Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа
Гражданское право не регулирует, но тем не менее за¬щищает неотчуждаемые права и свободы человека и другие непосредственно не связанные с имущественными отноше¬ниями нематериальные блага. К их числу, в частности, от¬носятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репута¬ция, неприкосновенность частной жизни, личная и семей¬ная тайна, выбор места пребывания и жительства (ст. 150 ГК). Эти блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Введение 3
1. Понятие о частном и гражданском праве 5
1.1. Термин «гражданское право» 5
1.2. Частное право 6
1.3. Понятие и особенности частного права 8
1.4. Гражданское (частное) право в россии 11
2. Гражданское право как базовая отрасль российского частного права 14
2.1. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права 14
2.2. Частное и публичное право 17
2.3 Соотношение частно- и публично-правового регулирования общественных отношений 18
2.4. Гражданское право — основа частного права 21
Заключение 25
Глоссарий 28
Список использованных источников 29
Приложение 30
Конечно, любая норма права, даже если она на первый взгляд призвана всецело обеспечивать интересы частных лиц, в той или иной мере защищает публичные интересы, т. е. интересы государства и всего общества в целом. Так, в соблюдении правил о купле-продаже заинтересованы не только продавец и покупатель, но и все общество в целом, поскольку благополучие последнего зависит во многом от упорядоченности гражданского оборота. Наоборот, нормы, например, уголовного права, предусматривающие наказание за совершение преступления и призванные защищать интересы всего общества в целом, защищают интересы и отдельных (частных) лиц. Так, норма уголовного права, устанавливающая ответственность за кражу, направлена на пользу и отдельных (частных) собственников, заинтересованных в сохранности их имущества.
Однако разграничение частного и публичного права зиждется на том, что положено во главу угла в правовом регулировании общественных отношений: защита публичных интересов или защита интересов частных лиц. Нормы публичного права сформулированы таким образом, что они защищают в первую очередь публичные интересы и посредством этого обеспечивают защиту интересов отдельных лиц, как участвующих, так и не участвующих в общественных отношениях, регулируемых этими нормами права. Нормы же частного права направлены прежде всего на защиту интересов частных лиц, участвующих в регулируемых этими нормами общественных отношениях, и тем самым обеспечивают защиту интересов и всего общества в целом, заинтересованного в нормальном функционировании этих общественных отношений.
Поскольку
любая отрасль права
Вместе с тем каждый из этих двух типов правового регулирования эффективен лишь тогда, когда он применяется к тем общественным отношениям, которые по своей природе нуждаются именно в данном типе правового регулирования. Исторический опыт показывает, что наиболее эффективное развитие отношений в сфере производства происходит тогда, когда к ним применяется частноправовой тип правового регулирования. Предпринятые в нашей стране попытки публично-правового регулирования этих отношений потерпели неудачу. Выяснилось, что преобладание публично-правовых элементов в регулировании товарно-денежных отношений губительно сказалось на развитии последних. Так, внедрение в советское гражданское законодательство таких элементов публично-правового регулирования, как планово-административные акты, привело к тому, что почти полностью был парализован такой важнейший элемент частноправового регулирования, как договор.
Таким образом, невозможность эффективного публично-правового регулирования из единого центра всех многочисленных и многообразных отношений в сфере производства была доказана не только теоретически, но и подтверждена практически на опыте нашей страны и других социалистических стран.
Неэффективность
публично-правового
Природа рыночных отношений не предполагает сама по себе социальную защищенность человека. Чтобы обеспечить социальную защищенность, ее необходимо ввести извне. В этом заключается одно из важнейших направлений деятельности государства и права как средства сохранения стабильности общества. Вот почему публично-правовое вмешательство в экономику необходимо, ибо оно несет в себе социальную защищенность человека.
Именно это и не было учтено в нашей стране в ходе осуществления экономических реформ, направленных на внедрение почти исключительно частноправовых начал в регулирование рыночных отношений. Это и стало одной из причин кризисных явлений как в экономической, так и в социальной сферах.
Таким образом, речь идет не о том, чтобы отдать предпочтение частноправовому или публично-правовому типу регулирования общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а о том, чтобы частноправовое регулирование оптимально ограничивалось в необходимых случаях публично-правовыми элементами. В настоящее время в некоторых областях гражданско-правового регулирования удачно используются публично-правовые элементы. В качестве примера можно привести публичный договор, договор присоединения, государственную регистрацию сделок с недвижимостью, лицензирование некоторых видов предпринимательской деятельности. Однако в отдельных сферах гражданского права отсутствует необходимое публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Так, публично-правового регулирования недостает сферам банковской, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, что привело к разворовыванию колоссальных по объему средств вкладчиков, других инвесторов и утечке валюты за рубеж.
На каждом конкретном историческом этапе развития общества частноправовое регулирование общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, в той или иной мере должно корректироваться публично-правовыми элементами. При этом граница необходимого и допустимого публично-правового вмешательства объективно предопределена конкретно-историческими условиями существования общества. Вопрос состоит в том, чтобы распознать эти оптимальные границы публично-правового вмешательства в частноправовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет гражданского права. «Возьмем любую страну и побеседуем с юристом, занимающимся вопросами правового регулирования экономических отношений, и он скажет, что главная проблема — это проблема соотношения частного и публичного в сфере экономики».
