Интеллектуальная собственность в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Термины “интеллектуальная собственность”, “право интеллектуальной собственности” прочно вошли в законодательство и правовую реальность нашей страны. Их смысл можно уяснить как из международных, так и национальных источников права. Статья 2 Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Далее - Конвенция ВОИС) относится к источникам первой группы. В смысле этой конвенции "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Содержание

Введение.

1. Возникновение и формирование права интеллектуальной собственности.

2. Исключительный характер права интеллектуальной собственности.

3. Интеллектуальная собственность в Казахстанском законодательстве.

4. Значение охраны интеллектуальной и промышленной собственности для развития Казахстана.

5. Система охраны интеллектуальной собственности в Республике Казахстан

6. Таможенное ведомство в системе охраны ИС

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальная собственность (готово) ГП ОС.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

 

 

Значение охраны интеллектуальной и промышленной собственности для развития Казахстана.

 

Вопрос о надлежащей охране интеллектуальной собственности является важнейшей составной частью всех межгосударственных и межправительственных соглашений экономического характера. Главной причиной этому является, конечно, материальные соображения - слишком велики потери экономик развитых стран.

Без такой охраны ни одна страна или фирма не согласны идти на риск и поставлять нам современные технологии. Страна, где не защищается интеллектуальная собственность, обречена на ввоз устаревшей техники и технологий. Даже размер и условия предоставления обычных финансовых инвестиций зачастую зависят от уровня правовой охраны интеллектуальной собственности в данной стране.

Отношение к интеллектуальной собственности, принадлежащей гражданам других стран, прямо влияет на объем и эффективность торговли с этими странами. Например, страна, где не предпринимается никаких мер против нарушителей прав интеллектуальной собственности (так называемого пиратства) и расцениваемая Международным альянсом интеллектуальной собственности (МАИС) в качестве страны-пирата, может лишиться режима наибольшего благоприятствования в торговле с США в отношении всех товаров этой страны, поставляемых на рынок США.

Немаловажное значение уровень этой правовой охраны оказывает на международный авторитет, имидж каждой страны. Степень защищенности прав на интеллектуальную собственность характеризует степень цивилизованности рынка страны и уровень состояния ее законности и правопорядка.

Необходимо учитывать и глобальные движения в мировой экономике, процессы всеобщей информатизации и развития высоких технологий, когда складывается совершенно новая отрасль общественного, производства - экономика интеллектуальной собственности. Вклад этой отрасли в экономики современных стран уже сопоставим с вкладом традиционных отраслей.

По мнению многих специалистов, экономика развитых стран в следующем столетии будет иметь главной движущей силой интеллектуальную собственность.

Эти соображения говорят в пользу того, что необходимость построения эффективно действующей системы охраны прав на интеллектуальную собственность является экономической и политической задачей для всех государственных органов нашей страны.

 

Система охраны интеллектуальной собственности в Республике Казахстан.

 

Начиная с 1992 г. по сей день в Казахстане осуществляется формирование системы охраны объектов интеллектуальной собственности. Эту систему можно представить себе как взаимосвязь законодательных и институциональных составляющих. При этом законодательная часть системы включает в себя кодексы, законы, постановления Правительства и ведомственные нормативные акты по вопросам охраны объектов интеллектуальной собственности. Институциональная часть представляет собой систему органов и организаций, согласованная деятельность которых должна обеспечивать надлежащую охрану объектов интеллектуальной собственности.

3.1. Законодательная часть системы представлена нормами разных отраслей права. В разной мере эти отношения регулируются нормами гражданского, уголовного, административного, финансового права. Преимущественно отношения по поводу интеллектуальной собственности лежат в плоскости гражданского права.

В июле-августе 1999 г. законодательная часть системы охраны интеллектуальной собственности претерпела существенные изменения.

Был окончательно сформирован фундамент всей системы законодательства в данной области - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Далее - ГК РК). С 1 июля 1999 г. введена в действие вторая или Особенная часть ГК РК, содержащая в себе Раздел Y под названием “Право интеллектуальной собственности”. Этот раздел содержит 78 статей, регулирующих наиболее общие вопросы права интеллектуальной собственности.

