Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:27, контрольная работа
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и специальными юридическими науками. Общая теория права и государства обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории сводятся к совокупности последних.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теория права и государства в системе общественных наук…………………..4
2. Теория права и государства в системе юридических наук……………………5
3. Содержание терминов «государство» и «право»…………………………...…7
4. Сущность, основные черты и признаки государства и права……………...…9
Заключение………………………………………………………………………...…14
Список использованной литературы………………………………………….……15
Для
целей теории государства и права –
науки, изучающей наиболее общие закономерности
возникновения, функционирования и развития
государства и права – эти термины употребляются
в значениях: государство – организация
политической власти; право – система
правовых норм.
4. Сущность, основные черты и признаки государства и права
Вышеприведенные
определения государства и
В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.
Понятно,
что их в меньшей степени интересует
чисто юридическая
Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права – то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.
Чтобы
проиллюстрировать отличие
И. Кант: Государство - "Соединение некоего множества людей под господством права". Г.Гегель: Право - "Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа".
К. Маркс: Право - "Возведенная в закон воля господствующего класса".
В. Ленин: Государство - "Машина для угнетения одного класса другим".
М. Вебер: Государство - "Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие".
В. Соловьев: Право - "Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный".
Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований – государстве и праве – у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований – одних интересовала политическая сторона, других – этическая, третьих – общефилософская.
В силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.
Признаки государства – это черты, отличающих государство от других институтов общества.
Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом.
Отметим, что в конкретном государстве (в смысле - конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.
Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:
Государство – это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.
Признаки права – черты, отличающие правовые нормы от других правил поведения.
Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.
Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):
Право – это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.
Черты права:
1. Нормативность – право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права – право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
2. Интеллектуально-волевой характер права – право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право – форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.
3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения – если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность "будущего".
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:
4. Формальная определенность – правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:
5. Системность – право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:
- естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права - права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);
- позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);
-
субъективное право (субъективное право,
т. е. индивидуальные возможности, возникающие
на основе норм позитивного права и удовлетворяющие
интересы и потребности его обладателя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, право, как и государство призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Следовательно, место государства в правовой надстройке заключается: во-первых, в контроле за осуществление процессов становления права, в лице своих органов. Во-вторых – это всеобъемлющая охранная деятельность государства по отношению к правовой реалии, правомерным поступкам, отношениям и актам. Наконец, третий момент связан с деятельностью государства по возложению юридической ответственности на всех тех, кто нарушает правовые акты, не считается с правовыми отношениями.
Но
вместе с тем первоначальная роль
государства заключается все-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Государство и право. Их основные черты и признаки