Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:55, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение особенностей договорных отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом.
Задачи работы:
Изучить правовое положение железнодорожного транспорта в России.
Рассмотреть договор перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В заключении сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА В РОССИИ………………………………………………….…...5
1.1. Понятие источников транспортного права…………………………..5
1.2. Особенности и система железнодорожно-транспортного
законодательства……………………………………………………….7
ГЛАВА 2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ………………………………………………………………...11
2.1. Понятие и признаки договора перевозки груза ……………………11
2.2. Элементы договора перевозки груза………………………….…….16
2.3. Содержание договора перевозки груза……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
23
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовое положение железнодорожного
транспорта в России………………………………………………….…...
1.1. Понятие источников транспортного права…………………………..5
1.2. Особенности и система железнодорожно-транспортного
законодательства……………………………………
ГЛАВА 2. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………………………
2.1. Понятие и признаки договора перевозки груза ……………………11
2.2. Элементы договора перевозки груза………………………….…….16
2.3. Содержание договора перевозки груза……………………………..20
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема весьма актуальна в современных условиях. Продолжающийся в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным транспортом новые задачи, связанные с более эффективным использованием этого вида транспорта при перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа. Учитывая это обстоятельство, в 2003 г. был введен в действие Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ). Это восьмой по счету Устав, принятый за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашей стране (начиная с 1917 г.)[1].
Устав железнодорожного транспорта 2003 г., впервые за всю историю подготовки подобных нормативных актов, отразил в своем содержании положение о том, что инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя железнодорожные пути всеобщего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные службы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться в собственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Более конкретно это положение закреплено в ст. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», в соответствии с которой имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности, т.е. на железнодорожном транспорте допускается частная собственность в регулировании отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа[2].
При написании курсовой работы использовались такие методы научного исследования, как сбор и обобщение информации, её анализ и синтез, изучение нормативно-правовых актов и другие методы исследования.
Методологической основой для курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, учебная литература, исследования отечественных правоведов. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.
Целью настоящей работы является изучение особенностей договорных отношений, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом.
Задачи работы:
Изучить правовое положение железнодорожного транспорта в России.
Рассмотреть договор перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В заключении сделать выводы.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Правовое положение железнодорожного транспорта в России
1.1. Понятие источников транспортного права
Под источником права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта[3].
Основным источником правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. По отношению к железнодорожному транспорту нормы гл. 40 ГК РФ имеют общий характер, предполагая наличие специального транспортного закона (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Таким законом является Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ УЖТ РФ, вступивший в силу 18 мая 2003 года[4].
Нормы УЖТ РФ должны соответствовать началам гражданско-правового регулирования, которые закреплены ст. 1 ГК РФ. Правила УЖТ РФ о перевозке не могут противоречить принципам гражданского права России. Игнорирование этого важнейшего положения лишает системности железнодорожное законодательство[5].
Наряду с УЖТ РФ к числу специальных железнодорожных законов относится Федеральный закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», вступивший в силу 18 мая 2003 года. Анализ содержания Закона «О железнодорожном транспорте» позволяет установить, что данный закон устанавливает основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта общего и не общего пользования.
Перевозки в международном железнодорожном сообщении регулируются в обычном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. К числу международных конвенций относится Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Россия не является участником КОТИФ, хотя положения этого соглашения применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.
В области железнодорожных перевозок для предприятий особое значение имеет Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), участниками которого являются Россия, страны Восточной Европы, Монголия, Китай, КНДР и Вьетнам. Это Соглашение действует в редакции 1992 г. и определяет порядок приема грузов к перевозке и условия его доставки и выдачи грузополучателям.
Особенностью системы источников правового регулирования железнодорожных перевозок является относительно большое количество ведомственных актов, среди которых выделяются Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Всего насчитывается около тридцати различных Правил перевозок. Все они неравнозначны как по своему значению, так и по объему. Условно Правила перевозок можно разделить на две большие группы. Первую составляют Правила перевозок, содержащие регламентацию технологических приемов перевозок отдельных категорий грузов. Вторая группа включает Правила перевозок, которые содержат не столько технические, сколько юридические нормы. Они используются для регулирования отношений перевозки грузов и вспомогательных транспортных отношений.
Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.
