Договор поставки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность договора поставки, а также раскрыть и дать понятие следующим терминам как:
- понятие договора;
- сфера применения договора поставки;
- заключение и расторжение договора поставки;
- поставка товаров для государственных нужд;
- предмет договора поставки;
- содержание и формы договора поставки;
- проблемы договора поставки.

Содержание

Введение………………………………………………..……………………….….3
1 Понятие, форма и содержание договора поставки……………………………5
1.1 Понятие и сфера применения договоров поставки………………..….……...5
1.2 Заключение и расторжение договоров поставки….…...…..…………..…….8
1.3 Поставка товаров для государственных нужд…………………………..…..10
1.4 Предмет договора поставки……………………………………………..……17
1.5 Содержание договора поставки…………………………………………..….18
1.6 Формы договоров поставки……………………………………………..…...23
2 Проблемы договоров поставки………………………………………………...24
2.1 Проверка количества и качества товара………………………….…………24
2.2 Последствия надлежащего исполнения договоров поставки…………..….26
Заключение………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Договор поставки.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Одним из последствий  неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора поставки при определенных условиях может служить реализация соответственно поставщиком или  покупателем права на односторонний  отказ от исполнения договора поставки. В соответствии с общими положениями о гражданско-правовом договоре (п. 3 ст. 450 ГК) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

 

1.3 Поставка товаров для государственных нужд

Отношения по поставке товаров  для государственных нужд  помимо ГК РФ регулируются целым рядом федеральных  законов и иных нормативных актов. Базовым является Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», где установлены общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения и исполнения государственных заказов на поставку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд  и основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ.

Процесс формирования и  размещения государственных заказов  на поставку товаров для государственных нужд  проходит ряд стадий. ГК РФ регулирует в основном заключительную стадию этого процесса – договорные отношения по поставке товаров для государственных нужд.

Общее понятие государственных нужд  закреплено в ГК РФ. Ими признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 525).

Федеральные государственные  нужды – это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой  для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и  для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.2

Поставки продукции для федеральных  государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета  и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Потребности субъектов РФ в товарах, необходимых для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки товаров для региональных государственных нужд  обеспечиваются за счет средств субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей (п. 3 ст. 1 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»). Потребности органов местного самоуправления в товарах, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд, определяются органами местного самоуправления и нуждаются в специальном регулировании.

Постановлением Правительства  РФ от 2 июня 2001 г. № 436 «О создании и  введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» утвержден перечень групп однородной продукции и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.

Товары для государственных нужд  поставляются на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных нужд  (п. 1 ст. 525 ГК).

Государственный контракт заключает с поставщиком государственный заказчик.

Государственные заказчики, ответственные  за обеспечение федеральных государственных нужд, утверждаются Правительством РФ.

Государственным заказчиком могут  быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»). Государственный заказчик вправе передавать на договорной основе выполнение части своих функций, в том числе по заключению государственных контрактов.

Государственный Контракт заключается  на основе заказа государственного заказчика  на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (п. 1 ст. 527 ГК). Порядок разработки государственных заказов определен в правовых актах. Примерная форма государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд утверждена постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594. Однако эта примерная форма действует в отношении не только поставки товаров, но и выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд. Не допускается при выполнении государственного контракта приобретение товаров иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных товаров в России невозможно или экономически нецелесообразно (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»).

Заказы на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд размещаются путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Данный способ в качестве одного из принципов размещения государственных заказов целесообразно закрепить в ГК РФ.

Отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса в процессе проведения конкурса на размещение государственных заказов, регулируются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

В Федеральном законе предусмотрен конкурсный порядок размещения государственных заказов. Состав продукции для государственных нужд, закупаемой без проведения торгов (конкурсов), должен определяться законом.

В Законе предусмотрена возможность  проведения двух видов конкурсов  – открытых и закрытых. Наиболее предпочтителен открытый конкурс. Вид  проводимого конкурса выбирается организатором  конкурса. Закрытый конкурс проводится, если предметом государственного контракта является поставка товаров для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну, а также, если технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков.

Как открытые, так и закрытые конкурсы могут быть двухэтапными. Они проводятся, если организатору конкурса необходимо провести переговоры с поставщиками в целях определения их возможностей по обеспечению государственных нужд. В два этапа проводятся конкурсы при заключении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. К проведению двухэтапных конкурсов применяются правила по проведению открытых и закрытых конкурсов с особенностями, предусмотренными ст. 23 Федерального закона от 6 мая 1999 г. о конкурсах. Организатором конкурса может быть государственный заказчик, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на договорных условиях передает часть своих функций по проведению конкурса. Организатор конкурса для принятия решения о победителе конкурса создает конкурсную комиссию.

