Государственная служба КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Разработка регулярной системы государственной службы, порученная Министерству кадров Госсовета КНР, началась в 80-е годы. Первый вариант Временного положения о государственных служащих был выработан в 1987 г. и разослан для обсуждения в ряд центральных учреждений, в провинциальные органы административных единиц центрального подчинения и крупных городов.

Работа содержит 1 файл

KHR.docx

— 23.20 Кб (Скачать)

Государственная служба 

Разработка регулярной системы государственной службы, порученная Министерству кадров Госсовета  КНР, началась в 80-е годы. Первый вариант  Временного положения о государственных  служащих был выработан в 1987 г. и  разослан для обсуждения в ряд  центральных учреждений, в провинциальные органы административных единиц центрального подчинения и крупных городов. 

На основе результатов  обсуждения был подготовлен обобщающий документ, который после ряда новых  обсуждений и доработок был одобрен  Государственным советом и Постоянным комитетом Политбюро ЦК КПК осенью 1993 г. После этого началось внедрение  системы государственной службы, рассчитанное на 3 года или несколько  больший срок. Вместе с тем еще  на этапе обсуждения Временного положения  проводилось его выборочное применение в ряде подразделений Госсовета  и городов. Таким образом, Временное  положение было введено в действие после 8 лет разработки и обсуждения, включая 4 года экспериментального применения. Его внедрение идет по частям, сверху вниз, и охватывает все правительственные  органы от Государственного совета до волостных (поселковых) администраций, постепенно расширяя сферу охвата. 

Государственные служащие теперь выделены из общей категории <кадры>, и к ним отнесены только работники, занимающие штатные должности  в административном аппарате. 

Временное положение  предъявляет довольно жесткие требования к государственным служащим, но вместе с тем устанавливает и систему  защиты их прав в административном порядке. В соответствии с Положением, государственные служащие исполняют  служебные обязанности и находятся  под охраной закона. Среди их важнейших  обязанностей можно отметить следующие: соблюдать Конституцию, законы и  законодательные акты; исполнять  службу в соответствии с законами и подзаконными актами, а также  политикой государства; прислушиваться к мнению масс, всемерно служить  интересам народа; защищать безопасность, честь и интересы государства; хранить  государственную и служебную  тайну. 

Государственные служащие наделяются полномочиями, возложенными на них для исполнения своих служебных  обязанностей. Они не могут быть смещены либо понижены в должности, отправлены в отставку или подвергнуты  административному взысканию при  отсутствии на то законных оснований  и без прохождения установленной  законом процедуры. 

Предусматривается ряд ограничений, связанных с  государственной службой. Так, госслужащим  запрещено распространять высказывания, порочащие авторитет правительства, организовывать или участвовать  в митингах, демонстрациях, манифестациях  и других действиях, направленных против правительства; организовывать забастовки или участвовать в них; противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций, зажимать критику, прибегать к мести. Госслужащим запрещено также заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль. Ряд статей Временного положения направлен на устранение влияния в государственной службе родственных отношений и коррупции. Помимо этого, к госслужащим предъявляются требования морального порядка. 

Поощрения госслужащих  за хорошую работу подразделяются на объявление благодарности, присуждение  наград третьей, второй и первой степеней, присвоение почетных званий. Государственные  административные органы предоставляют  госслужащим, получившим указанные  поощрения, и обязательное материальное вознаграждение. 

К административным взысканиям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение  в ранге, отстранение от должности, увольнение. Отстранение от должности  сопровождается одновременным понижением ранга и уменьшением должностного оклада. 

В КНР установлена  ранжированная иерархия сотрудников  государственных административных органов, причем ранги увязываются  с определенными должностями, степенью ответственности на исполняемой  работе, сложностью работы, а также  исходя из проявляемых госслужащими моральных качеств и деловых  способностей, практических успехов  в работе и приобретенного опыта. Рангов всего 15, и к первому рангу  отнесен только премьер Госсовета. Его заместители и члены Госсовета  относятся ко 2-3 рангам, министры и  главные должностные лица провинциальной ступени - к 3-4 рангам и т.д. На нижней ступени этой иерархии - делопроизводители (10-15 ранги). Система рангов не распространяется на рабочих и технический персонал административного аппарата, которые-не относятся к государственным  служащим. 