Гражданское право традиционно относится к отрасли частного права. Более того, гражданское право в любом обществе составляет основу частного права. Исторически сложилось так, что именно гражданское право было направлено на защиту интересов частных лиц — граждан, которые первоначально были единственными носителями частных интересов. Юридические лица как носители частных интересов появились значительно позднее на более высокой ступени развития гражданского оборота. К тому времени термин «гражданское право» настолько укоренился, что появление других субъектов — юридических лиц — никак не отразилось на исторически сложившемся названии «гражданское право». Наиболее яркое воплощение и выражение это получило в Древнем Риме, где частные интересы исконных римских граждан (cives) нашли отражение и закрепление в римском «цивильном праве» (jus civile).
Вступая в отношения друг с другом, граждане, как и созданные ими юридические лица, руководствуются своими индивидуальными интересами, отличными от других частных интересов. Эти частные интересы отдельных граждан и юридических лиц в процессе их взаимодействия должны быть каким-то образом согласованы. На защиту этих интересов и их согласование и направлены в первую очередь нормы гражданского права.
Гражданский оборот развивается успешно только в том случае, если его участники самостоятельны, независимы и в своем поведении руководствуются прежде всего своими собственными, частными интересами. Для защиты частного интереса требуется децентрализация правового регулирования, при которой регулирование общественных отношений осуществляется множеством самостоятельных субъектов, обладающих автономией собственной воли и инициативой. Вступая в отношения между собой, носители автономной воли сами определяют содержание тех отношений, в которые они вступают по собственной воле. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими. Поэтому в сфере частноправового регулирования субъекты должны обладать автономией воли, которая предполагает формирование содержания общественных отношений, в которые эти субъекты вступают, независимо от чьей-либо иной воли. В соответствии с этим в п. 1 ст. 2 ГК закреплено, что регулируемые гражданским законодательством отношения основываются на автономии воли их участников.
В настоящее время российское гражданское право является отраслью частного права, в которой оправданно используются публично-правовые элементы, направленные на ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции, защиту интересов экономически более слабой стороны в договоре, исключение злоупотреблений на рынке недвижимости и ценных бумаг и т.п. Вместе с тем кризисная ситуация, в которой оказалась Россия в 90-х годах XX в., неизбежно требует усиления публично-правовых начал в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. В связи с этим вполне объяснима борьба, которая шла в Государственной Думе по поводу Земельного кодекса и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В итоге в основу правового регулирования отношений, возникающих по поводу земли и других природных ресурсов, были положены частноправовые начала. Вместе с тем эти частноправовые начала существенно ограничены публично-правовыми элементами, особенно в области правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Исключение
составляет экологическое или
С принятием Трудового кодекса РФ в сфере трудового законодательства значительно усилены частноправовые начала. В ранее же действовавшем КЗоТ РСФСР преобладали публично-правовые начала. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время трудовое законодательство в равной мере опирается как на частноправовые, так и на публично-правовые начала, а следовательно, имеет комплексный характер. Обусловлено это компромиссом, который был достигнут в Государственной Думе при обсуждении и принятии Трудового кодекса РФ.
Однако при любых условиях выделившееся из трудового права право социального обеспечения будет существовать как структурное подразделение публичного права. Подтверждением тому служит принятый 24 июля 1998 г. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в основе которого лежат публично-правовые начала.
К числу отраслей частного права относится международное частное право, что вытекает из самого его названия, в отличие от международного права, принадлежащего к числу отраслей публичного права.
Таким образом, гражданское право — это основополагающая отрасль частного права, которая по самой своей природе может быть только отраслью частного права. Вместе с тем некоторые структурные подразделения гражданского права могут в различные исторические периоды развития нашего общества выделяться из гражданского права и образовывать самостоятельные отрасли, если в них начинают преобладать публично-правовые начала. Однако с изменением социально-экономических условий такие структурные подразделения могут поглощаться «материнской» отраслью права, если в них вновь заняло лидирующее положение частноправовое регулирование соответствующих общественных отношений.
Так было, например, с семейным правом, в котором в советский период преобладали публично-правовые начала. В настоящее же время правовое регулирование семейных отношений строится на частно-правовых началах, что дает основание утверждать о возвращении семейного права в лоно гражданского права в качестве одной из его подотраслей.
Гражданское право является основным регулятором экономической жизни общества и поэтому занимает одно из центральных мест в системе российского права. Гражданское право отличается от других отраслей тем, что располагает уникальными правовыми средствами, которые позволяют обеспечить сочетание интересов участников гражданского общества, саморегулирование и стабильность экономических отношений без непосредственного воздействия со стороны государства. В этом проявляется социальная ценность гражданского права, и поэтому уровень его развития всегда отражает степень демократизации общества.
Предмет гражданского права составляют общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права, это и есть так называемые отношения гражданского оборота. В предмет гражданского права входят прежде всего имущественные отношения. Их объекты — имущественные блага. Вторую группу составляют личные неимущественные отношения. Их объекты — произведения науки, литературы, искусства и другие объекты интеллектуальной собственности. (Приложение 2)
Разнообразные общественные отношения имущественного и неимущественного характера объединяются в предмет гражданско-правового регулирования потому, что обладают сходными чертами и нуждаются в использовании единообразных приемов и способов регулирования, единого метода правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования называют методом юридического равенства сторон. Метод юридического равенства — это неимущественное равенство. Таким образом, гражданское право — это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Информация о работе Гражданское право как базовая отрасль российского частного права