Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Договору коммерческой концес¬сии посвящена глава 54 ГК РФ. Он относится к группе договорных институтов, впер¬вые легализованных и кодифицированных Гражданским кодексом, появление кото¬рых было обусловлено потребностями правового обслуживания новых экономичес¬ких отношений.

Работа содержит 1 файл

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИ1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

Общая характеристик договора

Договор имеет много общего с лицензионными договорами (до­говором на предоставление права пользования в определенном объ­еме каким-либо объектом интел­лектуальной собственности), по­скольку в соответствии с Дого­вором пользователю предостав­ляется комплекс прав. При этом передача объектов исключитель­ных прав регулируется соответ­ствующим законодательством, которое стороны должны учи­тывать при заключении Догово­ра. По каждому из передавае­мых прав стороны должны дого­вориться об условиях, присущих лицензионным договорам. В част­ности, стороны должны опреде­лить, нужно ли и каким образом регистрировать переход каждо­го из передаваемых объектов, кто несет затраты по регистрации, каким образом будут использо­ваться пользователем передан­ные права, каковы права сторон по передаче прав третьим лицам. Договор, таким образом, тесно связан с правовым регулирова­нием в области интеллектуаль­ной собственности.

Договор и защита прав потре­бителя. Пользователь выступа­ет в обороте под чужим именем, что может существенно нару­шить интересы потребителей, полагающихся на фирменное наименование правообладателя. Для защиты интересов потреби­телей законодательство преду­сматривает определенные меры для обеспечения их прав. В част­ности, обязательна регистрация Договора (ст. 1028 ГК РФ). Кро­ме того, пользователь должен информировать заказчиков об использовании средств индиви­дуализации правообладателя в силу Договора (ст. 1032 ГК РФ). Требования об информировании потребителя содержатся и в за­конодательстве, регулирующем использование объектов интел­лектуальной собственности (на­пример, ст. 9 Закона от 23 сентяб­ря 1992 г. №.3520-1 «О торговых знаках обслуживания и наимено­ваниях мест происхождения то- варов»). Если акционерное обще­ство является правообладателем или пользователем по Договору, то в проспекте эмиссии акций об­щества должно быть об этом спе­циально указано (постановление ФКРЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. № 19 «Об утверждении стандар­тов эмиссии акций при учрежде­нии акционерных обществ, до­полнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии»).

Наконец, правообладатель не­сет субсидиарную ответствен­ность по предъявляемым к поль­зователю требованиям о качест­ве продукции (ст. 1034 ГК РФ). Это означает, что если пользо­ватель отказался удовлетворить требование потребителя или же последний не получил от него (пользователя) ответ на предъ­явленное требование, то это тре­бование может быть предъяв­лено к правообладателю (ст. 399 ГК РФ). По требованиям, предъ­являемым к пользователю как из­готовителю продукции правооб­ладателя, последний отвечает со­лидарно с пользователем (ст. 1034 ГК РФ). Это значит, что потреби­тель вправе предъявить требова­ние как к обеим сторонам по До­говору, так и к любому из них в отдельности, причем как полно­стью, так и в части долга (ст. 323 ГК РФ).

Под требованиями, которые потребитель вправе предъявить при продаже ему товаров ненад­лежащего качества, понимаются следующие требования (ст. 475, 503ГКРФ):

соразмерно уменьшить покуп­ную цену;

безвозмездно устранить недос­татки товара;

возместить расходы потреби­теля на устранение недостатков товара;

вернуть уплаченную за товар сумму (отказавшись от исполне­ния договора купли-продажи);

заменить товар.

При производстве работ не­надлежащего качества имеют­ся в виду требования, предъяв­ляемые в соответствии со ст. 723, 737 ГК РФ; при оказании услуг ненадлежащего качества — тре­бования в соответствии со ст. 783 ГКРФ.

Возможно предъявление и дру­гих требований (например, ст. 7, 12— 5,18, 23, 28, 29, 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Что касается предписаний ан­тимонопольного и других органов власти об устранении пользова­телем нарушений законодатель­ства о защите прав потребите­лей (гл. 4 Закона РФ «О защи­те прав потребителей»), то от­ветственность за неисполнение данных предписаний несет сам пользователь, поскольку норма ст. 1034 ГК РФ не распростра­няется на административные правоотношения.

Договор и антимонопольное законодательство. Договором могут быть предусмотрены оп­ределенные ограничения сторон в целях предотвращения конку­ренции между ними.

Во избежание конкуренции ме­жду сторонами Договор содержит ограничения пользователя, обя­зывая его (п. 1 ст. 1033 ГК РФ):

не конкурировать с правообла­дателем;

не получать аналогичные пра­ва у конкурентов правооблада­теля;

согласовывать с правооблада­телем месторасположение ком­мерческих помещений (исполь­зуемых при использовании ком­плекса прав), их оформление


Закон запрещает включать в Договор условия, в силу которых (п. 2 ст. 1033 ГК РФ):

правообладатель вправе опре­делять цену продукции пользова­теля либо устанавливать преде­лы этих цен;

пользователь вправе прода­вать товары (оказывать услуги) исключительно определенной ка­тегории заказчиков либо заказ­чикам, имеющим местожитель­ство на определенной в Договоре территории.

Эти условия считаются ни­чтожными.

