Интеллектуальная собственность и ее защита в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является неотъемлемой и наиболее важной частью законодательства любого государства как в области промышленной собственности, так и в области авторского права и смежных прав.

Работа содержит 1 файл

КР нац эк-ка Бел печать.docx

— 32.22 Кб (Скачать)

       Незаконное  распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или  топологии интегральной микросхемы влечет наложение штрафа в размере  до 50 минимальных заработных плат с  конфискацией контрафактных экземпляров  объектов авторского права, смежных  и патентных прав, а также материалов и оборудования, используемых для  их изготовления, или без конфискации (ст. 167-9).

       Уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных  прав предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 201 и 248).

       Так, присвоение авторства либо принуждение  к соавторству, а равно разглашение  без согласия автора или заявителя  сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного  объекта права промышленной собственности  до официальной публикации сведений о них наказываются общественными  работами, или штрафом, или исправительными  работами на срок до двух лет.

       Незаконное  распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после  наложения административного взыскания  за такое же нарушение или сопряженные  с получением дохода в крупном  размере, наказываются общественными  работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или  лишением свободы на срок до двух лет.

       Эти действия, совершенные повторно, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести  месяцев, или ограничением свободы  на срок до пяти лет, или лишением свободы  на тот же срок (ст. 201 УК).

       Умышленное  использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение  к продаже товара (услуги) с применением  предупредительной маркировки о  товарном знаке и знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или  деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 248 УК).

       Необходимо  также учитывать, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» незаконное использование или введение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности отнесено к формам недобросовестной конкуренции, которая  подлежит пресечению в соответствии с действующим законодательством.

       Кроме того, в Таможенный кодекс Республики Беларусь введены нормы, обеспечивающие защиту объектов интеллектуальной собственности  при перемещении товаров через  таможенную границу Республики Беларусь (ст. 197-1-197-7). Правообладатель или  иное лицо, представляющее его интересы, вправе подать в Государственный  таможенный комитет заявление об осуществлении таможенными органами Республики Беларусь мер по защите его прав на объекты интеллектуальной собственности. Если таможенные органы припредъявлении или декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обнаружат признаки, указывающие на то, что товары могут являться контрафактными, таможенное оформление приостанавливается сроком на 10 рабочих дней до принятия решения судом. 
 

       4. Меры борьбы с пиратством 

       Пиратство в словаре русского языка определяется как промысел пиратов, разбой. В сфере  интеллектуальной собственности к  понятию «пиратство» относятся  изготовление и распространение  контрафактных (поддельных) товаров  в области музыки, например копии  музыкальных произведений: контрафактные копии, контрабандные копии, пиратские копии. Контрафактные копии представляют собой точные копии звуковых, видеодисков или кассет в такой же упаковке, как и оригинал, с использованием товарного знака, принадлежащего правообладателю оригинальной записи. Контрабандные копии — это копии записей, сделанных в ходе живого исполнения, или передачи, сделанные без разрешения правообладателя. Пиратскими являются несанкционированные копии звуко- и видеозаписи, которые имитируют оригинал, имеют плохое качество и в ряде случаев отличаются упаковкой от оригинала. Наиболее распространенными объектами пиратства, как отмечается в публикациях ВОИС, являются [29, ст. 344]:

  1. звуковые записи;
  2. видеозаписи;
  3. компьютерные программы;
  4. трансляции;
  5. книги.

       Ежегодный ущерб только производителей компьютерных программ, в результате пиратского копирования, оценивается в 14 млрд долларов США. Пиратское копирование звуко- и видеозаписей оценивается от 1 до 5 млрд долларов США.

       Наибольший  интерес для пиратов представляют произведения, пользующиеся успехом  на рынке. Авторы, исполнители, производители  фонограмм, издатели, организации вещания  несут значительный материальный ущерб, поскольку не получают соответствующее  вознаграждение.

       Пиратские записи значительно дешевле оригинальных, что стимулирует насыщение рынка популярными товарами по низким ценам, в результате материальный ущерб несет государство. В то же время низкие цены повышают спрос на товары, в результате чего расширяется индустрия по производству пиратской продукции, и государство теряет международную репутацию, ставится под вопрос участие в международном культурном обмене.

       Контрафакция  и пиратство в области прав интеллектуальной собственности представляют серьезную не только национальную, но и международную проблему. Имеются  данные о связи пиратства в  области интеллектуальной собственности  с другими формами организованной преступности.

       Значительные  потери несут государство и общество в форме упущенных доходов  от налогов, возможностей получения  инвестиций. Решение этой проблемы, имеющей глобальный характер, может  быть более успешным, если правообладатели  будут иметь соответствующие  закрепленные законом права и  средства защиты, включая эффективные меры защиты на основе уголовного и гражданского права.

       Основная  мера борьбы с пиратством — это  наличие достаточной законодательной  базы, предусматривающей уголовно-штрафные санкции (штрафы, тюремное заключение) за нарушение патентных, авторских  и смежных прав.

       Важное  значение имеет также применение сдерживающих мер по нераспространению пиратской продукции. К этим мерам в ряде стран относят законодательное введение применения защитных идентификационных знаков для маркировки аудиовизуальных произведений и фонограмм. Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм перед выпуском в оборот маркируются защитными идентификационными знаками, в противном случае их распространение или экспорт запрещены. В Закон «Об авторском праве и смежных правах», очевидно, необходимо внести дополнения, обязывающие физических или юридических лиц, осуществляющих воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, размещать на каждом экземпляре, содержащем указанные объекты, информацию, которая идентифицирует обладателя исключительных имущественных прав или организацию коллективного управления имущественными правами, предоставивших разрешение на такое воспроизведение.

       Предупредительными  мерами до окончательного судебного  решения являются:

  1. арест товаров, в отношении которых имеются подозрения, что они являются пиратскими копиями, и оборудования для их изготовления;
  2. опечатывание помещений, где несанкционированно изготавливаются или предлагаются к продаже или прокату контрафактные копии;
  3. издание постановлений (распоряжений) о прекращении производства или распространения несанкционированных копий.

       Исключительно важной мерой в предотвращении пиратской  деятельности является создание эффективной  системы коллективного управления авторскими и смежными правами. Эта  система должна являться связующим  звеном между пользователями и правообладателями, что окажет влияние на сокращение пиратской деятельности.

       Большая роль в борьбе с пиратством отводится  правоохранительным органам. В ряде стран созданы специальные подразделения, основной функцией которых является борьба с нарушителями авторских  и смежных прав. Им предоставлено право инициировать расследования и подавать иски в суд. Отсутствие эффективной правоприменительной практики по предотвращению нарушений авторских и смежных прав наносит ущерб как правообладателям, так и международному престижу государства.

       Так, органами внутренних дел Республики Беларусь в 2004 г. было выявлено 59 преступлений и пресечено 646 административных правонарушений, связанных с незаконным распространением аудиовизуальных произведений и  фонограмм. Госстандартом запрещена  реализация аудио- и видеопродукции на сумму 62 млн руб.

       В Республике Беларусь разработана государственная  программа защиты интеллектуальной собственности, предусматривающая  ужесточение мер в отношении  распространения пиратской продукции и ее изготовителей. [1]

 

       ЛИТЕРАТУРА 

       
  1. http://bargu.by/673-zashhita-prav-na-obekty-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  2. http://www.belgospatent.org.by/

Информация о работе Интеллектуальная собственность и ее защита в Республике Беларусь