Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:43, реферат
Договору коммерческой концес¬сии посвящена глава 54 ГК РФ. Он относится к группе договорных институтов, впер¬вые легализованных и кодифицированных Гражданским кодексом, появление кото¬рых было обусловлено потребностями правового обслуживания новых экономичес¬ких отношений.
ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Общая характеристик договора
Договор имеет много общего с лицензионными договорами (договором на предоставление права пользования в определенном объеме каким-либо объектом интеллектуальной собственности), поскольку в соответствии с Договором пользователю предоставляется комплекс прав. При этом передача объектов исключительных прав регулируется соответствующим законодательством, которое стороны должны учитывать при заключении Договора. По каждому из передаваемых прав стороны должны договориться об условиях, присущих лицензионным договорам. В частности, стороны должны определить, нужно ли и каким образом регистрировать переход каждого из передаваемых объектов, кто несет затраты по регистрации, каким образом будут использоваться пользователем переданные права, каковы права сторон по передаче прав третьим лицам. Договор, таким образом, тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности.
Договор и защита прав потребителя. Пользователь выступает в обороте под чужим именем, что может существенно нарушить интересы потребителей, полагающихся на фирменное наименование правообладателя. Для защиты интересов потребителей законодательство предусматривает определенные меры для обеспечения их прав. В частности, обязательна регистрация Договора (ст. 1028 ГК РФ). Кроме того, пользователь должен информировать заказчиков об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу Договора (ст. 1032 ГК РФ). Требования об информировании потребителя содержатся и в законодательстве, регулирующем использование объектов интеллектуальной собственности (например, ст. 9 Закона от 23 сентября 1992 г. №.3520-1 «О торговых знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения то- варов»). Если акционерное общество является правообладателем или пользователем по Договору, то в проспекте эмиссии акций общества должно быть об этом специально указано (постановление ФКРЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. № 19 «Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии»).
Наконец, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о качестве продукции (ст. 1034 ГК РФ). Это означает, что если пользователь отказался удовлетворить требование потребителя или же последний не получил от него (пользователя) ответ на предъявленное требование, то это требование может быть предъявлено к правообладателю (ст. 399 ГК РФ). По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем (ст. 1034 ГК РФ). Это значит, что потребитель вправе предъявить требование как к обеим сторонам по Договору, так и к любому из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга (ст. 323 ГК РФ).
Под требованиями, которые потребитель вправе предъявить при продаже ему товаров ненадлежащего качества, понимаются следующие требования (ст. 475, 503ГКРФ):
соразмерно уменьшить покупную цену;
безвозмездно устранить недостатки товара;
возместить расходы потребителя на устранение недостатков товара;
вернуть уплаченную за товар сумму (отказавшись от исполнения договора купли-продажи);
заменить товар.
При производстве работ ненадлежащего качества имеются в виду требования, предъявляемые в соответствии со ст. 723, 737 ГК РФ; при оказании услуг ненадлежащего качества — требования в соответствии со ст. 783 ГКРФ.
Возможно предъявление и других требований (например, ст. 7, 12— 5,18, 23, 28, 29, 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Что касается предписаний антимонопольного и других органов власти об устранении пользователем нарушений законодательства о защите прав потребителей (гл. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»), то ответственность за неисполнение данных предписаний несет сам пользователь, поскольку норма ст. 1034 ГК РФ не распространяется на административные правоотношения.
Договор и антимонопольное законодательство. Договором могут быть предусмотрены определенные ограничения сторон в целях предотвращения конкуренции между ними.
Во избежание конкуренции между сторонами Договор содержит ограничения пользователя, обязывая его (п. 1 ст. 1033 ГК РФ):
не конкурировать с правообладателем;
не получать аналогичные права у конкурентов правообладателя;
согласовывать с правообладателем месторасположение коммерческих помещений (используемых при использовании комплекса прав), их оформление
Закон запрещает включать в Договор условия, в силу которых (п. 2 ст. 1033 ГК РФ):
правообладатель вправе определять цену продукции пользователя либо устанавливать пределы этих цен;
пользователь вправе продавать товары (оказывать услуги) исключительно определенной категории заказчиков либо заказчикам, имеющим местожительство на определенной в Договоре территории.
Эти условия считаются ничтожными.
Стороны должны учитывать, что и другие условия Договора могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа(Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, далее — ГКАП РФ) или иного заинтересованного лица, если эти условия противоречат антимонопольному законодательству (ст. 1033 ГК РФ).
Нужно иметь в виду, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции (п. 2 ст. 2). Согласно ст. 6 Закона о конкуренции запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурентов, могущих в совокупности иметь долю на рынке определенного товара (работы, услуги) более 35%, если такие соглашения могут ограничить конкуренцию. То же касается и соглашений не- конкурентов (например, производителя и поставщика). Таким образом, Договор может быть при определенных условиях отнесен к соглашениям такого рода. Поэтому сторонам нужно обратить особое внимание на соответствие условий Договора Закону о конкуренции.
Гарантии пользователя по договору. Предпринимательская деятельность пользователя может претерпеть значительный ущерб в случае прекращения Договора по каким-либо причинам. В целях защиты прав пользователя Гражданский кодекс РФ устанавливает для него определенные гарантии. В частности, переход права от правообладателя к другому лицу не является основанием для расторжения Договора (изменяется лишь сторона Договора); в случае смерти правообладателя его права переходят при определенных условиях к наследнику (ст. 1038 ГК РФ). При изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя Договор действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения, а при прекращении исключительного права (кроме двух упомянутых) Договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ст. 1039, 1040 ГК РФ). Наконец, пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока Договора право на заключение Договора на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК РФ).
Гарантии правообладателя по договору. Пользователь ведет предпринимательскую деятельность под именем правообладателя, что может нанести существенный ущерб деловой репутации последнего. Этим обстоятельством объясняется наличие в ст. 1032 ГК РФ императивных норм, обязывающих пользователя обеспечивать соответствие качества продукции пользователя и правообладателя, а также соблюдать инструкции праволадателя, обеспечивающие соответствие.
Фирменное наименование
Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ, коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, имеет исключительное право его использования. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В настоящее время законодательство не требует регистрации передачи другому лицу права пользования своим фирменным наименованием. Достаточно предусмотреть соответствующее условие в Договоре.
Фирменное наименование должно удовлетворять определенным правилам: оно включает указание на организационно-правовую форму коммерческой организации, может иметь особенности у организаций некоторых организационно-правовых форм (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107 ГК РФ). Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица. Фирменное наименование указывается в учредительных документах юридического лица. Акционерное общество может иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках, языках народов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Существуют и некоторые ограничения. Например, наименование организации не может включать слово «банк» (ст. 7 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), если у нее нет лицензии ЦБ РФ. Если у правообладателя лицензия есть, то такое
наименование не может передаваться пользователю, не имеющему лицензии.
Нужно иметь в виду, что до сведения потребителя должно быть доведено фирменное наименование изготовителя, а индивидуальный предприниматель должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация помещается на вывеске (ст. 9 Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ). Поэтому наряду с фирменным наименованием правообладателя пользователь должен указывать на вывеске и свое наименование. Согласно ст. 1032 ГК РФ пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование (и другие средства индивидуализации) правообладателя в силу Договора.
В международной практике часто заключают специальные соглашения о том, что все вывески, реклама и аналогичные материалы с использованием торговых марок правообладателя должны нести на себе пометку (ТМ).
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение — это применяемые предпринимателем широко известные символы, эмблемы, незарегистрированное наименование, систематически применяемые предпринимателем в рыночных отношениях. Поскольку Гражданский кодекс РФ (ст. 54) не говорит о необходимости регистрации коммерческого обозначения, оно (в отличие от фирменных наименований) может применяться юридическим лицом без регистрации, служа дополнительным средством индивидуализации. Охрана коммерческого обозначения не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России
на основании ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах — участницах Конвенции без обязательной регистрации. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ нормы международных договоров имеют приоритет перед законом. Упомянутая Конвенция ратифицирована СССР 19 сентября 1968 г. (также упомянем письмо ВАС РФ от 16 августа 1995 г. № ОМ-230 «О перечне международных договоров, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России»).
Правообладатель должен передать пользователю охраняемую коммерческую информацию. Охраняемая коммерческая информация не является объектом исключительных прав. Представляется, что это понятие нужно трактовать применительно к ст. 139 ГК РФ (об информации, составляющей служебную тайну). Иначе говоря, «охраняемость» означает, что к информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее охране. Данная информация имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Упомянутая информация важна для усиления конкурентоспособности товаров, работ, услуг, реализуемых под фирменным наименованием, знаком обслуживания и т.п. правообладателя. В Договоре необходимо подробно описать все элементы передаваемой информации.
Пользователь обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную информацию (ст. 1032 ГК РФ).
Определенные трудности могут возникнуть при рассмотрении следующих частных вопросов, связанных с применением ст. 1027: является ли объектом, передаваемым по договору
коммерческой концессии, дело
вая репутация правообладате
ля и нет ли противоречия межд;
ст. 150 ГК РФ и ст. 1027 ГК РФ:
Противоречия нет. Статья 102"
ГК РФ учла правила ст. 150 П
РФ о том, что «деловая репута
ция» относится к правам, не под
лежащим передаче.