Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является всестороннее изучение существующей литературы о договорах поставки как теоретической, так и практической, т.е. реальных дел, возникающих в связи с проблемой применения нового гражданского законодательства, из практики работы арбитражных судов РФ.
В процессе выполнения данной курсовой работы решалось несколько задач:
– исследование понятия и признаков договора поставки;
– исследование современного правового регулирования договора поставки;
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика и правовое регулирование договора поставки……………………………………………………………………………7
1.1 Понятие договора поставки и его отличительные признаки………..7
1.2. Источники правового регулирования отношений поставки………11
Глава II. Содержание и исполнение договора поставки……………….18
2.1 Предмет, форма и порядок заключения договора поставки……….18
2.2 Существенные условия договора поставки…………………………22
Глава III. Исполнение договора поставки………………………………30
3.1. Обязанности поставщика…………………………………………….33
3.2. Обязанности покупателя …………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников и литературы……………………45
В настоящее время на правовое регулирование отношений поставки направлены десятки нормативных актов (как гражданско-правовых, так и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права).
Основным и главным источником правового регулирования договора поставки служат нормы главы 30 второй части ГК РФ. Договор поставки как вид договора купли-продажи подчиняется общим положениям о купле-продаже, включенным в параграф 1 гл.30 ГК РФ. Вместе с тем, договор поставки регулируется нормами параграфа 3 той же главы. Поэтому при применении норм ГК РФ, необходимо, прежде всего, учитывать установленное Кодексом соотношение упомянутых норм.
Наряду с ГК РФ значительную роль в регулировании отношений по договору поставки играют специальные законы, а также подзаконные нормативные акты, такие как Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д. К примеру, такие условия договора, как качество и комплектность, а также порядок приемки продукции (товаров) по количеству и качеству, устанавливается «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» от 15.06.1965 № П-6, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР (далее Инструкция № П-6) и «Инструкцией о порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» от 25.04.1966 № П-7, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР (далее Инструкция N П-7), если это предусмотрено договором поставки[6].
Также при поставке товаров оптовому покупателю для последующей продажи данного товара в розницу, следует учитывать Закон РФ «О защите прав потребителей»[7].
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этом виде поставки, применяются правила о договоре поставки, а при их отсутствии основные положения о купле-продаже. Однако ГК РФ регулирует заключительные этапы процесса удовлетворения государственных нужд – заключение и исполнение государственных контрактов. Помимо ГК РФ эти отношения регулируются специальными законами, такими как: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[8]; «О государственном материальном резерве»[9]; «О государственном оборонном заказе[10]», которые могут применяться в части не противоречащей ГК РФ (п.2 ст. 525 ГК РФ) В данных законах устанавливаются общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения заказов на поставку для государственных нужд.
Важным шагом в регулировании отношений в сфере поставок товаров стало принятие 28.12.2009г. Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»[11].
Поставка (оптовая торговля) отдельными видами товаров регламентируется специальными законодательными актами. Здесь можно упомянуть ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"[12]; ФЗ от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"[13] и другие. Как правило, в них регламентировано соответствие поставляемых товаров санитарным, техническим и иным нормам, ограничение оборота указанных в законе товаров, лицензирование торговли данными товарами, и т.д.
Отдельно следует рассмотреть действие Положений «О поставках продукции производственно-технического назначения» и «О поставках товаров народного потребления» от 25.07.1988 N 888[14]. В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» (п. 4) к отношениям по поставке товаров применяются в части не противоречащей императивным нормам ГК РФ, если в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт этих Положений, либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять. В указанных случаях правила Положений о поставках следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства.
Указанные Положения были приняты еще в 1988 году в условиях совершенно другого социально-экономического и политического строя и фактически уже перестали действовать. В современной практике практически не осталось случаев применения сторонами пунктов данных Положений, однако они продолжают действовать, что представляется излишним.
Возможны ситуации, когда сторона договора будет ошибочно считать возможным применение Положений или же в спорной ситуации будет пытаться применить нормы этих положений.
Так по одному из дел рассмотренных Федеральным арбитражным судом Московского округа, ОАО подало кассационную жалобу на решение Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда ранее удовлетворивших иск ЗАО к ОАО о взыскании основного долга по договору от и дополнительного соглашения к нему и процентов за пользование чужими денежными средствами за период. В удовлетворении встречного иска ОАО к ЗАО о взыскании неустойки отказано, как необоснованного.
«Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований ОАО к ЗАО суд исходил из того, что ссылки на применение к договорным отношениям сторон Положения о поставке продукции ПТН N 888, утвержденного Постановлением СМ СССР от 25 июля 1988 г., не имеется, а потому отсутствуют основания для применения п. 57 указанного Постановления, на который ссылается ОАО[15].
Как видим, основным аргументом ОАО было «непротиворечие» п. 57 Положения ГК РФ, при этом остался без внимания тот факт, что стороны при заключении договора и не ссылались на Положение. Если буквально толковать п.4 постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, то сторонам необходимо указать на применение конкретного пункта Положения, который в результате становится частью договора.
В судебной практике имеется ряд похожих дел по применению Положений свидетельствующих об ошибочном толковании одной из сторон договора поставки, ссылающейся на применение одного из Положений о которых идет речь в п.4 постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18[16].
Аналогичная ситуация и с применением Инструкции № П-6 и Инструкции N П-7. Однако в некоторых судебных актах выражается мнение, что Инструкции, в части не противоречащей ГК РФ, подлежат обязательному применению. Так в «Обзоре практики рассмотрения Федеральными арбитражными судами споров, вытекающих из договоров поставки (за апрель 2004 – январь 2005г.)»[17], подготовленном группой авторов ЗАО «ЮРИНФОРМ В», комментируется Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2004 N А29-6274/2003-1э: «Вывод о том, что Инструкция продолжает действовать, основан на следующем. Согласно статье 4 Закона РСФСР N 263-I от 24 октября 1990 года "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"[18] акты органов СССР, изданные до принятия указанного Закона, действуют на территории России, если они не приостановлены высшим законодательными или исполнительным органом Российской Федерации. Инструкция N П-7 утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР, то есть специальным государственным органом управления Союза ССР. До настоящего времени ее действие в установленном порядке не приостановлено. Следовательно, применение данной Инструкции к возникшим правоотношениям является обязательным».
В этом же обзоре практики указывается на одно лишь ограничение действия Инструкции № П-7 – «непротиворечие» ГК РФ: «Отношения сторон, касающиеся качества товара, при поставке регулируются, прежде всего, статьями 518 и 475 ГК РФ. Стоит, однако, отметить, что следует признать действующей и в настоящее время в части, не противоречащей законодательству РФ Инструкцию № П-7. Поэтому независимо от того, согласовали стороны ее применение договором или нет, для оценки правильности действий покупателя при приемке товара следует основываться на ее положениях»[19].
Однако судебная практика все больше склоняется к тому, что такие документы подлежат применению только тогда, когда сами участники договора принимают на себя обязательство соблюдать их положения и в этом случае Инструкции № П-6 и № П-7, равно как и Положения от 25.07.1988 N 888 будут применяться не как нормативные акты, а как согласованные сторонами договора поставки условия.
Проверка количества и качества товара - одна из важнейших стадий в процессе исполнения договора поставки, поэтому уже на стадии заключения договора сторонам необходимо позаботиться об урегулировании порядка приемки продукции, в целях минимизации рисков, связанных с ненадлежащей поставкой. В данном случае применение вышеозначенных Инструкций обусловлено, прежде всего, тем, что в них подробно регламентированы действия поставщика и покупателя по вопросам процедуры приемки товара, что создает определенные гарантии договорных отношений и избавляет стороны от необходимости каждый раз детально прописывать процедуру приемки при заключении договора.
Однако недостатком Инструкций является наличие ряда положений, неукоснительно соблюдать которые сторонам часто бывает сложно, например короткие сроки приемки товаров, двухэтапность приемки на стадии входного контроля (до вызова представителя поставщика и после), необходимость обращения в бюро товарных экспертиз и ряд иных. Сложившаяся за годы действия данных Инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу в удовлетворении исковых требований по поводу ненадлежащей поставки или отклонения доводов ответчика против иска»[20].
На основании вышеизложенного предлагается признать утратившими силу положения «О поставках продукции производственно-технического назначения» и «О поставках товаров народного потребления» от 25.07.1988 N 888. При этом предлагается исключить п. 4 постановления Пленума ВАС от 22.10.07 № 18. Поскольку Положения № 888 содержат разделы, касающиеся имущественных отношений, а именно порядок заключения, изменения и расторжения договора, количество и качество товара и т.п., что в полной мере урегулировано как специальными нормами о договоре поставки, так и общими нормами о купле-продаже, договорах и обязательствах.
Также предлагается признать утратившими силу, в части противоречащей ГК РФ, Инструкцию N П-6 и Инструкцию N П-7, путем исключения противоречащих норм. В полном признании утратившими силу названных Инструкций нет необходимости, так как данные инструкции широко используются в практике хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о соответствии норм Инструкций общественным отношениям. Заменить такие инструкции в настоящий момент не представляется возможным без внесения изменения в ГК РФ в силу п.п. 4 и 7 ст. 3 ГК РФ.
ГЛАВА 2. Содержание и исполнение договора поставки
2.1. Предмет, форма и порядок заключения договора поставки
Предметом договора поставки являются товары, производимые или закупаемые поставщиком и приобретаемые покупателем для использования в предпринимательской деятельности и в иных целях, не связанных с личным, семейным и другим подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Товаром по договору поставки могут быть любые вещи, за исключением:
валюты (российские рубли) и валютных ценностей (иностранная валюта и т.д.) (ст. ст. 140, 141 ГК РФ);
ценных бумаг (акции, облигации, векселя) (п. 2 ст. 454 ГК РФ);
недвижимого имущества (земля, здания, сооружения и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ);
вещей, изъятых из оборота (п. п. 1, 2 ст. 129 ГК РФ).
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 454 ГК РФ к нему применяются общие нормы закона о договорах купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ), если иное не установлено правилами о договорах поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). Поскольку в отношении предмета договора поставки специальными правилами не установлено иное, при согласовании данного условия сторонам договора следует руководствоваться общими положениями о договорах купли-продажи (ст. ст. 455, 465 ГК РФ).
В соответствии с указанными статьями условия договора поставки о предмете (товаре) считаются согласованными, если позволяют определить наименование и количество товара.
Если условия о наименовании и количестве товара не согласованы, то в таком случае предмет договора (товар) не определен, а договор считается незаключенным, т.е. не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей (ст. ст. 432, 455, 465, 506 ГК РФ). Соответственно, поставщик не сможет потребовать от покупателя выполнения договорных обязательств или применить ответственность, установленную договором за их неисполнение. Покупатель также не вправе будет требовать от поставщика выполнения условий подписанного договора, например допоставки товара, уплаты неустойки за просрочку поставки.
Порядок заключения договора поставки отличается от общих норм о купле-продаже. В свою очередь, как и для любого договора для заключения договора поставки необходимо направление оферты и получения акцепта (п.3 ст. 432 ГК РФ), содержащих все существенные условия договора (п.1 ст. 432 ГК РФ) и совершенных в надлежащей форме (ст.ст. 158-161, 432 ГК РФ).
Рассмотрим процедуру заключения договора поставки. Он часто заключается на длительный срок. Поэтому в ГК РФ предусмотрены специальные нормы, позволяющие устранить, урегулировать разногласия сторон при заключении договора, согласовать несовпадающие интересы. Урегулированию разногласий посвящена статья 507 ГК РФ. Если при заключении договора возникают разногласия между сторонами по каким-либо условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от второй стороны предложение о согласовании этих условий, в соответствии с указанной статьей должна в течение тридцати дней со дня получения предложения принять меры о согласовании условий, либо уведомить другую сторону письменно об отказе от заключения договора. Срок может быть иным, например установленным законом или по согласованию сторон. В случае невыполнения данных требований сторона, не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в установленный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Процесс заключения договора состоит из следующих действий:
1) предложение оферента заключить договор (оферту), который должен содержать существенные условия договора;
2) принятие оферентом предложения (акцепта) от акцептанта;
3) доведение акцепта до сведения оферента.
При заключении договора сторонам необходимо не только согласовать все существенные условия, но и сделать это в надлежащей форме (п. 1 с. 432 ГК РФ). В цивилистике и судебной практике исходят из того, что договор поставки должен быть заключен в письменной форме. Основанием для такого вывода следует правило установленное статьей 161 ГК РФ, в силу которого сделки между юридическими лицами могут быть совершены только в письменной форме.