1.2. Особенности и система железнодорожно-транспортного законодательства
Анализируя законодательство, регулирующее перевозки грузов железнодорожным транспортом, следует отметить следующие присущие ему особенности:
Является наиболее кодифицированным массивом в российском транспортном законодательстве, постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.
Отражается особенность договоров, заключаемых с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям и т.д.
В железнодорожном законодательстве в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием.
На железнодорожное транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международное перевозки.
Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для УЖТ РФ.
Вместе с тем следует иметь в виду, что ГК РФ – отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а УЖТ РФ – кодификационный акт комплексного характера, содержащий не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права.
УЖТ РФ является основным актом в системе законодательства на железнодорожном транспорте, который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью перевозчиков и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы не все вопросы и его дополняет целый ряд нормативных актов.
Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров содержат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае неисправной перевозки грузов.
Следует обратить внимание на одну особенность, присущую правилам перевозки грузов. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», все разрабатываемые правила перевозок грузов должны после их утверждения соответствующим транспортным ведомством пройти обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции. Указанный порядок обеспечит законные интересы клиентуры транспортных предприятий, так как представленные на государственную регистрацию правовые акты проходят юридическую экспертизу на предмет соответствия их положений законодательству Российской Федерации. Кроме того, прошедшие государственную регистрацию нормативные ведомственные акты должны быть обязательно опубликованы. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. В действующем с 2003 г. УЖТ РФ такой порядок введения в действие правил перевозок уже закреплен. Кроме того, УЖТ РФ (ст. 3) предусмотрена разработка правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Особо подчеркивается, что эти правила утверждаются Правительством Российской Федерации[6].
Столь высокий уровень утверждения правил предусмотрен ст. 38 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», причем в соответствии с п. 2 ст. 1 этого Закона Правительству Российской Федерации запрещается делегировать предоставленное ему право на принятие нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей, другим органам исполнительной власти[7].
Таким образом, систему нормативных актов на железнодорожном, транспорте возглавляет УЖТ РФ, далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что под системой железнодорожного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов и их содержанием. Чем более совершенна система железнодорожного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение.
глава 2. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом
2.1. Понятие и признаки договора перевозки груза
Основания для заключения договора перевозки.
В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.
Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона – перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона – отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.
Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится:
перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица;
перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК).
Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.
С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении – это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка, недельный календарный план.
1) При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.
Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст. 11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, – не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.
Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.
Однако, если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных Уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки, а перевозчик такую заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом железных дорог[8].
Особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖТ оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. В соответствии со ст. 11 УЖТ такой отказ возможен в случаях:
введения согласно ст. 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.
В соответствии со ст. 11 УЖТ РФ владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.
В соответствии с Уставом владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.
Случаи непредставления грузоотправителями заявок в срок, предусмотренный нормами Устава, должны рассматриваться как отказ от транспортных средств.
К такому отказу грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к грузополучателю (например, в связи с переводом грузополучателя в порядке применения договорных санкций на аккредитивную форму расчетов и не выставлением им аккредитива).
2) Другой правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов.
Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.
Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они будут заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер.
УЖТ РФ в ст. 11 устанавливает, что заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней. Однако эта норма носит общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает, в какие сроки перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалки грузов.
Таким образом, при исполнении обязательств по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении применяется заявка-уведомление, предусматривающая передачу определенного количества груза в течение предстоящих суток[9].
Следует отличать заявку-уведомление от заявки, направляемой перевозчиками при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.
Во-первых, заявка способствует заключению договора перевозки грузов. В соответствии с поданной грузоотправителем заявкой перевозчик подает транспортные средства, после чего сторонами заключается договор перевозки грузов.
Ежесуточная заявка-уведомление, используемая при перевалке грузов, способствует продолжению грузоперевозочного процесса и исполнению договора перевозки, главная ее задача – ускорить этот процесс.
Во-вторых, если заявку может подавать только грузоотправитель, то при прямых смешанных перевозках заявку-уведомление могут подавать оба перевозчика в строго установленное время.
В-третьих, если действие заявки распространяется на определенный отрезок времени (это может быть декада, месяц и т.д.), то ежесуточная заявка-уведомление имеет силу в течение суток.
