Финансовое
право
09
сентября 2011
Правовые
основы финансовой деятельности в России
Понятие
финансовой деятельности
государства и
муниципальных образований
Система
российского права включает в
себя различные отрасли ограничивающиеся
друг от друга на основании 2 категорий:
предмет и метод правового
регулирования. Предметом финансового
права являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе осуществления
государственными и муниципальными
образованиями финансовой деятельности.
Как
экономическая категория, финансы
представляют собой совокупность экономических
отношений, образующихся в процессе
формирования, распределения и использования
денежных фондов. По своему материальному
содержанию финансы государства
и органов местного самоуправления
представляют собой фонды денежных
средств. Финансы служат экономическим
инструментом распределения валового
общественного продукта и национального
дохода и являются средством контроля
за производством и распределением
материальных благ, стимулирования развития
государства и общества.
Таким образом, финансовая
деятельность государства и органов
местного самоуправления – это организационная
деятельность уполномоченных органов
и субъектов по образованию, перераспределению
и использованию централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях эффективного
функционирования государства и
муниципальных образований (публичной
финансовой деятельности).
В связи с этим
перед государством стоят следующие
основные задачи в области финансов:
- Распределительная.
Своевременно согласно утвержденным бюджетам
организовать сбор и распределение денежных
средств в соответствии с целевым назначением.
- Контрольная.
Поскольку в процессе финансовой деятельности
при собирании и распределении финансовых
ресурсов необходим контроль за соблюдением
законодательства и целесообразностью
использования таких ресурсов.
- Стимулирование.
Заключается в том, что с помощью финансов
осуществляется развитие тех или иных
общественных отношений.
- Мобилизации
фондов денежных средств
- Налоговый
метод. При данном методе часть доходов
или прибыли субъекты в обязательном порядке
в установленные законом сроки и в установленных
размерах отчисляют в бюджет.
- Добровольные
взносы денежных средств: вклады населения
в банки, приобретение облигаций и других
ценных бумаг
- Пошлины.
Уплата пошлины влечет за собой предоставление
каких-либо услуг со стороны государственных
органов
- Страхование.
Оно влечет за собой привлечение средств
в денежный оборот.
- Иные методы.
Например, штрафы.
- Методы их
распределения
- Финансирование
– плановую целевую безвозмездную безвозвратную
выдачу денежных средств из бюджета.
- Кредитование
– плановая целевая возмездная и возвратная
выдача денежных средств.
- Другие методы:
расчеты с держателями облигаций и иных
ценных бумаг, а также выплаты страховых
возмещений, пенсий и пособий.
Финансовая
система и ее структура
Под
финансовой системой РФ понимают совокупность
финансовых институтов, каждый из которых
способствует образованию и использованию
соответствующих денежных фондов. Финансовую
систему РФ составляют следующие
фонды денежных средств:
- Государственные
финансы. Включают в себя бюджеты всех
уровней, в том числе государственные
внебюджетные фонды ( ПСС, ФФОМС, ПФР).
- Финансы хозяйствующих
субъектов. Объединяет такие децентрализованные
фонды, как финансы предприятий, организаций,
функционирующих на коммерческой основе,
финансы учреждений и некоммерческих
организаций и финансы общественных организаций.
- Местные финансы.
Законодательное закрепление основных
принципов организации местных финансов
принято выделять в самостоятельный институт,
который включает в себя средства местного
бюджета, государственные муниципальные
ценные бумаги и другие финансовые ресурсы.
Определяются как совокупность денежных
средств, формируемых и используемых для
решения вопросов местного значения.
- Фонды страхования.
В сфере страховых отношений каждое из
звеньев представляет собой отрасль страхования
и подразделяется на виды: личное страхование,
имущественное страхование, страхование
ответственности, страхование предпринимательских
рисков и перестрахование.
- Кредит. Институт
кредитования образуют банковский кредит
и государственный кредит.
- Централизованные
(централизованные финансы). Денежные
средства, поступающие в распоряжение
государства, как властвующего субъекта.
- Все средства
аккумулируемые в бюджетной системе государства,
государственных внебюджетных фондах,
средства государственного страхования
и кредитов.
- Децентрализованные
- Финансы организаций
и предприятий всех форм собственности,
образуемые как за счет собственных ресурсов,
так и за счет бюджетных ассигнований,
а также отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды.
Государственные
органы, осуществляющие
финансовую деятельность
- Органы
общей компетенции (высшие представительные
и исполнительные органы государственной
власти). Руководят всеми финансами,
бюджетом, налогами, денежно-кредитной
политикой, валютно-денежным обращением
и т. д.
- Представительные
органы в лице федерального собрания,
субъектов РФ и местного самоуправления.
Рассматривают, обсуждают и утверждают
бюджеты.
- В соответствии
с Конституцией РФ в осуществлении финансовой
деятельности участвуют президент
РФ. Он издает указы по финансовым вопросам.
Подписывает федеральные законы, назначает
и освобождает от должности министра финансов,
представляет государственно думе кандидатуру
председателя ЦБР.
- Правительство
РФ. Обеспечивает подготовку бюджета и
его рассмотрения в представительных
органах, осуществляет общее руководство
исполнения бюджета и т.д.
