Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:50, курсовая работа
Целью настоящего исследования является выявление и разрешение теоретических и практических проблем гражданско-правовой охраны личной жизни граждан, обнаружение недостатков действующего законодательства в указанной сфере и выработка предложений, направленных на их устранение.
Введение 3
1. Понятие и сущность гражданско-правовой охраны личной жизни 7
1.1. Понятие личной жизни гражданина 7
1.2. Сущность гражданско-правовой охраны личной жизни 12
2. Особенности гражданско-правовой охраны личной жизни граждан 17
2.1. Охрана неприкосновенности личной жизни 17
2.1.1. Право на неприкосновенность жилища 17
2.1.2. Право на неприкосновенность личной документации 20
2.1.3. Право на неприкосновенность внешнего облика 21
2.2. Охрана тайны личной жизни 23
2.2.1. Тайна корреспонденции и телефонно-телеграфных сообщений 24
2.2.2. Тайна усыновления 26
2.2.3. Тайна следствия 29
2.2.4. Тайна нотариальных действий 30
2.2.5. Медицинская тайна 31
2.2.6. Банковская тайна 32
2.2.7. Адвокатская тайна 34
Заключение 36
Список литературы 38
г) право каждого отказываться давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом;
д) право каждого на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
е) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
ж) допустимость ограничения прав на неприкосновенность частной жизни лишь на основании судебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных федеральным законом. Конституционными основаниями такого ограничения прав могут быть необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства или чрезвычайного положения (для ряда прав).
Право на личную жизнь в своих наиболее существенных чертах может быть представлено как личное неимущественное право лица на свободу определять свое поведение в индивидуальной жизнедеятельности, исключающую какое-либо вмешательство со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Право на личную жизнь состоит из двух взаимосвязанных групп правомочий, которые призваны обеспечить неприкосновенность личной жизни и сохранить тайну этой жизни.
Личная жизнь как объект гражданских правоотношений включает в себя как сами реальные явления и отношения, так и информацию о них. В связи с этим различаются и задачи гражданско-правовой охраны, которые в первом случае сводятся преимущественно к обеспечению свободы собственного усмотрения в индивидуальной жизнедеятельности и исключению вторжения в личную жизнь, а во втором - к недопущению распространения информации о личной жизни гражданина и обеспечению гражданско-правовыми средствами сохранения тайны личной жизни8.
Категория гражданско-правовой охраны личной жизни в своей исходной посылке опирается на то, что правовые нормы имеют определяющее значение как при обеспечении прав и свобод для активных собственных и чужих действий, так и для защиты от вмешательства других лиц в сферу жизнедеятельности данной личности9.
Правовая охрана свободы от постороннего вмешательства является одним из наиболее существенных средств обеспечения неприкосновенности личной жизни и сохранения ее тайн. Использование в соответствующих случаях форм гражданско-правовой охраны обуславливается в первую очередь объективной пригодностью таких форм к выполнению данной функции по отношению к личным неимущественным связям в целом и к охране личной жизни в частности.
Гражданско-правовая охрана личной жизни характеризуется рядом специфических черт:
Во-первых, это юридически признанная свобода, которая существует в государстве в форме закона и всегда является мерой государственной.
Во-вторых, она представляет собой систему юридических мер и способов, функционирующих для достижения предусмотренной законом охраны личной жизни граждан, которые взаимосвязаны между собой и отвечают на вопросы: Чем охраняется личная жизнь? Как эта охрана осуществляется?
И, в-третьих, функциональное назначение гражданско-правовой охраны личной жизни заключается в обеспечении реальности свободы граждан определять свое поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающей какое-либо вмешательство в личную жизнь со стороны других лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
По своей структуре гражданско-правовая охрана личной жизни разделяется на три следующих звена: регулятивное, обеспечительное и защитное.
Существо регулятивного звена состоит в том, что заключенные в нем меры и способы регулируют поведение третьих лиц, которые, соприкасаясь с личной жизнью гражданина (например, в силу своих профессиональных функций), не должны вторгаться в сферу личной жизни и ее тайны.
