Институт Президента в конституционной системе государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Содержание

1. Институт Президента в конституционной системе государственной вла­сти……………………………………………3


2. Порядок избрания, полномочия и ответственность
Президента Россий­ской Федерации.................................................11


3.Список литературы………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная работа.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

массовой информации. Переизбирающийся Президент не вправе пользоваться преимуществами своего должностного положения. Статус кандидата на пост Президента характеризуется некоторыми льготами и привилегиями. Кандидатам предоставляется денежная компенсация, бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д. ЦИК оплачивает их предвыборные поездки в пределах России. Кроме того, кандидат приобретает неприкосновенность. Это означает, что нельзя привлечь его к уголовной ответственности, арестовать или подвергнуть мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия на то Генерального Прокурора. Генеральный Прокурор обязан незамедлительно известить об этом ЦИК (ст. 37).

4. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты в Президенты начинают активную деятельность по разъяснению избирателям своей программы действий в качестве Президента. В этом отношении закон гарантирует всем кандидатам равные возможности. Обеспечивается беспрепятственное проведение агитации с соблюдением норм законодательства (ст. 7). Кандидаты могут использовать максимальное

разнообразие форм агитации: публикации в прессе, выступления на телевидении и радио; проведение таких мероприятий как собрания, встречи с избирателями, публичные предварительные дебаты, дискуссии, митинги, шествия, демонстрации; выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других материалов. Однако, при всей широте возможностей, законодательство предусматривает ряд ограничений

и запретов. Недопустимо проведение агитации органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, военными учреждениями и организациями, членами избирательных комиссий и т. д. (ст. 38). Запрещается агитация, сопровождающаяся выплатой денежных средств или обещаниями материальных вознаграждений. [28]

Что касается содержания агитационных материалов, запрещается злоупотребление свободой массовой информации, призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности РФ, пропаганда социального, расового, национального, религиозного превосходства (ст. 39).

В отношении сроков предвыборной агитации определено, что она начинается со дня регистрации кандидата и заканчивается в 0.00 часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов (ст. 38). Эта норма направлена на то, чтобы исключить какое-либо давление на избирателя в последние сутки перед выборами и дать ему возможность самостоятельно принять взвешенное решение на основании своих личных убеждений и интересов.

Финансирование избирательной кампании осуществляется за счет средств

федерального бюджета. Кроме того, кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации (ст. 8). В законе закреплены некоторые ограничения, связанные с недопустимостью иностранного вмешательства в российские политические процессы. Так, не допускаются пожертвования в избирательные фонды иностранных граждан, организаций, международных органов и

общественных движений (ст. 45).

5. Процедура голосования. Нормы, регламентирующие порядок проведения

голосования, направлены на максимальную реализацию всеобщего прямого

избирательного права, на обеспечение тайны голосования.

Голосование проводится в нерабочий день, с 8.00 до 22.00 по местному времени.

Гражданам РФ обеспечивается возможность проголосовать независимо от того, где они находятся в день выборов. С этой целью образуются избирательные участки не только по месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного пребывания (санатории, больницы и т. п.), в отдаленных труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, а также за рубежом. Избиратели могут при необходимости получить открепительное удостоверение на право участия в выборах, чтобы проголосовать не по месту жительства. В некоторых случаях допускается досрочное голосование. Для избирателей, которые не могут явиться в помещение для голосования, избирательная комиссия должна иметь переносные избирательные ящики (ст. 51).

Каждый избиратель голосует лично. Ему предоставляется возможность

воспользоваться кабиной для тайного голосования, куда без его желания никто другой войти не может. В целях наилучшего информирования избирателей участковая комиссия оформляет стенд, содержащий материалы обо всех кандидатах. Кроме того, должен быть вывешен образец заполнения избирательного бюллетеня (ст. 49).

Принимаются специальные меры для пресечения возможных злоупотреблений и нарушений законодательства в процессе волеизъявления граждан. Ведется точный учет количества выданных бюллетеней и количества проголосовавших избирателей. [29]

6. Подсчет голосов и установление итогов голосования. После окончания

голосования проводится тщательный подсчет голосов избирателей сначала в

участковых избирательных комиссиях, затем эти данные суммируются поочередно во  всех вышестоящих избирательных комиссиях, и общие результаты выборов определяет ЦИК не позднее 15 дней после дня выборов. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, участвовавших в выборах (ст. 55).

Если в бюллетене было указано более 2 кандидатов, возможна ситуация, когда ни один из них не получает необходимого большинства голосов. Тогда ни один из них не считается избранным, и назначается повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Второй тур выборов проводится не позднее 15 дней после установления общих результатов выборов.

Такая ситуация сложилась на практике в 1996 году, когда в результате первого тура выборов ни один из баллотировавшихся кандидатов не получил абсолютного большинства, и был организован второй тур выборов, в котором участвовали обладатели наибольшего числа голосов – Б. Ельцин и Г. Зюганов.

Если же и повторное голосование прошло без результата, то Совет Федерации назначает новые (повторные) выборы. То же происходит в случае, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными (ст. 57).

Всенародно избранный Президент вступает в должность спустя 30 дней после официального объявления ЦИК результатов выборов. Торжественное вступление в должность сопровождается принесением присяги, текст которой зафиксирован в Конституции. Впоследствии он исполняет свои полномочия до момента вступления в должность вновь избранного Президента (ст. 60).

