Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения финансовой категории, как государственный кредит.
Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность и значение государственного кредита.
1. Введение
2. Сущность, значение и формы государственного кредита
3. Функции Государственного кредита.
4. Международный кредит
5. Государственный долг
6. Управление государственным кредитом
7. Пути преодоления Государственного долга.
8. Развитие госкредита и госдолга в России
9. Заключение
10. Список литературы
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские веселя, казначейские ноты и другие. Наиболее распространены облигации.
Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и процента. Номинальная ценна государственной облигации устанавливается эмитентом – то есть, государством; она выражает сумму, которую эмитент получил на временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами в установленный срок.
Реальная доходность от
Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги.
Они выпускаются Минфином или специальными государственными финансовыми органами.
Государственные ценные бумаги – это важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально они использовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами.
Посредством государственных ценных бумаг проводится кредитно- денежная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы.
Виды государственного долга.
По уровню власти. Согласно существующим в России уровням власти можно выделить: государственный долг Российской Федерации; государственный долг субъектов Российской Федерации; муниципальный долг.
К государственному долгу относятся только первые два вида. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, составляют муниципальный долг. По действующему в России законодательству местная власть не относится к государственной власти, соответственно, и муниципальный долг не входит в понятие долга государственного.
По срокам погашения долговые обязательства Российской Федерации могут быть: краткосрочными (до 1 года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет); долгосрочными (от 5 до 30 лет).
По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.
Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.
Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Основной
долг - это номинальная стоимость
всех долговых обязательств государства
и гарантированных им заимствований.
6.
Управление государственным
кредитом
Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РБ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В
условиях значительного роста
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – изменение доходности займов.
Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
Конверсия,
консолидация, унификация государственных
займов и обмен облигаций государства
обычно осуществляется только в отношении
внутренних займов. Что касается отсрочки
погашения обязательств, то эта мера возможна
и по отношению к внешней задолженности.
Она проводится по соглашению с кредиторами.
7.
Пути преодоления
Государственного
долга.
Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля над финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают /5, с.3/.
Дореволюционная Россия имела достаточно богатую кредитную историю. Причем государственные заимствования примерно поровну распределялись на внутреннюю и международную составляющие.
За 34 года своего царствования императрица Екатерина II разместила за границей 20 займов на общую сумму 25 млн гульденов. А за 20 лет, предшествовавших первой мировой войне (1895-1914 гг.) общая сумма долга российского государства увеличилась с 5775 млн до 8811 млн руб., т.е. в 1,5 раза. При этом внешний долг вырос с 1732 млн до 4229 млн руб. или в 2,5 раза. К 1914 г. Россия вышла на первое место в мире по размеру внешнего долга.
Основными факторами увеличения государственного долга, в том числе и внешнего, были бурное железнодорожное строительство, промышленный подъем 90-х гг. XIX столетия, русско-японская война 1904-1905 гг., а затем первая мировая война. После Октябрьской революции советское государство отказалось платить по государственным долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг.
В советский период государственный кредит продолжал существовать в основном в форме государственных внутренних займов, выпускавшихся ежегодно с 1925 по 1958 гг. включительно. Что касается внешнего долга, то за исключением крупных поставок (из США, Англии и частично Канады) в годы второй мировой войны, вплоть до начала 70-х гг. он не представлял существенно значимой величины. Но к началу 90-х гг. картина изменилась кардинально как по внутреннему, так и по внешнему долгу. Внешний долг СССР начал расти как снежный ком с начала 70-х гг.
В конце 1988 г. при обсуждении бюджета на 1989 г. "перестроечное" Правительство СССР впервые заявило о дефиците государственного бюджета в размере около 100 млрд. руб. В 1989 г. впервые была обнародована и величина внутреннего государственного долга, составившая к началу 1989 г. 400 млрд. руб. В 1989 г. дефицит государственного бюджета достиг рекордной суммы 120 млрд. руб. В 1990 г. предполагалось сократить его до 60 млрд., а в 1991 г. до 27 млрд. руб. Однако эти наметки не были выполнены. Золотовалютные резервы страны сократились с 15,3 млрд. в 1988 г. до 7,6 млрд. долл. в 1991 г.
Аналогичная
картина была и с внешним долгом.
Впервые о масштабах внешнего
долга было объявлено в конце
1990 г. при обсуждении бюджета на 1991
г. Указывалось, что для обеспечения
предусмотренных доходов
Развитию экономического, бюджетного и долгового кризиса в последующие годы способствовали высокое бремя военных расходов, непродуманная антиалкогольная кампания, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, ошибочная финансовая политика, падение экспорта нефти в 1991 г. на 50%, а также крупные выплаты зарубежным кредиторам. В 1991-1992 гг. весь долг бывшего СССР был переведен на Российскую Федерацию, к которой также перешли и зарубежные активы. С таким долговым бременем Россия, кризис экономики которой продолжал усугубляться, справиться не могла.
Несмотря на крупные в последующие годы суммы погашений внешнего долга, общая задолженность России сокращалась крайне медленно. Во-первых, высокие ежегодные проценты по кредиту. Во-вторых, вплоть до 1999 г. Россия продолжала наращивать внешние заимствования. Рекордным оказался 1998 г., в течение которого прирост внешнего долга составил 27,3 млрд. долл. (в том числе в связи с размещением четырех новых займов еврооблигаций на сумму 5 млрд. долл.). Часть внутреннего долга была конвертирована во внешний (два займа еврооблигаций на 6,5 млрд. долл.). Был получен первый транш кредита МВФ в 4,8 млрд. долл. из специального пакета помощи для поддержания стабильности национальной валюты.
Некоторое снижение общей суммы долга произошло в результате последнего раунда переговоров в рамках Парижского и Лондонского клубов.
Однако падение цен на нефть и другие энергоносители в конце 2001 г., а также снижение нормы обязательной продажи инвалютной выручки экспортерами с 75% до 50% значительно обострило проблемы не только погашения внешнего долга, но и развития экономики в целом.
Важной
остается и проблема внутреннего
долга. В отличие от внешнего, внутренний
долг РФ в основном накоплен за годы реформ
как в связи с компенсацией обесцененных
вкладов граждан в Сберегательном банке
на начало "отпуска цен", так и в связи
с переходом на "заемное" покрытие
дефицита государственного бюджета в
ходе реформ. Общий объем государственного
внутреннего долга на конец 2000 г. составлял
560 млрд.руб. Основная доля его 515 млрд.
руб., или 90% приходилась на облигации федеральных
займов.