Институт гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства 6
Российской Федерации 6
1.1 Общие положения по гражданству 6
1.2 Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации 8
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей
с 18 лет 13
1.4 Основные принципы гражданства 15
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства 22
1.6 Гражданство Российской Федерации 28
и гражданство ее субъектов 28
Глава 2. Основания и порядок приобретения 38
и прекращения гражданства Российской Федерации 38
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. 46
2.2 Прекращение гражданства 49
Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ 51
Заключение 57
Список использованной литературы 61

Работа содержит 1 файл

институт гражданства РФ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.

Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.

Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В большинстве (Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет вопрос открытым.

Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.

В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.

Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.

Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.

Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.

 


Список использованной литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Центральная избирательная комиссия РФ, 1993.

2.      Конституция РФ: Комментарий. – М.: Юридическая литература, 1994.

3.      Комментарий к Конституции РФ. – м.: БЕК, 1994.

4.      Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., № 1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. – М.: Дом Советов, 1993.

5.      Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6. – с.37-44.

6.      Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 26 февраля 1995 г. // Российская газета. – 1995, 9 февраля.

7.      Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302.

8.      Положение о паспорте гражданина РФ // Собрание законодательства РФ. 1997, № 28. Ст. 3444.

9.      Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.

10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 февраля 1997 г. «О проверке наличия двойного гражданства у граждан РФ, занимающих государственные должности» // Собрание законодательства РФ. 1997, № 181. Ст. 1029.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 марта 1997 г. «Об утверждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ / Собрание законодательства РФ, 1997, № 298. Ст. 53.

12. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пункта «2» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с жалобой А.Б. Смирнова от 16.05.1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ, 1996. № 3, с. 32-34.

13. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. «Об учреждении состава комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ» // Собрание законодательства РФ, 1997. № 9, № 941. Ст. 106.

14. Устав Союза Беларуси и России // Российская газета. 1997 г., 24 мая.

15. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.

16. Гражданство и свобода передвижения. М.: БЕК, 1994.

17. Библер В. Граждане или подданные?: О конституционном проекте, но не только о нем // Мегаполис-Экспресс, 1993, 4 августа. - с. 3.

18. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат, 1992, № 18. -  с.15-17.

19. Ледых И. Комментарий закона «О гражданстве РФ» // Советская юстиция, 1992, № 9. – с. 16-18.

20. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8. – с. 21-24.

21. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 62 Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 23-24. – с. 13-16.

22. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 61 Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 23-24. – с. 10-12.

23. Масевич М.Г. Комментарии к ст. 60 Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 23-24. – с. 6-9.

24. Сукало А.Е. Комментарии к ст. 6 Конституции РФ. // Право и экономика, 1994, № 9-10. – с. 5-7.

 

 

 

 



Информация о работе Институт гражданства РФ