

Результаты  интеллектуальной деятельности автора могут быть переданы по коммерческому соглашению, которое оформляется в виде лицензионного договора на передачу прав на ОИС.

 

5.2.1. Суть торговли лицензиями. Виды лицензий.

При торговле правами на ОИС под  лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо - собственник исключительных прав на ОИС - лицензиар предоставляет другому заинтересованному лицу - лицензиату исключительное или неисключительное право на использование этого объекта.

Форма торгового  соглашения на продажу лицензии должна обеспечивать монопольное право использования ОИС только для участников такого соглашения и не допускать использования этого права конкурентами.

Продажа лицензий преследует следующие цели:

  • получение гарантированной прибыли без вложения капитала и создание собственного производства или освоение рынка;
  • завоевание рынка;
  • сокращение сроков освоения новых технологий:
  • приобретение партнеров для совместной деятельности:
  • компенсации затрат на создание ОИС.

Продажа лицензии позволяет лицензиару решать свои проблемы при:

    • внезапном ухудшении конъюнктуры рынка;
    • возникновении осложнений при экспорте товаров в связи с протекционистской политикой правительства страны-покупателя;
    • значительном превышении спроса над объемом собственного производства продукции, а также в других случаях.

Приобретение лицензии позволяет лицензиату:

    • освоить производство продукции, которая пользуется спросом, при значительной экономии материальных и трудовых ресурсов;
    • снизить себестоимость выпускаемой продукции;
    • повысить производительность труда и конкурентоспособность товаров на внешнем рынке;
    • получить преимущества перед конкурентами и т.п..

Важно учесть также временной фактор. Если стоимость лицензии и стоимость аналогичной разработки собственными силами одинаковы, то выгодней купить лицензию, поскольку значительно сократится время до начала выпуска продукции.

Лицензии подразделяются как по объему переданных прав, так  и по условиям предоставления прав. По объемам переданных прав лицензии делятся на три вида:

  • неисключительная (простая) лицензия;
  • исключительная лицензия;
  • полная лицензия.

Неисключительная (простая) лицензия предоставляет лицензиату право использовать лицензию на территории и в течение времени, оговоренных в лицензионном договоре. При этом лицензиар оставляет за собой право использовать переданный объект в собственном производстве, а также предоставлять лицензии другим лицензиатам.

Исключительная лицензия предоставляет лицензиату монопольное право использовать предмет лицензии на согласованных условиях (сроках, территории). При этом лицензиат имеет право предоставлять лицензии на использование предмета лицензии третьим лицам без ограничения права лицензиара по первоначальному соглашению.

Полная лицензия предоставляет лицензиату наиболее широкий объем прав. По лицензионному договору лицензиату предоставляются все права на использование объекта интеллектуальной собственности, который является предметом лицензии, без ограничения территории и на весь срок действия охранного документа. Следует иметь в виду, что при продаже полной лицензии собственником охранного документа все же остается лицензиар.

 

 5.2.2. Лицензионные   договоры 

 

Лицензионное  соглашение оформляется лицензионным договором, который должен отвечать определенным условиям относительно структуры, содержания, четкости и обстоятельности формулировок,  которые не должны допускать двойного толкования.

Основные  разделы договора предлагается рассмотреть самостоятельно. Обратить внимание на особенности договоров на знаки для товаров и услуг и "ноу-хау".

Остановимся детально лишь на правах и обязанностях сторон, которые заключили договор. При этом исходят из принципа, что права одной стороны являются обязанностями другой.

Из числа прав лицензиара наиболее весомо право непосредственно или через представителя проверять правильность учета выпуска продукции по лицензии и выручки от ее продажи, а также права беспрекословного разрыва договора при нарушении срока платежа в сочетании с полным запретом дальнейшего выпуска продукции и компенсацией убытков.

Важным для  лицензиара является право сохранять собственное производство продукции, на которую продана  лицензия.

Наиболее существенными  для лицензиата является право на техническую помощь лицензиара в освоении производства (а иногда и сбыта) продукции  по лицензии; право на усовершенствование продукции по лицензии и технологии ее производства; право продавать на территории действия лицензионного договора сублицензии третьим лицам.

Важным является получение покупателем права  на дифференцированные ставки роялти. Особую роль играет взаимное обязательство сторон согласовывать споры по взаимному согласию и согласованный выбор юрисдикции для преодоления разногласий.

                Лицензиар всегда обязан гарантировать лицензиату:

-  принадлежность  себе и только себе имущественных прав собственности на объекты договора и их защиту за свой счет от посягательства третьих лиц;

-  передачу лицензиату такой юридической и/или технической документации, которая необходима и достаточна для освоения производства продукции по лицензии, ликвидацию дефектов в документации, если они имеются;

-  реализацию ОПС с достижением определенных технико-экономических показателей.

               Лицензиар в большинстве случаев обязан:

-  поддерживать  патенты или другие охранные  документы за свой счет;

-  предоставлять практическую помощь лицензиату  в освоении производства продукции по лицензии, а при необходимости - и в до- и/или послепродажном обслуживании;

- извещать лицензиата  о всех усовершенствованиях продукции  по лицензии и/или технологии  ее    производства.

               Лицензиар может быть иногда обязан:

-  при предоставлении  второй, третьей и т.д. неисключительной  лицензии сообщать лицензиату сведения о них, и если любым следующим договором будут предусмотрены более выгодные условия лицензирования, "автоматически" распространять их на предшествующие договоры;

-  платить  лицензиату договорные штрафы за снабжение некачественными комплектующими изделиями, сырьем и/или технологическим оборудованием.

              Лицензиат всегда обязан:

-  признавать лицензиара собственником исходных имущественных прав на объект лицензионного договора;

-  придерживаться технических условий и технологических рекомендаций лицензиара относительно реализации ОПС;

-  коммерчески  реализовывать приобретенные имущественные права под угрозой досрочного (и, конечно, беспрекословного) разрыва лицензионного договора;

Информация о работе Интеллектуальная собственность