Процесс проведения открытого конкурса состоит из нескольких этапов. Организатор  вправе проводить предварительный  отбор участников в целях выявления  поставщиков, соответствующих требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса, установленным организатором конкурса. Извещение о предварительном отборе публикуется в средствах массовой информации и должно содержать ряд сведений, установленных Законом. Документация о предварительном отборе предоставляется каждому желающему поставщику. Организатор определяет соответствие поставщиков требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, и принимает решение о результате отбора. Право на участие в конкурсе имеют только поставщики, прошедшие предварительный отбор.

Извещение о предварительном отборе можно рассматривать в качестве односторонней сделки. В соответствии, с которой у организатора конкурса возникает:

 во-первых, обязанность предоставить  документацию о предварительном  отборе любому поставщику, который запросит такую документацию и внесет за нее соответствующую плату, если такая плата установлена;

 во-вторых, обязанность допустить  к участию в отборе поставщиков,  которые соответствуют требованиям,  установленным в документации.

На втором этапе проведения конкурса в средствах массовой информации публикуется извещение об открытом конкурсе, содержащее установленные в Законе сведения. Данное извещение представляет собой оферту, из которой возникает обязанность заключить договор на проведение торгов с любым отозвавшимся поставщиком, прошедшим предварительный отбор. Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 21 указанного Закона).

Особенностью проведения закрытого конкурса является то, что извещение о  проведении конкурса в средствах массовой информации не публикуется

 

(п. 2 ст. 22 Закона).

При проведении же двухэтапного конкурса поставщики подают заявки на участие  в конкурсе без указания цены поставляемых товаров. При этом на первом этапе организатор вправе вести переговоры с участниками конкурса. По их результатам организатор имеет право внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают заявки повторно и указывают цену поставляемых товаров.

Если сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд  с требованием о понуждении заключить  государственный контракт (п. 5 ст. 528 ГК). Порядок и сроки заключения государственного контракта вне торгов определены в ст. 528 ГК.

В ГК РФ предусмотрены два варианта структуры договорных связей при  обеспечении товарами государственными нуждами.

 По первому варианту между  государственным заказчиком и поставщиком заключается государственный контракт, в соответствии с которым поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

 По второму варианту  поставка осуществляется определенному  государственным заказчиком покупателю  по договору поставки, для государственных нужд (ст. 529 ГК). Государственный контракт в этом случае носит организационный характер. Государственный заказчик в течение 30 дней со дня подписания государственного контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. Данное извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд.

Порядок и сроки направления  проекта договора поставки, рассмотрения и возврата его установлены законом (п. 2–4 ст. 529 ГК). Если поставщик уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием  о понуждении поставщика заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора (п. 5 ст. 529 ГК).

Покупатель вправе полностью или  частично отказаться от товаров, указанных  в извещении о прикреплении и  от заключения договора поставки. Поставщик  уведомляет об этом государственного заказчика и требует от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Государственный заказчик в 30-дневный  срок со дня получения уведомления  поставщика должен либо прикрепить его  к другому покупателю, либо направить  поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров и сообщить о своем согласии, принять и оплатить товары. Тогда государственный контракт приобретает товарный характер. В противном случае поставщик вправе потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары либо реализовать их по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации на государственного заказчика (ст. 530 ГК).

Если в соответствии с государственным контрактом товары поставляются непосредственно государственному заказчику или по его указанию другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами о договоре поставки (ст. 531 ГК). В государственном контракте определяются права и обязанности сторон, устанавливаются этапы производства товаров, содержатся финансовые, организационно-технические и другие условия его исполнения. Государственные заказчики должны обеспечиваться финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующим бюджетом, и ответственны за обеспечение государственных нужд. Они заключают государственные контракты от собственного имени, хотя действуют в интересах государства. Государственные заказчики контролируют ход исполнения государственного контракта, оказывают консультационную и иную помощь поставщику без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделенных из федерального бюджета (п.2 ст. 3 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»). Статус государственного заказчика влечет для организации определенные правовые последствия.

 

1.4 Предмет договора поставки

Существенными являются условия о  предмете договора, условия, которые  названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 3

Прежде всего, согласованию подлежат условия о товаре, т.е. о его наименовании, количестве и качестве, что в совокупности и составляет предмет договора поставки или объект сделки. Оговаривая предмет договора, следует указать точно название продукции (товара), не допускающее подмены, а также номера стандартов, технических условий, артикулов и других необходимых документов, на соответствие которым предстоит проверять поступившую продукцию (товары). В тех случаях, когда речь идет об изделиях одного наименования, но с различными признаками, стороны обязаны предусмотреть это в тексте договора.

Информация о работе Договор поставки