Государственная регистрация, порядок , виды и ликвидация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать порядок государственной регистрации юридических лиц, порядок и виды реорганизации юридических лиц, ликвидацию юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и государственную регистрацию юридического лица;
- раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;
Предметом данного исследования выступает гражданское законодательство, регулирующее особенности порядка регистрации, образования и прекращения деятельности юридических лиц. Объектом исследования является общественные отношения в области гражданского законодательства.

Содержание

Ведение 3

1. Государственная регистрация юридических лиц 5

1.1 Традиционные признаки юридического лица 5

1.2 Виды коммерческих и некоммерческих юридических лиц 6

1.3 Порядок регистрации юридического лица 10

1.4 Единый государственный реестр 12

2. Порядок и виды реорганизации юридических лиц 14

3. Ликвидация юридических лиц 19

3.1 Процедура ликвидации юридических лиц 20

Заключение 24

Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Государственная регистрация юридических лиц.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     3. При недостаточности  денежных средств для удовлетворения  требований кредиторов ликвидационная  комиссия продает имущество юридического  лица с публичных торгов в  порядке, установленном для исполнения  судебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица,

26. Гражданский кодекс Р.Ф.  – изд. «Омега – Л» 2008 год. Статья 62, стр. 28

кроме учреждений и федеральных казенных предприятий.

    4. Ликвидационная комиссия производит  выплаты по признанным требованиям  на основании промежуточного  баланса, начиная со дня его  утверждения. Очередность выплат  установлена ст. 64 ГК РФ.

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

    Во  вторую очередь производятся расчеты  по выходным пособиям, оплате труда  лиц, работающих по трудовому договору, и выплате вознаграждений по авторским договорам.

    В третью очередь удовлетворяются  требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

    В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

    В пятую очередь производятся расчеты  со всеми остальными кредиторами.

    Требования  каждой очереди удовлетворяются  только после полного расчета  с предыдущей.

    Выплата денежных сумм кредитором 1 — 4 очередей производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а пятой — по истечении месяца с этой даты. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора либо уклонения от их принятия последний вправе обратиться с иском к ликвидационной комиссии в суд, который может удовлетворить требования за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

    При недостаточности имущества оно  распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    В случае ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь  удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами этих учреждений.

    5. После завершения расчетов с  кредиторами ликвидационная комиссия  составляет окончательный баланс, утверждаемый учредителями (участниками)  юридического лица или органом,  принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим  органом.

    Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственное право в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, ликвидация государственных и муниципальных предприятий и учреждений, федеральных казенных предприятий приводит к передаче имущества соответствующему публично-правовому образованию. Имущество общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, направляется на цели, указанные в уставе.

    Утверждение ликвидационного баланса является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Особенности ликвидации юридического лица при его несостоятельности (банкротстве) определены ст. 65 ГК РФ и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    Несостоятельными  могут быть признаны по решению суда коммерческие организации, за исключением  казенных предприятий, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Те же организации могут совместно с кредиторами объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

    Банкротство (несостоятельность) в ст. 2. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным совершить указанные действия, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.

    К должнику — юридическому лицу могут быть применены следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Под наблюдением следует понимать процедуру банкротства, применяемую с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Конкурсное производство — процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. И, наконец, на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом. Для отдельных категорий должников—юридических лиц установлены особенности банкротства (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг).

    Несостоятельное юридическое лицо следует считать  ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра по определению о завершении конкурсного производства, вынесенному арбитражным судом, или по представлению собрания кредиторов о ликвидации юридического лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Проанализировав в данной работе порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц необходимо отметить, что государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

    Деятельность юридический лиц прекращается посредством его реорганизации (ст.57 ГК РФ) или ликвидации (ст.61 ГК РФ).

    Реорганизация юридических лиц осуществляется в следующих формах: а) слияние  нескольких юридических лиц в  одно; б) присоединение одного или  нескольких юридических лиц к другому; в) разделение юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц; г) выделение из состава юридического лица (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых юридических лиц; д) преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую. Реорганизация юридических лиц по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это органа (общего собрания). Реорганизация юридического лица оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Часто в практике проводимая реорганизация юридического лица ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков.

    Ликвидация  юридических лиц представляет собой  способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. Гражданское законодательство устанавливает специальный порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или нормативных актов; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. Особым случаем ликвидации юридического лица является банкротство.

    Ликвидация  юридического лица представляет достаточно длительную процедуру, основным содержанием которой является выявление  удовлетворение имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

    Этапы ликвидации юридического лица заключаются  в следующем: назначение с согласия регистрирующего органа специальной  ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в средствах массовой информации извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества юридического лица с публичных торгов; расчеты с кредиторами юридического лица в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям.

    Ликвидация  считается завершенной, а юридическое  лицо прекратившим существование –  с момента внесения записи об этом в государственный реестр. 
 
 
 

    Список  используемой литературы:

  1. Федеральный закон № 129 от 08.08.2001 года.  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. От 13 июня 1996 года, 24 мая 2004 г.,1999 г., 7 августа 2001 г.).
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»  (с изм. и доп. От мая 2001 года).
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года. № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» (изм. и доп. От 26 ноября 1998 года, 8 июля 1999 года).
  5. Распоряжение правительства РФ от 23 апреля 1992 года. № 781-р «О передаче документов при реорганизации предприятий».
  6. Гражданский кодекс – изд. «Омега – Л». Москва 2008г.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу Р.Ф. Под ред. Проф. Абовой Т.Е. т Кабалкина А.Ю. Право и закон – 2008 г.
  8. Жданов Д.В. – Реорганизация в форме преобразования. Законодательство - № 6, июнь 2004 г.
  9. Волосатых Н.И., Сухинина Т.В., Хаймович Н.М. – регистрация и ликвидация юридических лиц в России. Москва – 2006 г.
  10. Алексеева С.С.  – Гражданское право. Москва 2007 г.
  11. Закупень Т.В. – Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Москва 2005 г.
  12. Красавчиков О.А.- Юридическое лицо – организация система общественных отношений. Москва – 2005 г.
  13. Началов А.В. – Государственная регистрация юридических лиц. Москва – 2007 г.
  14. Парций А.Е. – «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях». Москва – 2003 г.
  15. Сальников Д.Ю., Новиков И.В., Илюштна А.А. – Государственная регистрация юридических лиц. УМЦ при МНС РФ. Москва – 2007 г.
  16. Сергеева А.П. Толстого Ю.К. – Гражданское право, часть I. Москва – 2008 г.
  17. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. – Юридическая энциклопедия. Москва – 2005 г.

Информация о работе Государственная регистрация, порядок , виды и ликвидация юридических лиц