Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Несколько тем.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 28.83 Кб (Скачать)

     Финансовое  право

     09 сентября 2011

     Правовые  основы финансовой деятельности в России

     Понятие финансовой деятельности государства и  муниципальных образований

 

     Система российского права включает в  себя различные отрасли ограничивающиеся друг от друга на основании 2 категорий: предмет и метод правового  регулирования. Предметом финансового  права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления  государственными и муниципальными образованиями финансовой деятельности.

     Как экономическая категория, финансы  представляют собой совокупность экономических  отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования  денежных фондов.  По своему материальному  содержанию финансы государства  и органов местного самоуправления представляют собой фонды денежных средств. Финансы служат экономическим  инструментом распределения валового общественного продукта и национального  дохода и являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, стимулирования развития государства и общества.

           Таким образом, финансовая деятельность государства и органов  местного самоуправления – это организационная  деятельность уполномоченных органов  и субъектов по образованию, перераспределению  и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и  муниципальных образований (публичной  финансовой деятельности).

           В связи с этим перед государством стоят следующие  основные задачи в области финансов:

    1. Распределительная. Своевременно согласно утвержденным бюджетам организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением.
    2. Контрольная. Поскольку в процессе финансовой деятельности при собирании и распределении финансовых ресурсов необходим контроль за соблюдением законодательства и целесообразностью использования таких ресурсов.
    3. Стимулирование. Заключается в том, что с помощью финансов осуществляется развитие тех или иных общественных отношений.

    Методы финансовой деятельности.

      Метода принято делить на методы:

    • Мобилизации фондов денежных средств
      • Налоговый метод. При данном методе часть доходов или прибыли субъекты в обязательном порядке в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет.
      • Добровольные взносы денежных средств: вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг
      • Пошлины. Уплата пошлины влечет за собой предоставление каких-либо услуг со стороны государственных органов
      • Страхование. Оно влечет за собой привлечение средств в денежный оборот.
      • Иные методы. Например, штрафы. 
    • Методы их распределения
      • Финансирование – плановую целевую безвозмездную безвозвратную выдачу денежных средств из бюджета.
      • Кредитование – плановая целевая возмездная и возвратная выдача денежных средств.
      • Другие методы: расчеты с держателями облигаций и иных ценных бумаг, а также выплаты страховых возмещений, пенсий и пособий.

     Финансовая  система и ее структура

 

     Под финансовой системой РФ понимают совокупность финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов. Финансовую систему РФ составляют следующие  фонды денежных средств:

    1. Государственные финансы. Включают в себя бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды ( ПСС, ФФОМС, ПФР).
    2. Финансы хозяйствующих субъектов. Объединяет такие децентрализованные фонды, как финансы предприятий, организаций, функционирующих на коммерческой основе, финансы учреждений и некоммерческих организаций и финансы общественных организаций.
    3. Местные финансы. Законодательное закрепление основных принципов организации местных финансов принято выделять в самостоятельный институт, который включает в себя средства местного бюджета, государственные муниципальные ценные бумаги и другие финансовые ресурсы. Определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. 
    4. Фонды страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев представляет собой отрасль страхования и подразделяется на виды: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков и перестрахование.
    5. Кредит. Институт кредитования образуют банковский кредит и государственный кредит.

    Все фонды  денежных средств в государстве  подразделяются на:

    1. Централизованные (централизованные финансы). Денежные средства, поступающие в распоряжение государства, как властвующего субъекта.
      1. Все средства аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственных внебюджетных фондах, средства государственного страхования и кредитов.
    2. Децентрализованные
      1. Финансы организаций и предприятий всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые  и межотраслевые внебюджетные фонды.

     Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

 
    1. Органы  общей компетенции (высшие представительные и исполнительные органы государственной  власти). Руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной  политикой, валютно-денежным обращением и т. д.
    2. Представительные органы в лице федерального собрания, субъектов РФ и местного самоуправления. Рассматривают, обсуждают и утверждают бюджеты.
    3. В соответствии с Конституцией РФ в осуществлении финансовой деятельности участвуют  президент РФ. Он издает указы по финансовым вопросам. Подписывает федеральные законы, назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет государственно думе кандидатуру председателя ЦБР.
    4. Правительство РФ. Обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрения в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнения бюджета и т.д.
    5. Правительство субъектов РФ и органы местного самоуправления. Обеспечивают руководство финансами соответствующих национальных территориальных и административно-территориальных образований.
    6. Министерство финансов РФ. Вносит в правительство проект федеральных законов, нормативно-правовых актов президента РФ и правительства РФ и др., по которым требуется решение правительства РФ. Осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении ФНС, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное казначейство, а также контроль за исполнением федеральной таможенной службой нормативно-правовых актов. К числу специальных органов можно отнести федеральную службу по финансовому мониторингу.
    7. Одним из специальных субъектов, участвующих в финансовой деятельности, является ЦБ РФ, который осуществляет руководство в области банковской деятельности.

     Понятие предмета и методы финансового права

 

     Финансовое  право регулирует организационные  общественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, а нормы финансового  права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых  в процессе публичной финансовой деятельности распорядительной, контрольной  и стимулирующей функции при  распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

     Своеобразии предмета регулирования обуславливает  особенности метода регулирования свойственного финансовому праву, который заключается в том, что это метод власти и подчинения. Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений не основывается на отношениях субординации. Властные предписания исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный и имущественный характер в сфере финансовой деятельности. В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности.

     Источники финансового права

 

     Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты, представительных и исполнительных органов государственной  власти, местного самоуправления, а  также международные договоры и  соглашения. Основой всех источников финансового права является конституция  РФ и конституционные акты субъектов  РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства  и служат базой для развития финансового  законодательства в разных областях.

     Во  всех конституционных законах большое  внимание уделяется бюджетному праву. Специальные законодательные акты, содержащие нормы по регулированию  финансовой деятельности в совокупности образуют финансовое законодательство, в которое входит бюджетный кодекс РФ, налоговый кодекс РФ. Финансовая деятельность государства регулируется кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области  этой деятельности, которую в свою очередь можно разделить на:

    1. Федеральными законами
    2. Законами субъектов РФ
    3. Решения представительных органов местного самоуправления.

     Большое значение в финансовой деятельности имеют подзаконные акты, которым  в сфере финансового права  относятся следующие:

    1. Указы президента РФ, Правовые акты глав субъектов РФ и местного самоуправления
    2. Нормы финансового права содержаться и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми являются постановления правительства РФ
    3. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции министерства финансов РФ, ЦБ РФ.
    4. Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными организациями по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на РЦБ.

     К источникам финансового права международные  договоры, содержащие нормы, которые  регулируют финансовые отношения между  российским государством и зарубежными  государствами. В соответствии со статьей4 БК РФ, со статьей 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского  законодательства применяются правила  и нормы международных договоров.

       Решение конституционного суда, Верховного суда и Высшего  арбитражного суда не являются  источниками финансового права.  Они лишь высказывают позицию  суда в том или ином вопросе. 

     Принципы  финансового права

 

     К принципам финансового права  относятся:

  • Приоритет в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Так в соответствии с конституцией РФ составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного органа, органы исполнительной власти, которые затем исполняют бюджет  представляют представительному органу отчет о его исполнении (154 статья БК РФ). Законодательные государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета.
  • Принцип федерализма. Состоит в том, что в государстве принимается целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней.
  • Принцип законности. В соответствии с данным принципом вся деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве регулируется нормами права,  основа которых конституция РФ.
  • Принцип плановости. Государство не может развиваться не рассчитывая свои доходы и расходы на следующий год. Определяя предполагаемое количество и объем доходов, государство в то же время не может не рассчитывать предполагаемые затраты на предстоящий период (статья 16 БК РФ).

Информация о работе Финансовое право