Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством.

Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что

это именно так.

Содержание

1. Введение

2. Правовое государство

3. Признаки правового государства

4. Гражданское общество

5. Признаки гражданского общества

6. Практика становления правового государства в России

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество и правовое государство.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

утверждения, что  государство располагает большими  правами,  чем  гражданин,

не  существует.  В  конкретных  правоотношениях  у  них   равные   права   и

соответствующие им обязанности. Причем в правовом  государстве  должен  быть

отработан  и  механизм   взаимной   ответственности   за   нарушение   прав,

невыполнение  обязанностей.

2)  Поскольку   презюмируется,  что  правовое  государство  и   гражданин   —

равноправные  участники  правоотношений,  основной  формой  их  взаимосвязей

выступает договор (о приеме на работу, займа,  купли-продажи,  найма  жилого

помещения и  т.д.). Договором высшей формы  является  конституция,  если  она

принята  в  результате  всенародного  голосования   (референдума).   В   ней

определяются  те особые права, которые  передаются  государству  и  не  могут

принадлежать  отдельному  гражданину,  и  те  естественные  права,   которые

составляют содержание частной жизни  граждан  и  неприкосновенны  для  всего

государства.

3) Устойчивый, стабильный  правовой статус гражданина  (система  его  прав  и

обязанностей) и  четкий, бесперебойно  работающий  юридический  механизм  его

обеспечения позволяют  человеку смело смотреть вперед, не  бояться,  что  его

права могут  быть в любой момент нарушены. 

3. Принцип единства  права и закона. 

В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен  не  только  по

форме и наименованию, но  и  по  смыслу  и  содержанию  быть  правовым.  Это

означает,   что   он   должен    отражать    естественно-правовые    начала,

соответствовать  международно-правовым   нормам   о   правах   человека   и

гражданина,  быть  принятым  легитимным  органом   государственной   власти,

законно избранным  или назначенным. И, наконец, при  его издании  должен  быть

использован весь комплекс правовых средств и приемов,  выработанных  мировой

практикой.  Это  логически  выверенные  и  соизмеримые  с   гуманистическими

принципами правовые конструкции и понятия, адекватные  норме  процессуальные

формы, адресные типы и  способы  правового  регулирования,  последовательные

демократические процедуры принятия законов и  др. 

4.   Принцип   правового   разграничения   деятельности   различных   ветвей

государственной власти. 

Власть в государстве  может олицетворять  один  человек  (монарх,  диктатор),

она может принадлежать группе  лиц  (хунте,  верхушке  партийно-политической

бюрократии). В  данном случае для властвующих неважно,  каким  путем  она  им

досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.  п.).

Но для правового  государства  характерным  является  демократический способ

приобретения  власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная    концепция    разделения    властей    на    законодательную,

исполнительную  и судебную применительно к  современным  государствам должна

пониматься  не  как  дележ  власти,  а  как  создание  системы   сдержек   и

противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению  всеми  ветвями

власти  своих  функций.  Законодательная   власть   (верховная),   избранная

всенародно,  отражает   суверенитет   государства.   Исполнительная   власть

(производная   от  законодательной),  назначаемая   представительным   органом

власти,   занимается   реализацией   законов   и    оперативно-хозяйственной

деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления  нарушенных

прав, справедливого  наказания виновных.  В  Англии,  США  и  других  странах

судебная власть явилась источником и  стержнем  формирования  всей  правовой

системы. В России начало  реальному  разделению  властей  положила судебная

реформа 1864 г.

Наряду с изложенными  правовому государству присущи  и  принципы  верховенства

закона  —  высшего   нормативно-правового   акта,   конституционно-правового

контроля, политического  плюрализма и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гражданское общество. 

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля,

Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса,

Бакунина и  других гражданское общество анализируется  и описывается

достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько  “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о

гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается  в согласовании

повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный

суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право

на свержение  абсолютизма.

И. Кант: Гражданское  общество основано на следующих принципах: 1) свобода

каждого члена  общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3)

самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское  общество и государство являются самостоятельными, но

взаимодействующими  институтами. Гражданское общество вместе с семьей

составляют базис  государства. В государстве представлена всеобщая воля

граждан, гражданское  общество - это сфера особенных, частных  интересов

отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском  обществе каждый индивид представляет собой

некоторый замкнутый  комплекс потребностей и существует для другого лишь

постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

По настоящему гражданским обществом можно  считать такую общность людей, где

достигнуто оптимальное  соотношение всех сфер общественной жизни:

экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено

постоянное поступательное движение общества вперед[i].

В различных  источниках понятие “гражданское общество”  представлено по-

разному. Вот  несколько определений этого  термина, но основная идея, конечно

же, у них одна.

Гражданское общество – это:

1)  наличие  собственности в распоряжении  людей

индивидуальное  или коллективное владение);

2) наличие развитой  многообразной структуры, отражающей  многообразие

  интересов  различных групп и слоев, развитой  и разветвленной демократии;

2) высокий уровень  интеллектуального, психологического развития членов

  общества, их  способности к самодеятельности  при включенности в тот или

  иной институт  гражданского общества;

2) законообеспеченность  населения, то есть функционирование  правового

  государства.  Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество

  - это такое  общество, в котором различные  по своей природе объединения

  граждан  ( партии, союзы, профсоюзы, кооперативы,  группы ) осуществляют

  связь между  человеком и государством и  не позволяют последнему

  узурпировать  личность. То есть при наличии  гражданского общества,

  правительства  - это лишь один элемент, сосуществующий  с различными

  институтами,  партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие

организации и  институты демократического общества не зависят от

правительства для своего существования, законности и авторитета. При

существовании гражданского общества государство  выступает выразителем

компромисса различных  сил в обществе. Экономической основой гражданского

общества является право на частную собственность. В противном случае

создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на

тех условиях, которые  ему диктует государственная  власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные

социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии.

Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет

отдельным людям  осуществлять свои права и обязанности  граждан

демократического общества. Посредством участия в этих организациях

разнообразными  способами можно оказывать влияние  на принятие политических

решений.

Гражданское общество существует и функционирует в  противоречивом единстве с

государством. При  демократическом режиме оно взаимодействует с

государством, при  тоталитарном - стоит в пассивной  или активной оппозиции к

государству. 
 
 
 
 
 
 
 

Признаки  гражданского общества. 

Т.В.Кашанина и  А.В.Кашанин дают следующее определение  гражданского

общества.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими,

политическими, правовыми, культурными отношениями  между его членами,

независимое от государства, но взаимодействующее  с ним; это союз индивидов,

обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими

качествами (свободы, права, долга, морали, собственности  и др.) .

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими

собственностью;

широкие связи  между членами общества;

наличие государственной  власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от

общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие

соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы

общества;

децентрализация власти;

передача части  власти органам самоуправления;

согласование  позиций вместо конфликтов;

Информация о работе Гражданское общество