- Правительство
субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Обеспечивают руководство финансами соответствующих
национальных территориальных и административно-территориальных
образований.
- Министерство
финансов РФ. Вносит в правительство проект
федеральных законов, нормативно-правовых
актов президента РФ и правительства РФ
и др., по которым требуется решение правительства
РФ. Осуществляет координацию и контроль
деятельности, находящихся в его ведении
ФНС, Федеральная Служба по Финансовым
Рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора. Федеральное казначейство, а
также контроль за исполнением федеральной
таможенной службой нормативно-правовых
актов. К числу специальных органов можно
отнести федеральную службу по финансовому
мониторингу.
- Одним из
специальных субъектов, участвующих в
финансовой деятельности, является ЦБ
РФ, который осуществляет руководство
в области банковской деятельности.
Понятие
предмета и методы
финансового права
Финансовое
право регулирует организационные
общественные отношения, складывающиеся
в процессе публичной финансовой
деятельности, а нормы финансового
права всегда связаны с регулированием
отношений по поводу выполняемых
в процессе публичной финансовой
деятельности распорядительной, контрольной
и стимулирующей функции при
распределении общественного продукта
и национального дохода в денежной
форме.
Своеобразии
предмета регулирования обуславливает
особенности метода регулирования свойственного
финансовому праву, который заключается
в том, что это метод власти и подчинения.
Отношение власти и подчинения при регулировании
финансовых отношений не основывается
на отношениях субординации. Властные
предписания исходят от финансовых, налоговых
и кредитных органов, с которыми другие
участники финансовых отношений не находятся
в административной зависимости. Эти властные
предписания носят организационный и
имущественный характер в сфере финансовой
деятельности. В нормах финансового права
жестко закрепляются требования государства
в области финансовой деятельности.
Источники
финансового права
Источниками
финансового права являются законы
и иные нормативные акты, представительных
и исполнительных органов государственной
власти, местного самоуправления, а
также международные договоры и
соглашения. Основой всех источников
финансового права является конституция
РФ и конституционные акты субъектов
РФ. Все эти акты закрепляют правовые
основы финансовой деятельности государства
и служат базой для развития финансового
законодательства в разных областях.
Во
всех конституционных законах большое
внимание уделяется бюджетному праву.
Специальные законодательные акты,
содержащие нормы по регулированию
финансовой деятельности в совокупности
образуют финансовое законодательство,
в которое входит бюджетный кодекс
РФ, налоговый кодекс РФ. Финансовая
деятельность государства регулируется
кроме того, специальными законами,
касающимися той или иной области
этой деятельности, которую в свою
очередь можно разделить на:
- Федеральными
законами
- Законами
субъектов РФ
- Решения представительных
органов местного самоуправления.
Большое
значение в финансовой деятельности
имеют подзаконные акты, которым
в сфере финансового права
относятся следующие:
- Указы президента
РФ, Правовые акты глав субъектов РФ и
местного самоуправления
- Нормы финансового
права содержаться и в подзаконных актах
органов исполнительной власти, которыми
являются постановления правительства
РФ
- Немаловажную
роль в регулировании финансовой деятельности
занимают и такие подзаконные акты, как
приказы и инструкции министерства финансов
РФ, ЦБ РФ.
- Нормативными
актами являются и соглашения между финансово-кредитными
организациями по различным финансовым
вопросам, в том числе акты, которые регулируют
часть отношений, складывающихся на РЦБ.
К
источникам финансового права международные
договоры, содержащие нормы, которые
регулируют финансовые отношения между
российским государством и зарубежными
государствами. В соответствии со статьей4
БК РФ, со статьей 7 НК РФ в случае противоречия
указанных норм нормам российского
законодательства применяются правила
и нормы международных договоров.
Решение конституционного суда,
Верховного суда и Высшего
арбитражного суда не являются
источниками финансового права.
Они лишь высказывают позицию
суда в том или ином вопросе.
Принципы
финансового права
К
принципам финансового права
относятся:
- Приоритет
в области финансовой деятельности государства
и муниципальных образований представительных
органов перед исполнительными органами
государственной власти. Так в соответствии
с конституцией РФ составляют проект бюджета
и вносят его на утверждение законодательного
органа, органы исполнительной власти,
которые затем исполняют бюджет представляют
представительному органу отчет о его
исполнении (154 статья БК РФ). Законодательные
государственные органы, представительные
органы местного самоуправления рассматривают
и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении,
осуществляют последующий контроль за
исполнением бюджета.
- Принцип федерализма.
Состоит в том, что в государстве принимается
целая серия законодательных актов о бюджетах
различных уровней.
- Принцип законности.
В соответствии с данным принципом вся
деятельность по аккумуляции, перераспределению
и использованию денежных средств в государстве
регулируется нормами права, основа
которых конституция РФ.
- Принцип плановости.
Государство не может развиваться не рассчитывая
свои доходы и расходы на следующий год.
Определяя предполагаемое количество
и объем доходов, государство в то же время
не может не рассчитывать предполагаемые
затраты на предстоящий период (статья
16 БК РФ).