В-четвертых, если при неподаче заявки грузоотправителем перевозчик имеет возможность перераспределить транспортные средства между другими грузоотправителями, то при неподаче суточной заявки при перевалке груза с одного транспорта на другой возникает простой транспортных средств, который наносит немалый ущерб участникам транспортного процесса.
Правовое значение суточной заявки заключается в том, что она способствует продолжению грузоперевозочного процесса, причем главная задача такой заявки – ускорение этого процесса с тем, чтобы не допускать простоя транспортных средств.
2.2. Элементы договора перевозки груза
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер[10].
По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК РФ).
При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На железнодорожном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 28 УЖД). Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.
Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК РФ. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.
Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК РФ, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях принадлежащих грузоотправителю, или на путях общего пользования) устанавливаются специальными правилами. На железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные интервалы времени. Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. При перевозках железнодорожным транспортом перевозочные средства подаются на станции, как общего пользования, так и принадлежащие отправителям.
В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т.п. При этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза[11].
Для заключения договора применяется система единого документа. Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение.
Субъектами обязательства являются, прежде всего, перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права.
Предмет договора перевозки – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перевозочные средства в период погрузки фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки – транспортировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий – лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.
Срок в обязательстве перевозки – это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на железнодорожном транспорте. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвавшие задержку в доставке грузов.
2.3. Содержание договора перевозки груза
Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за не сохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя по погрузке.
Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены УЖТ РФ. В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.
В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емкости должны быть опломбированы.
Доставка груза – основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением сторон, а затем за плату.
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины. (ст. 52 УЖТ РФ) Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной приемкой. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибывшие без сопроводительных документов.
Заключение
По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:
Договор железнодорожной перевозки грузов занимает в системе договоров перевозки особое положение, поскольку именно данный вид транспорта обеспечивает наибольший объем грузоперевозок, многопрофильность сферы услуг и их конкурентоспособность в рамках товарного рынка.
Содержание договора железнодорожной перевозки грузов обусловлено комплексом прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Эти права и обязанности в значительной мере предопределены транспортным законодательством: Транспортным уставом железных дорог, Правилами перевозок грузов, а также соглашением сторон в договоре перевозки.
По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении – с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, – законный представитель всех других железных дорог, участвующих в таком сообщении.
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц (ст. 10 УЖТ РФ).
Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 27 УЖТ РФ).
При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.
Обязанностью грузоотправителя является точное и полное указание в накладной всех необходимых сведений о сдаваемом грузе, его особых свойствах. Железная дорога, в свою очередь, имеет право на выборочную проверку сведений, внесенных отправителем в накладную.
Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки грузов, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения. Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги. Но внутренняя эффективность работы железнодорожного транспорта пока еще не так высока, как хотелось бы. Чтобы выявить резервы роста производительности, проводится анализ деятельности железной дороги, что позволяет, к примеру выявить, перевозки какого вида преобладают на данной дороге и в связи с этим дать рекомендации по повышению эффективности организации работы и, как следствие, качества обслуживания потребителей. Если на дороге преобладает собственная погрузка и наблюдается недостаточное использование вагонного парка по мощности и во времени, то можно предположить, что в определенной мере это является недостатком в работе данной дороги.
список использованной литературы
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 26 января.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2006. – №52 (1ч.). – Ст. 5496
4. О железнодорожном транспорте: Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 169.
5. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 170.
6. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 170.
7. Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766.
Специальная литература
8. Вайпан В., Гадких С. Новый устав железнодорожного транспорта РФ – М.: Книжный мир, 2009. – 272 с.
9. Иесаев С.В. Перевозки грузов на железнодорожном транспорте – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – 140 с.
10. Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
11. Моргунова Г.А. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2005. – 252 с.
[1] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 170.
[2] О железнодорожном транспорте: Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 1.
[3] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 26 января.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2006. – №52 (1ч.). – Ст. 784.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 1.
[6] Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766.
[7] О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 38.
[8] Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте – СПб.: Питер, 2009. – С. 78.
[9] Вайпан В., Гадких С. Новый устав железнодорожного транспорта РФ – М.: Книжный мир, 2009. – С. 116.
[10] Моргунова Г.А. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2005. – С. 154.
[11] Иесаев С.В. Перевозки грузов на железнодорожном транспорте – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – С. 98.