Роль обеспечительного звена в общей структуре гражданско-правовой охраны личной жизни носит существенный характер, т.к. для достижения поставленной законом цели обеспечения реальности охраны личной жизни одного предоставления субъективных прав и наделения соответствующих субъектов обязанностями недостаточно. Необходимо юридически обеспечить правовыми средствами надлежащее исполнение обязанностей и возможность действительного осуществления субъективных прав уполномоченным лицом, и к таким мерам относятся различные материально-правовые и процессуально-правовые гарантии.
Защитное звено гражданско-правовой охраны личной жизни заключает в себе две категории правовых мер: меры защиты и меры ответственности. Первые характеризуются тем, что их основное назначение состоит в ликвидации имеющегося правонарушения и восстановлении положения, существовавшего до указанного противоправного действия, вне зависимости от субъективной стороны поведения правонарушителя. Меры ответственности отличаются от мер защиты тем, что обращены против правонарушителя, путем оказания воздействия на имущественные или неимущественные интересы этого лица и применения к виновному правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, гражданско-правовая охрана личной жизни представляет собой систему установленных государством гражданско-правовых мер и способов обеспечения свободы гражданина определять свое поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающей вмешательство в личную жизнь со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
В достаточной степени подробно вопросы судебной практики по вопросам гражданско-правовой охраны личной жизни отражены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»10. Основные положения которого сводятся к следующему.
Принимая во внимание конституционные положения, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлениях от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и в силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего статьи 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.
При распространении таких сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут предъявить их законные представители. По требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников) защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации)11.
Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать)12. В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Право на неприкосновенность жилища нашло юридическое закрепление в ст. 25 Конституции РФ, которая установила, что никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения13. В данном случае законодатель имеет в виду не физическую неприкосновенность жилища, а неприкосновенность одного из элементов частной жизни, юридические границы которого определяются фактически имеющимся у гражданина жильем. В соответствии с этим субъективным правом лицо может поступать в своем жилище по своему усмотрению и отклонять какие-либо попытки незаконного вторжения в него.
Право на неприкосновенность жилища связано с имущественным правом на жилище, регламентирующим отношения по поводу владения и пользования жилым помещением, поскольку без права на жилище не возникает права на его неприкосновенность. Вместе с тем право на неприкосновенность жилища имеет самостоятельный характер в силу особенностей его объекта, субъекта, содержания и пределов осуществления14.
Субъектом права на неприкосновенность жилища выступает наниматель, с которым подписан договор найма жилого помещения, собственник дома и члены их семей, совместно проживающие с ними. Право на неприкосновенность жилища имеют также проживающие в одной комнате или квартире лица, не состоящие в родственных отношениях (разведенные супруги или лица, проживающие в общежитии, гостинице).
Содержание права на неприкосновенность жилища обладает внутренней и внешней стороной. Внутренняя сторона проявляется в том, что гражданин (управомоченное лицо) самостоятельно определяет свой распорядок дня, время приема и состав гостей, а внешняя сторона выполняет охранительную функцию, юридически ограждая гражданина от вторжения в жилище третьих лиц. Право на неприкосновенность жилища имеет свои определенные юридические пределы, которые обозначены законом, но в отдельных случаях интересы государства и общества диктуют необходимость установления оснований, при наличии которых можно войти в жилище помимо воли проживающих в нем лиц. Эти основания, или случаи, могут быть дифференцированы на три группы.
Первая группа характеризуется наличием чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром, взрывом газа в помещении и т.д. Вторую группу образуют случаи, когда проникновение в жилище также диктуется фактической необходимостью, т.е. осуществление предупредительных и иных профилактических мер (осмотр газового, электрического оборудования, проверка выполнения санитарных правил). Третья группа базируется на юридической необходимости совершения строго определенных процессуальных действий, которые регламентируются нормами УПК РФ и другими нормативными актами, например Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом РФ «О внутренних войсках».
При нарушении права на неприкосновенность жилища гражданин может требовать: признания недействительным решения или договора о предоставлении в пользование жилого помещения, занятого на законном основании проживающими в нем лицами; выселения любого лица, поселившегося в жилище без согласия всех совершеннолетних лиц, проживающих в нем (кроме случаев, когда общее согласие по закону не требуется); удаления лица, вошедшего в жилище против воли проживающих в нем лиц; возмещения материального ущерба, вызванного противоправным вторжением в жилище15.