Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:58, доклад

Описание работы

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - общество развитых социально-экономических, политических и духовно- нравственных отношений, высокой общей и социально- политической культуры, социальной и политической активности своих членов (граждан), отделенное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Политологический словарь.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 25.49 Кб (Скачать)

Название моего доклада: Взаимодействие соц.государства и гражданского общества в античный период и средние века.

Для начала давайте рассмотрим несколько  определений гражданского общества и социального государства, что  бы иметь общее представление  о том, о чем пойдет речь.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - общество развитых социально-экономических, политических и духовно- нравственных отношений, высокой общей и социально- политической культуры, социальной и политической активности своих членов (граждан), отделенное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Политологический словарь.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность граждан государства, а также комплекс самоорганизующихся и самоуправляемых общественных институтов, реализующих частные права и свободы этих граждан и, как правило, юридически регламентирующиеся со стороны государства. Политическая энциклопедия.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей. Народный политический словарь.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. Международный Институт Современной Политики

Общим среди всех этих определений  можно выделить самостоятельность, независимость от государство, но при этом взаимодействие с ним.

Сейчас рассмотрим термин социальное государство: 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО -особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

СОЦИАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.

Означает, что государство служит обществу и стремится исключить  или свести к минимуму неоправданные  социальные различия.

 

 

В древней Греции и Риме сложилось  общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки  называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов  от варваров, полиса не имевших. Вслед  за немецкими учеными XIX в. слово  полис часто переводится как  город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни  видится в том, что каждый город  был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой  выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т. п.

В каждом таком городе складывалось нечто похожее на гражданское общество, имеющие некоторые черты характерные для гражданского общества.

Признаки гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия; (Наивысшего пика гражданское общество достигает при демократии)
  • правовая защищённость граждан; (Граждане должны чувствовать защиту, понимать, закон одинаков для всех)
  • определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление; (нет вмешательства государства)
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей; (Конкуренция-это толчок к развитию)
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; (многопартийность, много идейность)
  • сильная социальная политика государства (забота государства о своих гражданах)
  • многоукладная экономика (рассредоточение экономики на разные направленности)
  • большой удельный вес в обществе среднего класса. (средний класс основа государства)

На примере древнегреческого полиса рассмотрим Древние Афины.

Древние Афины — город-государство в Аттике (юго-восточная область Средней Греции), которое с 5 века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы философия и искусство театра.

В социальном отношении греческая  демократия основывалась на глубинном  неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо  предполагал наличие сословных  разграничений между отдельными слоями жителей.

Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на минимум  четыре категории населения, различавшиеся  по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и  бытовой сфере.

Права гражданства проявлялись прежде всего в политической сфере, то есть в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. В коммерческом обороте, в сделках оно почти не давало преимуществ. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов. Помимо воинского, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.

Категорией свободного, но неполноправного  населения были метойки (метэки). Обычно это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов, их потомки.

Особую категорию населения  Афин составляли иностранцы, те, кто  жили постоянно в полисе, но не были приписаны к демам. Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кроме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели политических прав.

Значительная часть населения полиса была на положении рабов. Рабами становились: (1) по рождению, (2) по приговору суда в отношении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, (3) захваченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и частным лицам (к IV в. до н.э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами).

Статус афинского гражданина был  неразрывен с особым положением в  семье. И афинское право, и традиционный уклад (последнее в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще представлял  особое качество: это было не только жилище, но и священное место, гарантия прав афинского гражданина.

Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить  социальный интерес большинства) пыталась сдержать развитие собственнических отношений, сохраняя высокую степень государственного регулирования. Это регулирование  было одновременно и покровительством государства в отношении коммерческого  оборота, и его регламентацией в  интересах социальной стабильности. Но сама по себе стабильность была часто  только сохранением социально-правовых пережитков догосударственного быта.

Торговое право Афин в наибольшей степени было обусловлено общими интересами полисной организации. Рынки  и торговля находились под защитой  государственной власти. Как общее  правило, доступ на рынки имели все  свободные жители, включая иностранцев; в качестве покупателей могли  выступать и рабы. Но для граждан  полиса предусматривалось право  доступа на рынок, которого при определенных условиях они могли быть лишены властью (в отношении других категорий  администрация, по-видимому, была вольна). Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период.

Афинское право сложилось в  значительной степени на основании  традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства. Законы далеко не охватывали все области  имущественных и межличностных  отношений. Поэтому специально предусматривалось, что «вопросы, относительно которых  нет законов, следует разрешать  по соображениям наибольшей справедливости»

Сохранение общественной морали и  спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона. Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого –  впредь это рассматривалось как  оскорбление личной чести и наказывалось штрафами (в пользу как семьи потерпевшего, так и казны). Вводились ограничения на излишние роскошества и вообще проявления всякой нарочитости, нескромности (например, излишние причитания женщин на похоронах .

Исходя из всего этого, мы видим, что в Древних Афинах присутствовали черты гражданского общества: Демократия, правовая защищенность граждан (именно граждан данного полиса), и при  этом государство взаимодействовало (управляло) с гражданским обществом принимая законы которые меняли поведение гражданского общества. (Вмешательство в экономику, поднятие культурного уровня граждан и.т.д)

Началом эпохи Средневековья  принято считать падение западной Римской империи в 476 г. Именно в Средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим. К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации.

Средние века человеческой истории по сравнению с Древним  миром характеризуются застоем  общественной мысли, особенно мысли  прогрессивной. Это относится и  к политическим учениям. Вся средневековая  политическая мысль носила ярко выраженный теоцентрический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.

 Древний мир не  знал отделенного от общества  государства и отделенной от  государства какой-либо сферы жизнеустройства людей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. В связи с этим, можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных более значимых, нежели политические идеалов.

Важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации(выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам.) государства и гражданского общества.

В Италии центром объединения  гражданского общества можно было назвать  католическую церковь, которая ставила  перед собой цель: сосредоточение власти в собственных руках. Итальянский период средневекового гражданского общества во взаимодействии с государством, можно охарактеризовать - борьбой за власть.

В средневековом обществе усиливается разделение на классы, получившее название - Система вассалитета


Информация о работе Гражданское общество