Гражданско- правовая ответственность за вред причиненный публичной властью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Современное положение дел позволяет утверждать, что причинение вреда (ущерба) лицу от различного рода действий (бездействий) – очень распространенное в России основание возникновения гражданских прав и обязанностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2
1. Понятие и субъекты ответственности за вред, причиненный публичной властью……………………………………………………………………….3
2. Условия ответственности за вред, причиненный публичной властью……………………………………………………………………….5
3. Меры ответственности……………………………………………………..12
4. Особенности ответственности за вред, причиненный правоохранительными и судебными органами……………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

курсовая гражданское право.docx

— 40.80 Кб (Скачать)

    Различия же между вышеупомянутыми первой и второй группами действий (пп. 1 и 2 ст. 1070 ГК) состоят в том, что если вред, причиненный действиями, предусмотренными п. 1 ст. 1070 ГК, возмещается независимо от вины соответствующих должностных лиц, то в случае причинения вреда прочими действиями органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры он возмещается по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 1069 ГК, т.е. при наличии вины (вина соответствующих лиц презюмируется).

    Существенные особенности имеет ответственность за причинение вреда при осуществлении правосудия. Согласно п. 2 ст. 1070 ГК такой вред возмещается лишь в случае, когда вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

    Обязательное толкование нормы п. 2 ст. 1070 ГК содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П*(263), согласно которому к осуществлению правосудия относится не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая выражается в принятии актов судебной власти по решению подведомственных суду дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу.

    Таким образом, если противоправное действие судьи выражено не в принятии судебного акта, связанного с удовлетворением или отказом в удовлетворении требования (а, к примеру, в незаконном приостановлении производства по делу, отложении судебного разбирательства, задержании гражданина в административном порядке), то его вина может быть установлена иным судебным решением (например, судебным актом вышестоящей инстанции, отменившей соответствующий незаконный акт). Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что применительно к актам судебной власти презумпция вины причинителя вреда не действует.

Обязательным  условием наступления деликтной  ответственности по ст. 1070 ГК является подтвержденная особым образом незаконность (противоправность) действий должностных  лиц указанных органов. Если речь идет о действиях, предусмотренных  в п. 1 ст. 1070 ГК, их незаконность должна быть подтверждена: оправданием потерпевшего (т.е. оправдательным приговором суда); прекращением уголовного дела по реабилитирующим  основаниям (в связи с отсутствием  события преступления, отсутствием  в деянии состава преступления либо недоказанностью участия гражданина в его совершении); прекращением уголовного преследования вследствие непричастности подозреваемого или  обвиняемого к совершению преступления; отменой вступившего в законную силу обвинительного приговора или  постановления суда о применении принудительной меры медицинского характера*(264); прекращением производства по делу об административном правонарушении в  связи с отсутствием события  правонарушения либо состава правонарушения.

      Не является основанием для возмещения вреда прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (амнистия; недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие заявления потерпевшего; смерть обвиняемого; изменение обстановки; истечение срока давности; принятие закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, и др.), а также снижение меры наказания на менее тяжкую, изменение квалификации правонарушения.

      В случаях, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК, вред должен возмещаться в порядке, установленном законом. Например, вред, причиненный в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности и применения других незаконных мер уголовного преследования, возмещается в порядке, предусмотренном гл. 18 УПК.

      В состав подлежащего возмещению имущественного вреда включается возмещение потерпевшему: а) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; б) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; в) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; г) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; д) иных расходов*(265). Возмещение по правилам ст. 1070 ГК включает компенсацию и морального вреда*(266).

     Правила, содержащиеся в ст. 1070 ГК, не распространяются на возмещение вреда жертвам политических репрессий, когда применяются положения специальных законодательных актов*(267).

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     В рамках рассмотренного в данной курсовой работе вопроса обязанности по возмещению вреда от указанных ранее действий несет государство. Приведенному конституционному положению соответствует ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которой подлежит возмещению вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону (или иному правовому акту) акта государственного органа или органа местного самоуправления. Тот факт, что общая позиция возмещения вреда, указанного в комментируемой статье, прежде всего, нашла отражение в ГК РФ, свидетельствует о том, что государством подтверждена универсальная гражданско-правовая модель защиты прав граждан от незаконных действий (или бездействия) властей. Как установлено ст.1096 ГК, вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме (ч.1 ст.1064 ГК РФ).