На этой основе, в полном соответствии с ГК РК приняты 13 июля 1999 г. Закон об охране селекционных достижений, 16 июля 1999 г. - новый Патентный закон РК, 26 июля 1999 г. - новый Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Вместе с Законом об авторском праве и смежных правах РК от 10 июля 1999г. они охватывают две главные подотрасли права интеллектуальной собственности - авторское и патентное право.

В соответствии с законами в настоящее время разрабатываются проекты подзаконных актов - положений и правил, призванных конкретизировать процедуру регистрации, экспертизы и оплаты за совершение этих действий.

В указанных законах и иных нормативных актах содержится множество материальных и процессуальных мер, определяющих порядок регистрации, экспертизы заявок на получение патентов и свидетельств, а также пределы пользования правами, вытекающими из этих охранных документов. Процедура патентования является достаточно сложным и ответственным процессом, но сам по себе этот процесс не самое важное. Самым главным, ради чего существует вся система патентования, регистрации и охраны прав отдельных объектов является результат, тот специфический товар, который появляется на рынке. Он называется исключительным правом обладателя объекта интеллектуальной собственности. Именно за защитой исключительного права будут обращения и в таможенные органы.

Исключительное право возникает по поводу всех без исключения объектов интеллектуальной собственности. Именно по этому статья о таком праве помещена в главе “Общие положения” Раздела Y ГК РК. Исключительным правом на результат интеллектуальной творческой деятельности или средство индивидуализации признается имущественное право их обладателя использовать объект интеллектуальной собственности любым способом по своему усмотрению.

Использование объекта исключительных прав другими лицами допускается только с согласия правообладателя.

Обладатель исключительного права на объект интеллектуальной собственности вправе передать это право другому лицу полностью или частично, разрешить использовать объект интеллектуальной собственности и распорядиться им иным образом, если это не противоречит правилам настоящего Кодекса и иных законодательных актов.

Как видно из приведенного, исключительное право на объект интеллектуальной собственности во многом схоже с правом собственности на обычное имущество, хотя полностью с ним не совпадает.

3.2. Институциональная часть системы представлена рядом государственных органов и специализированных организаций в той или иной мере обеспечивающих установление и осуществление прав интеллектуальной собственности в масштабах страны - патентное ведомство, ведомство по авторским правам, патентные фонды (библиотеки), патентные поверенные, организации коллективного управления авторскими правами, прокуратура, полиция, таможенные органы, суды, третейские суды.

Нетрудно заметить, что значительную часть данного перечня составляют органы общей компетенции, призванных защищать любые права и свободы. Однако, в первую очередь права интеллектуальной собственности защищаются двумя специализированными организациями - Патентным ведомством, называемым в нашей стране “Республиканское государственное предприятие по патентам и товарным знакам Министерства энергетики, индустрии и торговли РК (Казпатент )” и ведомством по авторским правам, называемым Комитетом по авторским и смежным правам Министерства юстиции РК.

При этом на Казпатент возлагаются функции обеспечения государственной монополии в области объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, а также селекционных достижений -Эта организация принимает к рассмотрению заявки на объекты промышленной собственности, проводит по ним экспертизу, выдает охранные документы, публикует в бюллетене сведения о таких объектах и осуществляет иные возложенные на нее функции патентного ведомства (ст. 4 Патентного закона РК, ст. 3 Закона о товарных знаках, ст. 3 Закона об охране селекционных достижении РК ).

Комитет по авторским правам Министерства юстиции РК, положение о котором утверждено Правительством РК 25 июня 1999 г., осуществляет государственную политику в области авторского и смежных прав, регистрирует авторские права в официальных реестрах, принимает необходимые меры по обеспечению соблюдения авторских прав казахстанских и иностранных граждан при использовании произведений науки, литературы и искусства, исполнений, постановок и фонограмм.

Таким образом, Казпатент и Комитет по авторским правам имеют в своем ведении вопросы, касающиеся практически всех объектов интеллектуальной собственности. При возникновении в процессе таможенной деятельности практических проблем по поводу объектов интеллектуальной собственности необходимо напрямую обращаться в один из этих органов.

Важнейшую часть системы составляют негосударственные организации, призванные помочь заявителям в получении охранных документов или регистрации, а патентообладателям и авторам произведений - эффективно и реально осуществлять принадлежащие им права.

