Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:11, контрольная работа
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК).
- информацию
о сертификации товаров (работ,
Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), а информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации.
Согласно п. 3
ст. 495 ГК покупатель, которому не предоставлена
возможность незамедлительно
В ст. 12 Закона о защите прав потребителей ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) установлена в зависимости от вида правонарушения. Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:
- приобретение
товара (работы, услуги), не обладающего
необходимыми потребителю
- невозможность
использования приобретенного
- возникновение
недостатков товара (работы) после
передачи его потребителю - он
вправе предъявить продавцу (изготовителю)
требования, предусмотренные п. 1-4 ст.
18 Закона о защите прав
- причинение
вреда жизни, здоровью и
Убытки, возникшие у потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или являющиеся менее благоприятными, чем установленные им, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, исполнителем) в полном объеме. При этом не обязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным. Если договор мог быть исполнен и без включения в него недействительной части, недействительная часть сделки (договора) не влечет недействительность прочих ее частей (ст. 180 ГК).
Согласно п. 2
и п. 3 ст. 16 рассматриваемого Закона
запрещается обусловливать
3.
Права и обязанности
сторон договора
розничной купли-продажи
Согласно ст. 454 и 492 ГК основной обязанностью продавца является передача покупателю в собственность вещи (товара). Закон предъявляет единые требования к передаваемой вещи с точки зрения ее качества и комплектности, а если передаче подлежат вещи, определяемые родовыми признаками, - также количества и ассортимента. Вместе с тем, учитывая особенности договора розничной купли-продажи, ГК и Закон о защите прав потребителей устанавливают ряд дополнительных гарантий охраны прав покупателей.
Качество товара
должно соответствовать договору, а
если в установленном законом
порядке предусмотрены
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец должен руководствоваться обычно предъявляемыми требованиями.
В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Он вправе по своему выбору потребовать:
- либо замены
недоброкачественного товара
- либо соразмерного уменьшения покупной цены;
- либо незамедлительного
безвозмездного устранения
- либо возмещения
расходов на устранение
- либо расторжения
договора с возвратом
Все указанные
требования покупателя подлежат удовлетворению
лишь в том случае, если продавец
при заключении договора не оговорил,
что реализует товар с
Покупатель может предъявить лишь одно из указанных требований. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные исключения из этого правила. Так, право на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества в отношении технически сложного или дорогостоящего товара*(224) может быть реализовано в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 1 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В отношении граждан-потребителей перечень таких товаров утверждается Правительством РФ*(225).
Согласно п. 3 ст. 503 ГК вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
При продаже потребителю товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, согласно п. 4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей он может обратить свои требования только к продавцу, и только если недостатки были обнаружены в пределах срока годности. При соблюдении указанных требований продавец обязан либо произвести замену товара с недостатками на товар надлежащего качества, либо принять такой товар и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.
Требования потребителя
рассматриваются при
Договор розничной
купли-продажи за заключается в
письменной форме, и выдаваемый чек
или иной документ является подтверждением
соблюдения письменной формы. Но, ст. 493
ГК позволяет потребителю, при отсутствии
у него чека или иного аналогичного
документа, доказывать факт заключения
договора с помощью свидетельских
показаний (ст. 162 ГК; ч. 1 п. 5 ст. 18 Закона
о защите прав потребителей). В п.
5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей
устанавливается обязанность
При проведении
ими проверки качества для выявления
причин возникновения недостатков
потребителю предоставляется
Основаниями освобождения продавца (изготовителя), а также организаций, выполняющих их функции на основании договора, от обязанности удовлетворения требований потребителей являются:
- во-первых, нарушение
потребителем после передачи
ему товара правил его
- во-вторых, действия третьих лиц;
- в-третьих, непреодолимая сила.
Бремя доказывания наличия этих обстоятельств возлагается на продавца (изготовителя). Согласно п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель) обязан безвозмездно доставить товар с недостатками для ремонта, уценки, замены, а также возвратить потребителю отремонтированный или замененный товар. Данная обязанность распространяется на крупногабаритные и тяжелые товары (весом более 5 кг), доставка которых силами потребителя обычно затруднена. В случае неисполнения указанной обязанности либо при отсутствии в месте нахождения потребителя продавца, изготовителя или организаций, выполняющих их функции, потребитель может осуществить доставку и возврат товара с недостатками своими силами. При этом, однако, продавец, изготовитель или организации, выполняющие их функции, должны возместить ему расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, исходя из действующих на момент перевозки тарифов на транспортно-экспедиционное обслуживание граждан.
Согласно ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить установленные ст. 18 данного Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.
Изготовитель
вправе устанавливать на товар гарантийный
срок в течение которого в случае
обнаружения в товаре недостатка
изготовитель (продавец) обязан удовлетворить
требования потребителя, установленные
ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
Продавец может установить на товар
дополнительный гарантийный срок сверх
гарантийного срока, установленного изготовителем,
или, если гарантийный срок изготовителем
не установлен, установить гарантийный
срок сверх сроков, предусмотренных
абз. 2 п. 1 ст. 19 данного Закона. Требования,
которые потребитель вправе предъявлять
к продавцу в случае обнаружения
недостатка товара в течение установленного
продавцом гарантийного срока, порядок
и сроки удовлетворения этих требований,
а также ответственность
Если на товар
не установлен гарантийный срок или
срок годности, то возможность предъявления
требований, связанных с недостатками
товара, устанавливается законом (законная
гарантия) (п. 2 ст. 477 ГК). Гарантийный
срок товара, а также срок его
службы исчисляются со дня продажи
товара потребителю. Если день продажи
товара установить невозможно, эти
сроки исчисляются со дня изготовления
товара. Для сезонных товаров (обуви,
одежды и т.д.) эти сроки исчисляются
с момента наступления