Гражданская правоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Гражданское право относится к сфере частного права. Гражданское право не ограничивается регулированием и защитой имущественных интересов, а защищает неотчуждаемые права и свободы личности и другие неимущественные, нематериальные блага. К ним относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право на имя, авторство и др. Гражданин обладает такими правами с момента рождения и в силу того, что он - человек. Он не может быть ни лишен этих прав, ни ограничен в них. К ним относятся, например, право на имя, честь, достоинство и другие. Эти права, как и другие неимущественные права, защищаются особыми гражданско-правовыми методами.
Особую группу объектов гражданских прав образуют нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством. К их числу относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и другие нематериальные блага. Носителями указанных благ выступают все граждане независимо от возраста и состояния дееспособности.
Однако есть еще и отношения человека «по вертикали» - с государством. И в этих отношениях выступают другие черты его личности и статуса естественные прав и свободы. Вторая половина двадцатого века ознаменована обострением политической борьбы вокруг прав и свобод человека. После нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. Конституционные системы большинства стран мира закрепляют соответствующие институты, признавая их основными.
Цель работы состоит в исследовании проблем гражданской правоспособности и прав человека.
Задачи курсовой работы вытекают из поставленной цели и могут быть определены следующим образом:
С позиции теории права и государства, на основе таких отраслевых юридических наук, как конституционное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное право исследовать теоретико-методологические основы гражданской правоспособности и защиты прав человека в России.
Обосновать содержание различных элементов процесса юридической защиты прав человека в РФ.
Обозначить основные подходы к рассмотрению проблемы гражданской правоспособности и защиты прав человека в современной юридической науке.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3
Глава I. Гражданская правоспособность и права человека ……….….7
1. 1. Гражданская правоспособность …………………….....................7
1. 2. Права человека и гражданина ……………………...……………10
Глава II. Взаимосвязь отдельных аспектов гражданской правоспособности с правами человека…………………………….………..18
2.1.Правовой статус личности и гражданская правоспособность…………………………………………………….……….18
2. 2. Взаимосвязь гражданства и гражданской правоспособности с правами человека……………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………….……………….24
Список использованных источников информации ……………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

гражданское право.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     I. 2. Права человека и гражданина 

     Права и обязанности - основной исходный элемент  права. Ничего более важного в  структуре права по существу нет.

     В правах и обязанностях не только фиксируются  образцы, стандарты поведения, которые  государство считает обязательными, полезными, целесообразными для  нормальной жизнедеятельности социальной системы, но раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

     Впервые идеи «прав человека» возникли в  эпоху ранних буржуазных революций, они объединяли массы в борьбе против феодализма. Не только идеологи буржуазии, но и социалисты - утописты пропагандировали идеи прав человека, однако их смысл истолковывался по-разному. Следует подчеркнуть, что идеи прав человек «имели международное происхождение», они были широко известны в 18 веке, как в Северной Америке, так и в странах Европы. Права человека можно рассматривать как основу конституционализма, так как главный смысл создания Конституции заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII - XVIII веков.

     В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не закрепить в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом права.3

     В обшей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. «Человеческое измерение - оселок любых общественных преобразований, точка отчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ». Именно с этих позиций оценивают сегодня все происходящие в стране и в мире события и процессы.

     При любом демократическом устройстве права и свободы человека, а также обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он средство доступа личности к материальным и духовным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.

     Поиск оптимальных моделей взаимоотношения  государства и личности всегда представлял собой важнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависли от характера общества, типа собственности, демократии, развитости, экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами. Главная трудность заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал, а с другой стороны признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека. Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.

     Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства, они давно стали объектом международного регулирования. Права человека не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляет собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Права человека - одна из фундаментальных концепций человеческой цивилизации, она играла и продолжает играть роль одного из векторов в развитии общества. О природе прав человека и их реализации думали лучшие умы, правам человека посвящено множество литературы. Всё обилие взглядов и теорий можно свести, думается, к двум подходам. Один подход состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы и задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Этот подход характерен для демократических обществ и государств. Другой подход состоит в том, что свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Этот подход характерен для тоталитарных обществ и государств. Права человека закреплены в конституциях многих стран и международных документах, среди которых в первую очередь следует указать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Закреплены они и в российском законодательстве. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

     Права и свободы человека являются естественными  и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства. Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу, их уважение, защита, является обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозы миру и нередко постороннего вмешательства.

     Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно сложно. Субъективное право есть мера возможного поведения лица, думается, что данное определение подходит и к понятию свобода.4

     Изложенное  различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо  не во всех случаях. Например, если провозглашена свобода преподавания (академическая свобода), то, очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении, непременно предполагает наличие обязанного субъекта - администрации или попечителя учебного заведения, которые, прежде всего, обязаны уважать и гарантировать данную свободу, но которые, прежде всего, и могут оказаться нарушителями свободы.

     Права человека составляют основу законодательства. Выделяются исходные (основополагающие) права человека, права, характеризующие свободу человека в обществе и экономические права, так же выделяются обязанности человека как категория, тесно связанная с правами. Исходные, основополагающие права человека носят самый общий характер, они составляют философскую и юридическую базу для всех остальных прав.

     Права человека принадлежат ему от рождения. Эта формула означает приоритет  прав человека перед всеми иными  нормами человеческого общежития. Государство, общество, законодатель не в праве посягать на общепризнанные права человека, они призваны их охранять. Отсюда же следует, что общепризнанные международным сообществом права человека подлежат применению и в тех случаях, когда они нарушаются или не закрепляются национальным законодательством. Общепризнанным международным нормам о правах человека принадлежит приоритет перед нормами национального законодательства. Далее, все равны перед законом и судом. В этой формуле юридическая квинтэссенция прав человека, она означает юридическое (процедурное) равенство людей. В ней заключена недопустимость всякой дискриминации по любым основаниям и u1086 обстоятельствам. На первый взгляд, применение требования о равноправии граждан перед законом и судом не вызывает трудности: и по закону, и при судебном рассмотрении права граждан не должны допускать дискриминации одних людей пред другими. Но в действительности все оказывается сложней. Вот самый простой пример. Мужчинам пенсии по старости назначаются по достижении 60 лет, а женщинам - по достижении 55 лет. Объясняют, что такова дифференциация правового регулирования. От природы люди не равны, это очевидный факт, который лежит в основе человеческого сообщества. Люди от природы различаются по полу, возрасту, умственным способностям, таланту, здоровью и т.д. Такое различие не может быть устранено, оно заложено в природе человека, более того, такое различие оказывается движущей силой в поступательном развитии человечества. Право, учитывая эти фактические различия, дает людям равенство в правилах игры, в процедурах, в стартовых возможностях. Полностью устранить различия между людьми нельзя, но смягчить их можно. Для этого в качестве общих стартовых возможностей устанавливаются определенный объем, уровень конкретных прав людей. Отступление от такого уровня вниз для отдельных групп людей недопустимы, это было бы дискриминацией. Подъем уровня вверх для определённых групп людей возможен, это именуется дифференциацией правового регулирования. Дискриминация - это лишение прав, дифференциация - увеличение прав. Смысл дифференциации заключается в стремлении общества сгладить фактическое неравенство людей путем поддержки более слабых. Вот почему назначение пенсии женщинам в 55 лет, а мужчинам - в 60 лет не противоречит юридическому равенству, более низкий пенсионный возраст женщины является для них социальной льготой.