В сфере авторских прав действует Республиканское общественное объединение “Казахстанское авторское общество” (далее КазАО), предметом деятельности которого является управление имущественными правами авторов произведений на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно; содействие авторам в передаче прав на использование произведений;

представительство интересов авторов в государственных органах и иных организациях.

В сфере промышленной собственности, или, иначе говоря, в системе Казпатента действуют частные конторы и бюро патентных поверенных, то есть специалистов, аттестованных Казпатентом и уполномоченных представлять интересы иностранных заявителей перед ведомством. На сегодня в Казахстане работают 35 патентных поверенных. Кроме основной задачи представительствовать за иностранного гражданина при оформлении прав (подавать заявки, вести переписку, подавать жалобы и пр.) перед Казпатентом, часто клиенты поручают им совершение действий по охране своих прав в Казахстане, в том числе.и путем обращения в суд, правоохранительные и таможенные органы.

В результате творчества и материализации его результатов, а так же оформления патентных прав появляются рыночные товары, объекты права интеллектуальной собственности - книги, фильмы, диски, патенты, свидетельства на товарные знаки. Прокуратура и полиция обычно имеет дело с фактами нарушения прав на эти объекты. В Уголовном кодексе Республики Казахстан имеются статьи 184 -“Нарушение прав интеллектуальной собственности”, 199 - “Незаконное использование товарного знака”, 200 - “Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну”. Этими статьями предусмотрены серьезные санкции имущественного и уголовного характера. К примеру, по ст. 184 УК PK за нарушение прав интеллектуальной собственности, понимаемое как незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности научного открытия, изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, а равно присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния совершены с целью извлечения прибыли и причинили крупный ущерб максимальная санкция может быть в виде лишения свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества. Достаточно серьезные санкции предусмотрены и остальными упомянутыми выше статьями УК PK.

В Республике Казахстан принята система патентования, по которой одна из разновидностей охранного документа - предварительный патент на изобретения и промышленные образцы выдается без проведения экспертизы по существу, на риск и под ответственность заявителя. В соответствии с этим любое лицо в период действия патента может обратиться в суд с иском о признании выданного предварительного патента недействительным. Это означает, что суд в Казахстане является важнейшим звеном патентной системы, призванной исправлять негативные стороны принятой системы патентования.

В судах могут рассматриваться споры как по поводу правомерности выдачи или отказа в выдаче патентов, так и по поводу нарушения оформленных охранным документом исключительных прав на объект интеллектуальной собственности.

Таким образом, просматривается следующая нормальная динамика развития отношений по поводу интеллектуальной собственности: органы специальной компетенции - Казпатент и Комитет по авторским правам регистрируют, экспортируют и выдают документы о правах интеллектуальной собственности; правоохранительные органы и суд обеспечивают охрану по фактам нарушений прав и обращениям управомоченных лиц; специализированные общественные и частные организации помогают оформить и осуществлять права. Но эта схема существует, к сожалению, только в идеале. На практике правообладатели ощущают влияют внешних и внутренних факторов объективного характера, являющихся нарушением прав интеллектуальной собственности и называемых кратко пиратством. Для борьбы с этим явлением необходимо введение эффективных пограничных мер. Соответственно частью системы правовой охраны интеллектуальной собственности должны стать государственные таможенные органы.

 

Таможенное ведомство в системе охраны ИС.

 

Таким образом, исключительное право обладателя объекта интеллектуальной собственности должно охраняться всей системой государственных органов и в том числе таможенными органами. Такая роль таможенных органов в охране интеллектуальной собственности привычна для стран Запада. Сведения о ее эффективности часто появляются в печати.

В соответствии с разделом 4 “Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности”(ТРИПС) таможенные органы стран - членов ВТО должны осуществлять меры по задержанию товаров, содержащих в себе нарушения прав интеллектуальной собственности (контрафактных товаров ). Организация таможенного контроля над импортом (экспортом) контрафактных товаров должна строиться с учетом соглашения ТРИПС, лучшего международного опыта и рекомендаций международных организаций, в частности, Всемирной Таможенной Организации.

Информация о работе Интеллектуальная собственность в РК