Должности государственных  служащих делятся на руководящие  и неруководящие. Неруководящие  должности: делопроизводители, сотрудники секторов, секретари заместителей заведующих и заведующих отделами, помощники  референтов, референты, помощники инспекторов  и инспектора. На замещение этих должностей распространяется экзаменационная  система. Экзамены проводятся открыто, с обязательным опубликованием в  средствах массовой информации сообщения  о предстоящем наборе на штатные  должности в административном аппарате. В экзаменах может принять  участие любой гражданин КНР, отвечающий условиям, предъявляемым  к претендентам. При этом учитываются  только личные качества и исключаются  как привилегии, так и дискриминация  по любым признакам. Вместе с тем  установлено, что местные народные правительства районов национальной автономии и ведомства по делам  национальностей народных правительств всех ступеней при зачислении государственных  служащих должны предоставлять приоритет  претендентам из национальных меньшинств. Вместе с экзаменами предусмотрен годичный испытательный срок, в течение  которого осуществляется обучение новых  служащих. По истечении испытательного срока либо происходит официальное  назначение на должность, либо испытуемый лишается статуса зачисленного на службу. Зачисленные на службу, но не имеющие  опыта низовой работы, т.е. работы уездного и более низкого уровня, должны быть устроены на нее сроком от года до двух лет. 

Система экзаменов  не распространяется на руководящие  должности государственных служащих высших и средних рангов. Должности  высших рангов (посты премьера Госсовета  и его заместителей, членов Госсовета, министров и т.п.) замещаются в  порядке, установленном конституцией и законами КНР. Что касается должностей средних рангов (например, главные  должностные лица управлений и департаментов), то их замещение производится в основном путем повышения в должности  или перевода из других административных подразделений. При этом повышение  в должности государственного служащего  сопровождается его обучением и  подготовкой. Такое повышение происходит от ранга к рангу в соответствии с установленным порядком очередности  занятия должностей. Процедура повышения  в ранге, часто связанная с  повышением в должности, должна быть гласной, при этом учитывается мнение рядовых сотрудников. 

Действует и система  ежегодных аттестаций и текущих  проверок государственных служащих. Текущие проверки составляют основу для ежегодных аттестаций в конце  календарного года. Результаты ежегодных  аттестаций служат основанием для назначения поощрений и взысканий, направления  на переподготовку, вынесения решения  об увольнении и переводе на другую работу, для присвоения ранга и  назначения зарплаты. 

Для проведения ежегодных  аттестаций на непостоянной основе создаются  аттестационные комиссии или группы. Они оценивают работу тех или  иных служащих, опираясь не только на мнение компетентных руководителей, но и на мнение рядовых сотрудников. Оценки имеют 3 разряда: отлично; должности  соответствует; должности не соответствует. 

Во Временном положении  определен и порядок увольнения с должности. Увольнение применимо  в отношении государственных  служащих, которые: а) во время двух ежегодных аттестаций подряд были признаны несоответствующими должности; б) отказываются перейти на другие предлагаемые им должности, не справляясь с занимаемой; в) отказались подчиниться новому назначению, вызванному структурной реорганизацией аппарата или сокращением кадров; г) имеют прогулы без уважительных причин более 15 суток подряд или  в общей сложности более 30 суток  в течение года; д) не выполняют  должностные обязанности, не соблюдают  дисциплину, несмотря на сделанные  предупреждения. 

Предусмотрена ротация  государственных служащих, которая  осуществляется внутри государственных  административных учреждений, а также  с привлечением работников других учреждений, предприятий и организаций. Ротация  включает переводы на другие должности, перемещения по должности, назначение на замену должностей и <откомандирование для закалки> (направление государственных  служащих на определенное время в  низовые учреждения, предприятия  или практические организации для  замещения определенных должностей с сохранением их в штате своих  учреждений). 

Заработная плата  служащих складывается из должностного оклада, оплаты за ранг, базисной ставки и оплаты за выслугу лет. Кроме  того, возможна выплата районных и  иных коэффициентов. За исключением  случаев, определенных законами, постановлениями  и политикой государства, заработную плату госслужащих нельзя в какой  бы то ни было форме прибавлять или  убавлять. 

Большое внимание в  КНР уделяется вопросам обучения и подготовки кадров государственных  служащих. Определены виды обучения и  подготовки, а именно: обучение и  подготовка вновь зачисленных госслужащих; обучение и подготовка госслужащих, занимающих посты, для повышения  ими квалификации. Вся эта работа проводится Государственным административным институтом, административными институтами  провинций и другими образовательными учреждениями по подготовке кадров. Государственный  административный институт был официально открыт в Пекине 21 сентября 1994г. 

