Государственная служба в РФ: понятия, принципы, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Содержание

Введение
1. Понятие государственной службы в РФ
2. Виды государственной службы в РФ
3. Принципы государственной службы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Право реферат.docx

— 47.17 Кб (Скачать)

     Государственная  служба  субъектов  РФ  устанавливается  законами,  принимаемые  органами  законодательной  власти  каждого  субъекта  РФ.  Поэтому  для  выяснения  правового  положения  государственной  службы  каждого  субъекта  РФ  следует  изучать   и  анализировать  соответствующие  законы  субъектов  Федерации.

     Данная  в  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы»  классификация  видов  государственной  службы  не единственная.  Существуют  и  другие  классификации  видов  государственной  службы.  Каждый  вид  государственной  службы  имеет  своё  правовое  оформление,  характеризуется  особыми  признаками  и  специальным правовым  статусом.  Содержание  каждого  вида  государственной  службы  установлено  соответствующими  нормативными  актами,  закрепляющими  его  правовое  положение.

     В  специальной  литературе  общепризнанно подразделение  государственной  службы  в  зависимости  от  характера  деятельности  государственных  органов,  на гражданскую  и  милитаризованную.11

     Гражданская  служба  может  быть:  общефункциональной  -  это  осуществление  общих  традиционных  для  всякой  сферы  деятельности  государственно-служебных  функций,  не  отличающихся  отраслевой  спецификой  (например:  деятельность  персонала  в  администрации  края,  её  отделах  и  департаментах,  в  министерствах, государственных  комитетах  и  т.д.);  специальной  -  это  реализация  особо   установленных  в  нормативных  правовых  актах  полномочий  служащих,  занимающих  должности  в  государственных  органах,  имеющих  ярко  выраженную  отраслевую  компетенцию, которая  налагает  отпечаток  на  практическую  деятельность  персонала  (например:  судейская,  дипломатическая,  служба  на  железнодорожном  транспорте  и  т.д.).

     Гражданская  служба  регулируется  только  ФЗ  РФ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  и  рядом  подзаконных  актов.

     Милитаризованная  государственная  служба  -  это  государственная  служба  на  должностях  в  органах  государственного,  управления,  в  вооружённых  силах,  в  органах  внутренних  дел  в  органах  государственной  безопасности,  в  органах  налоговой  полиции  и  налоговой  инспекции,  в  органах  федерального  агентства  правительственной  связи  и  информации,  в  органах  федеральной  пограничной  службы,  т.е.  всех  силовых  милитаризованных  ведомствах.

     Милитаризованная  служба  имеет  множество  отличительных  от  гражданской  службы  признаков,  устанавливающих  правовое  положение  этих  видов  государственной  службы  и  соответствующих  государственных  служащих. Такими  признаками,  по  мнению  Бахраха  Д.Н.,  являются:  1)  наличие  специальных  особых  дисциплинарных  уставов,  положений  о  дисциплине;  2)  эти  служащие  имеют  особые  условия  поступления  на  службу,  её прохождения,  присвоения,  специальных  званий,  проведения  аттестации  и  прекращение  службы;  особый  порядок  привлечения  к  правовой  ответственности и  др.12

     В  качестве  примера  милитаризованной  государственной  службы  можно привести службу в полиции.  Служба в полиции, кроме  Конституции  РФ  и  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  регулируется  Федеральным законом РФ от 7 февраля 2011 года «О  полиции». Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита  личности, общества, государства от  противоправных посягательств;

2) предупреждение  и пресечение преступлений и  административных правонарушений;

3) выявление  и раскрытие преступлений, производство  дознания по уголовным делам;

4) розыск  лиц;

5) производство  по делам об административных  правонарушениях, исполнение административных  наказаний;

6) обеспечение  правопорядка в общественных  местах;

7) обеспечение  безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана  имущества и объектов, в том  числе на договорной основе;

11) государственная  защита потерпевших, свидетелей  и иных участников уголовного  судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.13

     Вывод: В системе гражданской службы РФ отсутствует единая и целостная система государственной службы. Функционирование государственной службы осуществляется в качестве службы в отдельном государственном органе, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, то есть работодателем для государственного служащего является не государство в целом в лице специального государственного органа. Это приводит к расколу государственной службы и потенциальному исполнению локальных (принятых отдельными органами власти, или же на уровне субъекта РФ) нормативных правовых актов в ущерб федеральным. 

 

3.  Принципы государственной  службы РФ

     Принципы  государственной  службы  это  основополагающие  идеи, выражающие  объективные  закономерности  и  определяющие  научно - обоснованные  направления  реализации  компетенции,  задач  и  функций  государственных  органов,  полномочий  государственных  служащих,  действующих  в  системе  государственной  службы.

     Принципы  государственной  службы  обуславливают  значимость, законность  и  социальную  ценность  отношений,  возникающих  в  системе  государственной  службы.  «Отсутствие  правовых  принципов  государственной  службы  влечёт  за  собой  появление  в  ней  элементов  произвольности,  бюрократизма,  неорганизованности,  беззакония,  несправедливости  и  безнравственности».14

     Принципы  государственной  службы  -  это  субъективное  понятие.  Они  формулируются  человеком  (законодателем),  исходя  из  конкретного  правового  опыта  и  правовой  культуры  в  стране,  базируются  на  основных  положениях  правовой  системы  с  учётом  достигнутого  уровня  развития  отраслевого  законодательства.

     Принципы  современной  государственной  службы  закрепляются  в  различных  законодательных  и  других  нормативных  правовых  актах:  Конституции  РФ,  федеральных  и  других  законах,  указах  Президента  РФ,  постановлениях  Правительства  РФ,  конституциях  уставах  и  иных  законодательных  и  нормативных  актах  субъектов  РФ.  Они реализуются  государственными  служащими  посредствам  их  практических  действий.  Принципы  государственной  службы,  установленные  в  ФЗ  «О  основах  государственной  службы  РФ»,  являются  моделью  для  всех  других  законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов,  которые  также  определяют  систему  принципов  публичной  службы.

