Формы осуществления народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Как известно, Конституция РФ, принятая в ходе всенародного голосования 12 декабря 1993 года, закрепила конституционный статус России как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления и провозгласила носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Признание многонационального народа России единственным источником власти означает необходимость создания законных и эффективных механизмов осуществления принадлежащей ему власти, а также условий для непосредственного волеизъявления граждан Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие суверенитета народа………………………………………………..6
Формы осуществления народовластия……………………………………..13
2.1. Непосредственная демократия…………………………………………..…13
2.2. Органы государственной власти………………………………………..….18
2.3. Органы местного самоуправления…………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….…23
Глоссарий……………………………………………………………………..…. 25
Библиография…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota_suverenitet_naroda.doc

— 156.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Понятие суверенитета народа………………………………………………..6
  2. Формы осуществления народовластия……………………………………..13

2.1. Непосредственная демократия…………………………………………..…13

2.2. Органы государственной власти………………………………………..….18

2.3. Органы местного самоуправления…………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….…23

Глоссарий……………………………………………………………………..…. 25

Библиография…………………………………………………………………….27

Приложения .…………………………………………………………………......29

 

Введение

 

 

 

Как известно, Конституция РФ, принятая в ходе всенародного голосования 12 декабря 1993 года, закрепила конституционный статус России как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления и провозгласила носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Признание многонационального народа России единственным источником власти означает необходимость создания законных и эффективных механизмов осуществления принадлежащей ему власти, а также условий для непосредственного волеизъявления граждан Российской Федерации. С помощью таких механизмов, которые были задействованы уже в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в декабре 2007 г. и будут задействованы на выборах Президента РФ в марте 2008 г., где многонациональный народ России смог и сможет реализовать свой суверенитет путем процедуры непосредственного волеизъявления.

Сама Конституция РФ закрепляет положение о том, что договоры и Конституция являются актами правового  регулирования. Так, например, договоров «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» между субъектами федерации и центром на сегодняшний день заключено более 40 (т.е. более 50% субъектов). Как видим, характер нашей федерации меняется, трансформируясь посредством договоров и дезинтеграционных тенденций в некую ранее неизвестную форму сосуществования десятков народов на достаточно большой территории.

Право на суверенитет народа содержит в себе по крайней мере две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права.  Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием. Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и доминирующей групп населения редко встречается в большинстве стран, и любая попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав человека и меньшинств. Суверенитет неразрывно связан с правом народа на самоопределение, в силу которого все народы свободно определяют свой политический статус, и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами. Реалии эпохи после распада СССР таковы, что движения за самоопределение вряд ли ослабнут в ближайшем будущем. Осуществление подобных прав в полном объёме не обязательно означает независимую государственность каждой отдельной этнической группы. Цель у всех этих стремлений одна: право людей определять свои политические пристрастия, влиять на процесс принятия затрагивающих их интересы решений в месте проживания, сохранять культурное, этническое, историческое или территориальное своеобразие.

Целью работы является обоснование концепции субъекта непосредственной демократии как самостоятельной категории в конституционном праве, учитывающей место и роль субъектов непосредственной демократии в механизме правового регулирования, а также теоретико-правовой и конституционно-правовой анализ правовых норм, регулирующих порядок деятельности субъектов непосредственной демократии и закрепляющих их правовой статус.

Из поставленной цели был выявлен  круг следующих задач:

  • Раскрыть понятие суверенитета;
  • Рассмотреть формы осуществления народовластия, а также их институты.

 

1. ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА

 

 

 

Понятие «суверенитет народа» относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.1

Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, поскольку ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»2. Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми – здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития – лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватое кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. 
Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина – самая важная из этих гарантий.3

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник 
власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу 
естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ 
вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения 
конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоения властных полномочий преследуется по федеральному закону»4. Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Суверенитет народа означает, что  именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая  такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону – гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно указывал на то, что: «Приверженность демократическим ценностям продиктована волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации. …И только народ – через институты демократического государства и гражданского общества – вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед»5.

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

Само понятие «суверенитет»  дословно « верховная власть»  означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает «человека, его права и свободы высшей ценностью», философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы).

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет  непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской Федерации; 

2) Парламент РФ — Федеральное Собрание РФ;

3) законодательные органы субъектов  РФ;

4) руководители исполнительной  власти субъектов РФ;

5) народные заседатели и присяжные  заседатели в судах; 

6) представительные органы местного  самоуправления (см. Приложение 1).6

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган — Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет народа — право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

Российское государство, осуществляя  народовластие, делает волю народа общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. Ни один другой элемент политической системы, исключая референдум, не наделен правом издания юридически обязательных актов. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а также устанавливают иерархию актов, издаваемых различными органами.

В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др. Большинство граждан исполняют требования законов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет их ненадлежащим образом, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат. Место государства в реализации полновластия народа определяется его функциями, под которыми понимаются основные, наиболее важные направления деятельности государства. В функциях выражается сущность государства, его роль в решении задач, стоящих перед обществом, в удовлетворении интересов всего населения.

Информация о работе Формы осуществления народовластия