 

 определенных  обязанностей. Прежде всего, депутаты  должны поддерживать связь с  избравшими их СНП или избирателями: разъяснять законы и политические  установки, оказывать помощь в  работе соответствующим народным  правительствам, передавать мнения  и требования масс собраниям  народных представителей, их постоянным  комитетам, народным правительствам. 
 

В уездном и провинциальном звеньях местные СНП образуют Постоянные Комитеты (ПК), выполняющие  функции местных органов государственной  власти в период между сессиями СНП. ПК несут ответственность перед  собраниями и отчитываются о работе. Согласно закону в ПК провинциального  звена должно быть в среднем 35-65, в ПК автономных округов и городов - 13-35, в ПК уездов, автономных уездов и городских районов - 11-19 членов. Периодичность проведения заседаний  постоянных комитетов - не реже одного раза в 2 месяца. 

Исполнительными и  распорядительными органами на местах являются народные правительства. Местные  народные правительства образуются соответствующими СНП, несут перед  ними ответственность и отчитываются о своей работе. В то же время  они находятся в такой же форме  подчиненности перед вышестоящими государственными органами (т.е. перед  народными правительствами либо Государственным советом). Вся система  местных народных правительств различных  ступеней находится под централизованным руководством Государственного совета КНР. 

На провинциальном и уездном уровнях в состав правительств, кроме их председателя, входят его заместители, начальник  секретариата, руководители структурных  подразделений (департаментов, бюро, комиссий - в провинциальном звене; бюро и отделов - в уездном звене). В состав народных правительств волостей, национальных волостей и поселков входят председатели правительств (волостные старшины и поселковые старосты) и их заместители. 

В целях унификации системы народных правительств различных  ступеней определено, что местные  народные правительства уездного и  вышестоящего звена образуют президиум, проводящий заседания постоянного  бюро, в которое входят члены данного  правительства. 

Местные народные правительства  уездного и вышестоящего звена учреждают  ревизионные органы, осуществляющие контроль за финансовой деятельностью  в пределах данной административно-территориальной  единицы и несущие ответственность  за свою деятельность перед образовавшими  их народными правительствами и  вышестоящими ревизионными органами. 

Спецификой КНР  является существование системы  делегированных органов, которая сложилась  в первые годы народной власти. К  ним, в частности, относятся административные управления округов, образуемые с санкции  Госсовета народными правительствами  провинций и автономных районов. Эти органы служат промежуточной  ступенью государственного управления, находящейся между провинциальным и уездным звеньями. В случаях, когда создаются районы в качестве промежуточного звена между уездными и низовыми уровнями, в них образуются районные управы. Подобным же образом  народные правительства городских  районов, городов без районного  деления с разрешения вышестоящих  народных правительств могут учреждать  квартальные канцелярии в качестве делегированных органов управления. 

В современном Китае  большое внимание уделяется низовому звену территориального общественного  самоуправления - комитетам населения. Конституция КНР определяет характер комитетов населения как низовых  массовых организаций самоуправления по месту жительства. С 50-х годов  подобные органы существуют в городах, а со второй половины 80-х годов  их создание началось и в сельской местности. 

Статус комитетов  сельского населения, их характер, роль и функции в политической системе  китайского общества были закреплены в Законе КНР об организации комитетов  сельского населения, вступившем в  силу 1 июня 1988 г. Деятельность комитетов  в целом может быть сведена  к реализации двух видов задач. Во-первых, это задачи по самоуправлению. К  ним относятся все дела данной деревни, в том числе связанные  с общественной деятельностью и  общественными интересами, урегулирование гражданских споров среди населения, информирование местных правительств о замечаниях населения, выдвижение предложений, организация сельских жителей на развитие производства и  строительства, пропаганда конституции  КНР, законов и государственной  политики, забота об охране общественной собственности, защита законных интересов  сельских жителей и т.д. Во-вторых, это задачи административного характера: оказание помощи волостным правительствам в их работе; реализация по поручению волостных правительств определенных функций административного управления и выполнение определенных задач по содействию охране общественного порядка, закупкам зерна, на 

Информация о работе Государственная служба КНР