     Далее, к числу основополагающих относится  неограниченность прав человека. Это значит, человек не может быть ограничен в реализации и использовании своих прав. Любые законы и иные акты, ограничивающие признанные права человека, являются не правовыми. Ограничение прав возможно только в двух случаях. Во - первых, осуществление человеком своих прав не должно нарушать прав других людей. Во - вторых, осуществление прав не может быть направленно на антиобщественные действия: насильственное изменение конституционного строя, разжигание расовой, национальной, религиозной ненависти, пропаганда насилия и войны. За этими четко определенными ограничениями человек свободен в реализации своих прав. К числу исходных прав относится неотъемлемость гражданства. Гражданство, как принадлежность человека к своей стране, является его изначальным правом, присущим ему по рождению, но не по дарованию этого права государством. Более того, поскольку гражданство принадлежит человеку по его природе, он (человек) не может быть лишен гражданства государством или его органами.5

     Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей, находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

     Согласно  ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступившего в силу с 1 июля 2002 года, гражданством РФ признаётся устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

     Гражданин находится под суверенитетом  государства, и последнее может  потребовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за её пределами. Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством представляет человеку возможность в полной мере осуществлять свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положение человека ясность и определенность. Правом человека является и изменение гражданства. Лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве, именуются иностранцами. Это могут быть либо граждане иностранного государства (иностранные граждане), либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства, апатриды), а так же лица с двойным гражданством (бипатриды). Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют перед собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во - первых, права человека могут существовать не зависимо от из законодательного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во - вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время, указанное деление всё более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и. таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничения прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией его законов и международного права.

 

      Глава II. Взаимосвязь отдельных аспектов гражданской правоспособности с  правами человека 

     II. 1. Правовой статус личности и гражданская правоспособность 

     Взаимоотношения государства и человека в обществе смыкаются как важнейшие параметры  свободы человека, его созидательной  деятельности, связанной с осуществлением политической власти, хозяйствования, социально-культурного строительства. Эти отношения раскрывают практическое осуществление социальной справедливости как выражения морального прогресса общества, оказывающего самое непосредственное воздействие на юридическую сферу социальной жизни. Между тем, государство - единственная универсальная организация в обществе, на населенной территории в пределах ее государственных границ. Государству-организации присущи качества, неразрывно связанные с его универсальным характером. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от их желания. Все они принадлежат к этой организации, хотя принадлежат по-разному, имея различные статусы: гражданина, лица без гражданства, лиц с множественным (чаще всего - двойным) гражданством, иностранца (гражданина другого государства). Легализация их положения в государстве осуществляется конституцией, законами, международными соглашениями, другими актами и официальными документами. Составные части, различные стороны правового статуса личности, всё более взаимообусловливают друг друга. Общая закономерность целостной, гармоничной эволюции правового статуса не означает одинаковости, равного соотношения в уровнях и темпах развития отдельных сторон и видов правового статуса граждан. Основу, фундамент развития правового статуса граждан составляют их конституционные права, свободы и обязанности. С точки зрения целостности, гармоничности развития правового статуса человека, актуальной остается задача достижения соответствия конституционному статусу человека всех видов его отраслевых статусов на базе совершенствования текущего законодательства. Решение этой задачи главным образом связано с разработкой и принятием новых законодательных актов, направленных на расширение отраслевых прав и свобод человека, на конкретизацию его обязанностей, в полном соответствии с конституционными положениями и установками. Целостность, гармоничность развития правового статуса человека предполагает преодоление отставания в правовом регулировании отдельных видов прав и свобод человека, в устранении диспропорций между отдельными видами, частями и сторонами правового статуса, существование которых может ослабить его общественную роль, снизить социальную ценность. Отношения государства и человека опосредствуются системой юридических прав, свобод, обязанностей, которые очерчивают человеку определенную сферу свободы, границы этой свободы. Будучи категорией политико-юридической, права, свободы и обязанности в обществе - это и этическая категория, поскольку в ней воплощены идеи гуманизма, справедливости, представления о добре, чести, достоинстве. В своих отношениях с государством человек выступает в качестве гражданина.  

Информация о работе Гражданская правоспособность