     Ст.53 Конституции охватывает не только общую форму ответственности, предусмотренную ст.1069 ГК, но и установленную федеральным законом специальную форму ответственности за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст.1070 ГК). Возмещение такого вреда производится "... за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом" (ч.1 ст.1070 ГК РФ).

     Правовые нормы, регулирующие отношения, указанные в ст.1070 ГК РФ, помещены в главе 18 УПК РФ, посвященной вопросам реабилитации, под которой федеральный закон подразумевает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п.34 ст.5 УПК). Право на реабилитацию включает право на возмещение имущественного вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. При этом, как подчеркнуто в УПК РФ, вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

     Право на реабилитацию, включая право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:

     1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор или прекращено уголовное преследование в связи с отказом государственного или частного обвинителя от обвинения (п. п.1 и 2 ч.2 ст.133 УПК РФ);

    2) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено ввиду:

отсутствия  события преступления;

отсутствия  в деянии состава преступления;

отсутствия  заявления потерпевшего в случаях, предусмотренных ст.20 УПК (т.е. по делам  о преступлениях частного и частно-публичного обвинения);

отсутствия  заключения суда о наличии признаков  преступления в действиях одного их лиц, указанных в п. п.1, 3-5 ч.1 ст.448 УПК (в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы, судьи Конституционного Суда и др.) либо отсутствие согласия соответствующего государственного органа на привлечение  указанных лиц в качестве обвиняемых;

непричастности  подозреваемого или обвиняемого  к совершению преступления;

наличия в отношении подозреваемого или  обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению  либо определения (постановления) суда (судьи) о прекращении дела по тому же обвинению;

наличия в отношении подозреваемого или  обвиняемого неотмененного постановления  органа дознания, следователя или  прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

отказа  Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих  обязанностей, и (или) отказ Совета Федерации  в лишении неприкосновенности данного  лица (п.3 ч.2 ст.133, а также п. п.1, 2, 5, 6 части 1 ст.24, п. п.1, 4-6 части 1 ст.27 УПК);

осужденный - в случае полной или частичной  отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и  прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п.1 и 2 части 1 ст.27 УПК, т.е. ввиду: а) непричастности лица к совершению преступления; б) наличия  оснований, предусмотренных п. п.1-6 части 1 ст.24 УПК (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления и т.п.);

лицо, к  которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного  постановления суда о применении данной меры пресечения (см. ч.2 ст.133 УПК).

     Право на возмещение вреда в порядке, установленном главой 18 УПК РФ, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.

     Приведенные выше положения федерального закона не распространяются на случаи, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или заменены: а) ввиду издания акта об амнистии; б) истечения сроков давности; в) недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; г) в отношении несовершеннолетнего, который, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния; д) принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.

     Уголовно-процессуальным кодексом РФ установлено, что суд в приговоре, определении, постановлении, а прокурор, следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием (ст.134, 212, 306 УПК РФ).

Действующим УПК РФ предусмотрен порядок возмещения реабилитированному имущественного и  морального вреда (ст.135-137 УПК), а также  восстановления трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав (ст.138 УПК).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г.
  2. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. №51-ФЗ ( принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) (ред. от 27.07.2010 г.)
  3. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 г. №14-ФЗ ( принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г.) (ред. от 08.05.2010 г.)
  4. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 г. №146-ФЗ ( принят ГД ФС РФ 01.11.2001 г.) (ред. от 30.06.2008 г.)
  5. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, ч.1 (постатейный) под редакцией С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского, 2006 г.
  6. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, ч.2 (постатейный) под редакцией С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского, 2007 г.
  7. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, ч.3 (постатейный) под редакцией Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. Изд. «Юрайт» 2004
  8. «Отдельные вопросы применения статьи 395 ГК РФ» А.Б. Ипатов («Юрист», №10, 2001)
  9. ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от  26.04.2007) «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  10. Закон РФ от 27.04.1993 №4866-1 (ред. от 14.12.1995) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
  11. ИССЗ «Консультант-Плюс»
  12. Гражданское право. Том 1. (под редакцией Е.А. Суханова) – М.: Волтерс Клувер,2007
  13. Гражданское право. Том 2. (под редакцией Е.А. Суханова) – М.: Волтерс Клувер,2007
  14. Гражданское право. Том 3. (под редакцией Е.А. Суханова) – М.: Волтерс Клувер,2007

Информация о работе Гражданско- правовая ответственность за вред причиненный публичной властью