Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:59, доклад
По форме управления Украина объединяет в себе элементы как президентской, так и парламентской республики. Подтверждением смешанной формы правления являются следующие признаки:
во-первых, согласно ст. 103 Конституции Украины, Президент Украины избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы правления, где президент избирается парламентом);
во-вторых, согласно ст. 106 Конституции Украины, Президент имеет собственные прерогативы, которые разрешают ему действовать независимо от парламента и правительства;
Доклад на тему:
«Форма
правления в Украине»
Симферополь, 2010
По форме управления Украина объединяет в себе элементы как президентской, так и парламентской республики. Подтверждением смешанной формы правления являются следующие признаки:
во-первых, согласно ст. 103 Конституции Украины, Президент Украины избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы правления, где президент избирается парламентом);
во-вторых, согласно ст. 106 Конституции Украины, Президент имеет собственные прерогативы, которые разрешают ему действовать независимо от парламента и правительства;
в-третьих, согласно разделу VI Конституции Украины, в Украине наряду с Президентом действуют Премьер-министр и министры, составляющие правительство, ответственное перед парламентом — Верховной Радой Украины (в этом сё отличие от президентской формы правления, где нет премьер-министра и правительство ответственно перед президентом)[4].
Решением Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года, Украина была провозглашена президентско-парламентской республикой [4].
8 декабря 2004 года Верховная рада Украины приняла в пакете изменения в Конституцию, в результате чего был осуществлен переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Принятая в 2004 году на волне политической борьбы конституционная реформа неоднократно становилась причиной политического противостояния между Президентом с одной стороны и Кабинетом Министров и Парламентом - с другой.
Данная реформа стала одним из элементов компромиссного пакета, позволившего преодолеть политический кризис в дни "оранжевой революции". Тогда представители уходящей власти согласились на проведение третьего тура президентских выборов в обмен на радикальное сокращение полномочий главы государства [5].
Изменения в Конституцию расширили полномочия Верховной Рады и Кабинета Министров, а также ограничили полномочия Президента. Так, Президент Украины утратил право назначать и увольнять членов правительства, глав местных государственных администраций. За Президентом осталось право вносить на утверждение парламента кандидатуры на должности министра обороны, министра иностранных дел, генерального прокурора и председателя Службы безопасности Украины. Премьер-министр назначался парламентом. Его кандидатуру вносил в парламент Президент по предложению коалиции депутатских фракций и групп. Срок полномочий парламента был увеличен с четырех до пяти лет [2].
Осенью 2010 года Конституционный суд Украины отменил так называемую "политреформу" 2004 года и вернул в действие Конституцию страны от 1996 года. Соответствующее решение 1 октября зачитал глава суда Анатолий Головин.
"Признать не соответствующим Конституции (неконституционным) закон Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 № 2222-IV в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия. Закон Украины о внесении изменений в Конституцию Украины от 8 декабря 2004 № 2222-IV теряет силу со дня принятия этого решения", - говорится в решении суда [1].
Согласно части второй ст.70 Закона Украины "О Конституционном Суде" обязанность в неотложном порядке выполнить приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 года в редакции, которая существовала до внесения в нее изменений законом номер 2222 – IV, возложена на органы государственной власти.
"Решение
конституционного суда Украины
является обязательным к
Результатом этого решения является переход к президентско-парламентской форме правления и, соответственно, существенное усиление полномочий главы государства.
Список литературы: