Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:19, реферат
В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
Т. Гоббс, английский философ:
Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.
Дж. Локк, английский философ:
Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.
Ш. Монтескье, французский философ:
Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.
Т. Пейн, американский просветитель:
Гражданское общество — благо, а
государство — неизбежное зло. Чем
совершеннее гражданское
Г. Гегель, немецкий философ:
Гражданское общество — сфера реализации
особенно частных целей и интересов
отдельной личности. Подлинной свободы
в гражданском обществе нет, так
как в нем постоянно
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).
Маркс разобрался с «гражданским обществом» еще в работе «К критике гегелевской философии права». Именно там он установил, что «гражданское общество» – это частное общество, то есть общество частных лиц и частных интересов, общество буржуа.То есть это – хищническое общество «войны всех против всех». И в работе «К еврейскому вопросу» Маркс разобрал по косточкам эти «права» - как он написал, «права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс указали и то, почему «гражданское общество» может возникнуть только в буржуазном обществе: потому что для этого требовалось, чтобы личные интересы развились до степени классовых, то есть чтобы сформировался «класс для себя».
В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса
Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.
Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
Гражданское общество является одним
из важнейших и мощных рычагов
в системе «сдержек и противовесов»,
стремления политической власти к абсолютному
господству. Оно защищает граждан
и их объединения от незаконного
вмешательства в их деятельность
государственной власти и тем
самым способствует формированию и
упрочению демократических
Институты и организации
гражданского общества
Гражданское общество выполняет также
функцию социального контроля по
отношению к своим членам. Оно
независимо от государства, располагает
средствами и санкциями, с помощью
которых может заставить
Гражданское общество
Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.