     Принципы  государственной  службы  можно  подразделить  на  конституционные  и  организационные.

     Конституционные  принципы  обусловлены  положениями  Конституции  РФ,  которые  конкретизируются  в  соответствующих  законодательных  актах.

     Организационные  принципы  отражают  механизм  построения  и  функционирования  государственной  службы,  государственного  аппарата  и  его  звеньев,  разделения  управленческого  труда,  обеспечения  эффективной  деятельности  в  государственных  органах.

     К  конституционным  принципам  государственной  службы  относятся:  1)  принцип  верховенства  Конституции  РФ  и  федеральных  законов  над  нормативными  правовыми  актами,  должностными  инструкциями  при  исполнении  государственными  служащими  должностных  обязанностей  и  обеспечении  их  прав;  2)  принцип  приоритета  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  их  непосредственного  действия;  3)  принцип  единства  системы  государственной  власти,  разграничения  предметов  ведения  между  РФ  и  субъектами  РФ;  4)  принцип  разделения  законодательной,  исполнительной  и  судебной  властей;  5)  принцип  равного  доступа  граждан  к  государственной  службе  в  соответствии  со  способностями  и  профессиональной  подготовкой;  6)  принцип  внепартийности  государственной  службы,  отделения  религиозных  объединений  от  государства.15

     Прочие  принципы  государственной  службы,  содержаться  в  ст. 5  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  можно  отнести  к  организационным  принципам  государственной   службы.  Это:  1)  принцип  обязательности  для  государственных  служащих  решений,  принятых  вышестоящими  государственными  органами  и  руководителями  в  пределах их  полномочий и  в  соответствии  с  законодательством  РФ;  2)  принцип  единства  основных  требований,  предъявляемых  к  государственной  службе;  3)  принцип  профессионализма  и  компетентности  государственных  служащих;  4)  принцип  гласности  в  осуществлении  государственной  службы;  5)  принцип  стабильности  кадров  государственных  служащих  в  государственных  органах.16 

     Система принципов государственной службы РФ предусматривает возможность  каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны внутригосударственные  средства правовой защиты. В приведенных  положениях отражен действующий  в Конституции РФ и других, законодательных  и нормативных актах принцип  ответственности, входящий в структуру  принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. В законодательстве европейских и других государств, провозглашающих себя социальными и правовыми, конституционный принцип ответственности означает, что государство обязано возместить ущерб, если он причинен по вине органов публичной власти и их должностных лиц. Такая ответственность, которую иногда называют ответственностью публичной власти, является одним из основных элементов административного (правового) режима. Такую же ответственность несут органы государственного управления (исполнительной власти) при невыполнении ими договорных обязательств по отношению к юридическим и физическим лицам. Поскольку ответственность публичной власти является специфичной для правового (административного) режима, возмещение ущерба производится уполномоченными государством органами (например, Министерством финансов во внесудебном, бесспорном порядке). И только при возникновении спора о размере компенсации либо о невыполнении уполномоченными государством органами исполнительной власти обязанностей по возмещению ущерба эти вопросы подлежат рассмотрению в суде без предварительной оплаты государственной пошлины, как это установлено, например, в конституциях стран Западной Европы. К сожалению, в российской  Конституции и других федеральных законах аналогичные правовые предписания не содержатся. Предполагается, что принцип материальной ответственности публичной власти за причиненный по ее вине ущерб физическим и юридическим лицам должен стать конституционным.17

     Вывод: Таким образом, разделение в системе государственных органов, а соответственно и в государственных службах необходимо для соблюдения баланса между службами, законности и правопорядка, поэтому все существующие в системе принципы нужны для их регулирования.

     Современное  развитие  законодательства  позволяет  утверждать,  что  Россия  находится  на  пути  возрождения института  профессионального  чиновничества.  Этот  институт,  основываясь  на  профессионализме,  способностях,  политическом  нейтралитете  служащих  и  качественном  исполнении  служебных  обязанностей,  во  многих  странах  обеспечивает  стабильное  государственной  управление  и  является  важнейшим  фактором  сохранения  и  развития  государственности.

     В целом состояние государственной  службы РФ на данный момент характеризуется  значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, обусловленных  становлением государственности РФ и возникновением гражданского общества, а также переходным состоянием экономики  страны. 

 

Заключение

     Современная  государственная  служба  РФ  представляет  собой  правовую  материю,  которая  находится  в  постоянном  движении:  она  изменяется,  дополняется,  идёт  поиск  новых  инструментов  в  разрешении  существующих  проблем,  разрабатываются  новые  нормативные  акты,  регламентирующие государственно-служебные  отношения.  Перечисление  проблем  государственной  службы  России  свидетельствует  о  том,  что  в  этой  области  в  будущем  должны  произойти  важнейшие  изменения.

     Реформирование  государственной  службы  обусловлено  многими  факторами,  главными из  которых  являются:

     -  необходимость  реформ  системы  государственного  управления  и  создания  новой  государственности  в  РФ;

     -  обеспечение  действия  принципа  разделения  государственной  власти  на  законодательную,  судебную  и  исполнительную;

     -  осуществление  правовой  реформы;

     -  проведение  экономической  и  хозяйственной  реформы;

     -  укрепление  органов  федеральной  государственной  власти;

     -  укрепление органов  государственной  власти  субъектов  РФ  и  органов  местного  самоуправления;

Информация о работе Государственная служба в РФ: понятия, принципы, виды