Закрепление в Конституции всеобщего характера выборов Президента было

прогрессивным явлением для российской демократии, т. к. впервые в истории России высший государственный пост стал выборным, и в избрании главы государства стал участвовать весь народ. Огромное значение для

демократического развития имеет также альтернативный характер выборов и

разрешенная предвыборная борьба.

То, что Президент получает свой мандат непосредственно от народа, путем

всеобщих, равных, прямых выборов, делает его истинно независимым от других органов власти, оправдывает его широкие полномочия во многих сферах и дает ему возможность осуществления реальной власти. [30]

 

Полномочия Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его прерогативами.[31]

Президент обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Его участие в формировании государственных органов может проявляться по-разному. Конституция предусматривает несколько вариантов назначения высших должностных лиц, в котором, как правило, участвует не один орган: назначение по представлению; после консультации с соответствующими федеральными государственными органами или по их предложению; предложение Президентом кандидатуры для назначения Совету Федерации. [32]

Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства должно быть внесено Президентом в течение 2 недель после вступления в должность или отставки Правительства. Согласие оформляется в виде постановления, которое принимается большинством голосов депутатов. Если первая кандидатура в Государственной Думе была отклонена, то предложение о новой кандидатуре вносится в течение одной недели. Этим обеспечивается непрерывность работы Правительства как носителя верховной исполнительной власти в стране.

Участие Президента в формировании Правительства выражается также в том, что он назначает на должность и освобождает от должности заместителей

Председателя и федеральных министров. Таким образом, Президент и Председатель Правительства совместно формируют состав Правительства.

Решение об отставке Правительства Президент принимает единолично, без участия Государственной Думы.

Совместно с этой палатой решается вопрос о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ, чтобы гарантировать независимость Центрального Банка от других органов власти. В формировании состава Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в назначении Генерального Прокурора РФ участвуют Президент и Совет Федерации. При этом Президент вносит предложения о соответствующих кандидатурах, а само назначение производит Совет Федерации. Решение об освобождении от должности Генерального Прокурора также принимается Советом Федерации, а предложение об этом вносит Президент.

Глава государства сам непосредственно занимается назначением на ряд

государственных должностей и освобождением от них. Это относится к судьям всех других федеральных судов (кроме перечисленных), к полномочным представителям Президента. Иногда назначаются специальные представители для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых Президентом в Государственную Думу. [33]

Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Это право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Необходимость консультаций не означает обязательности выполнения решений этих комитетов и комиссий.

Обычно при назначении должностных лиц Президент может воспользоваться

консультацией соответствующих министров: в отношении высшего командования Вооруженных Сил – министра обороны, в отношении дипломатических представителей– министра иностранных дел. Кандидатов на должности судей Верховного Суда представляет Председатель Верховного суда. [34]

Во взаимодействии с парламентом Президент обладает различными полномочиями в отношении Государственной Думы и Совета Федерации, учитывая специализацию деятельности палат, их конституционную самостоятельность и качественно разный состав их представителей.

Одним из основных средств общения главы государства и парламента является ежегодное послание Президента Федеральному Собранию, которое заслушивается на совместном заседании обеих палат. Послание представляет собой программный документ, в котором идет речь о положении в стране в текущий момент и определяются основные направления внутренней и внешней политики. Послание Президента не является нормативным актом, обязательным для исполнения органами государственной власти. Для парламента оно служит ориентиром в предстоящей законодательной деятельности, а для исполнительных органов носит директивный характер. Поэтому, хотя послание и адресовано Федеральному Собранию, задача по его выполнению ложится на Правительство, ответственное за реализацию основных направлений политики.

 

 

 

Темы и структура послания не являются жестко установленными и определяются Президентом в зависимости от политической ситуации в стране, наиболее актуальных проблем текущего периода и своего видения будущего. Закон предъявляет лишь некоторые требования к установкам, которые должны содержаться в первом послании Президента после вступления его в должность. [35]

Президент принимает активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего, он наделен правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента, внесенные им на рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе законотворчества. В обсуждении этих законопроектов в палатах парламента участвуют представители Президента, которые призваны выражать его

интересы и разъяснять его позицию депутатам. [36]

При возникновении разногласий создаются согласительные комиссии, в

состав которых входят представители Президента, Государственной Думы, Совета Федерации.

Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом но должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Это относится и к назначению внеочередных выборов в Думу после ее роспуска (ст. 109, п. 2).

Важным средством воздействия Президента на парламент является его право на роспуск Государственной Думы. Конституция предусматривает 2 случая, когда нижняя палата может быть распущена, причем основания роспуска всегда связаны с недоверием Правительству: трехкратное отклонение представленных кандидатур председателя Правительства (ст. 111) и повторное выражение недоверия Правительству в течение 3 месяцев (ст. 117). В последнем случае роспуск Государственной Думы не является обязательным: в качестве альтернативы Президент может объявить об отставке Правительства.

Право роспуска Государственной Думы имеет ограничения во времени. В.

Конституции перечислены все случаи, когда роспуск не допускается.

1. При повторном выражении недоверия Правительству Дума не может быть

распущена в течение 1 года после ее избрания. В течение этого срока палата не нуждается в подтверждении легитимности ее власти путем выборов, т. к.

население только что выразило свою поддержку избранным кандидатам.

2. Дума не может быть распущена с момента выдвижения обвинения против

Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

3. Дума не должна прерывать работу в период действия на территории всей

России военного или чрезвычайного положения, чтобы в такой сложной ситуации страна не лишилась законодательной власти.

Информация о работе Институт Президента в конституционной системе государственной власти