Стороны должны учитывать, что и другие условия Договора могут быть признаны недейст­вительными по требованию анти­монопольного органа(Государст­венного комитета РФ по антимо­нопольной политике и поддержке новых экономических структур, далее — ГКАП РФ) или ино­го заинтересованного лица, если эти условия противоречат анти­монопольному законодательству (ст. 1033 ГК РФ).

Нужно иметь в виду, что не­действительность части сдел­ки не влечет недействительно­сти прочих ее частей, если мож­но предположить, что сделка была бы совершена и без вклю­чения недействительной ее час­ти (ст. 180 ГК РФ).

Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и огра­ничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) не распространяется на отноше­ния, связанные с объектами ис­ключительных прав, за исклю­чением случаев, когда соглаше­ния, связанные с их использова­нием, направлены на ограничение конкуренции (п. 2 ст. 2). Согласно ст. 6 Закона о конкуренции запре­щаются и признаются недейст­вительными соглашения конку­рентов, могущих в совокупности иметь долю на рынке определен­ного товара (работы, услуги) бо­лее 35%, если такие соглашения могут ограничить конкуренцию. То же касается и соглашений не- конкурентов (например, произво­дителя и поставщика). Таким об­разом, Договор может быть при определенных условиях отнесен к соглашениям такого рода. По­этому сторонам нужно обратить особое внимание на соответст­вие условий Договора Закону о конкуренции.

Гарантии пользователя по договору. Предпринимательская деятельность пользователя мо­жет претерпеть значительный ущерб в случае прекращения До­говора по каким-либо причинам. В целях защиты прав пользовате­ля Гражданский кодекс РФ уста­навливает для него определен­ные гарантии. В частности, пере­ход права от правообладателя к другому лицу не является осно­ванием для расторжения Догово­ра (изменяется лишь сторона До­говора); в случае смерти правооб­ладателя его права переходят при определенных условиях к наслед­нику (ст. 1038 ГК РФ). При изме­нении фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя Договор дейст­вует в отношении нового фирмен­ного наименования или коммерче­ского обозначения, а при прекра­щении исключительного права (кроме двух упомянутых) Дого­вор продолжает действовать, за исключением положений, относя­щихся к прекратившемуся праву (ст. 1039, 1040 ГК РФ). Наконец, пользователь, надлежащим обра­зом исполнявший свои обязанно­сти, имеет по истечении срока До­говора право на заключение Дого­вора на новый срок на тех же ус­ловиях (п. 1 ст. 1035 ГК РФ).

Гарантии правообладателя по договору. Пользователь ведет предпринимательскую деятель­ность под именем правооблада­теля, что может нанести суще­ственный ущерб деловой репу­тации последнего. Этим обстоя­тельством объясняется наличие в ст. 1032 ГК РФ императивных норм, обязывающих пользовате­ля обеспечивать соответствие ка­чества продукции пользователя и правообладателя, а также соблюдать инструкции праволадателя, обеспечивающие соответствие.

Фирменное наименование

Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ, ком­мерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, зарегистри­ровавшее свое фирменное наиме­нование, имеет исключительное право его использования. Поря­док регистрации и использования фирменных наименований опре­деляется законом и иными пра­вовыми актами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В на­стоящее время законодательство не требует регистрации переда­чи другому лицу права пользова­ния своим фирменным наимено­ванием. Достаточно предусмот­реть соответствующее условие в Договоре.

Фирменное наименование должно удовлетворять опреде­ленным правилам: оно включает указание на организационно-пра­вовую форму коммерческой ор­ганизации, может иметь особен­ности у организаций некоторых организационно-правовых форм (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107 ГК РФ). Регистрация фирменного наиме­нования осуществляется одновре­менно с государственной регист­рацией юридического лица. Фир­менное наименование указывает­ся в учредительных документах юридического лица. Акционер­ное общество может иметь пол­ное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках, языках народов Россий­ской Федерации (ст. 4 Федераль­ного закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных об­ществах»).

Существуют и некото­рые ограничения. Например, на­именование организации не мо­жет включать слово «банк» (ст. 7 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), если у нее нет ли­цензии ЦБ РФ. Если у правооб­ладателя лицензия есть, то такое

наименование не может переда­ваться пользователю, не имею­щему лицензии.

Нужно иметь в виду, что до све­дения потребителя должно быть доведено фирменное наименова­ние изготовителя, а индивиду­альный предприниматель должен представить потребителю инфор­мацию о государственной регист­рации и наименовании зарегист­рировавшего его органа. Указан­ная информация помещается на вывеске (ст. 9 Федерального за­кона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ). Поэтому наряду с фирменным на­именованием правообладателя пользователь должен указывать на вывеске и свое наименование. Согласно ст. 1032 ГК РФ поль­зователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наибо­лее очевидным для них способом о том, что он использует фирмен­ное наименование (и другие сред­ства индивидуализации) право­обладателя в силу Договора.

В международной практике ча­сто заключают специальные со­глашения о том, что все вывески, реклама и аналогичные материа­лы с использованием торговых марок правообладателя должны нести на себе пометку (ТМ).

 

Коммерческое обозначение

Коммерческое     обозначе­ние — это применяемые пред­принимателем широко извест­ные символы, эмблемы, незаре­гистрированное наименование, систематически применяемые предпринимателем в рыночных отношениях. Поскольку Граж­данский кодекс РФ (ст. 54) не го­ворит о необходимости регистра­ции коммерческого обозначения, оно (в отличие от фирменных на­именований) может применять­ся юридическим лицом без реги­страции, служа дополнительным средством  индивидуализации. Охрана коммерческого обозна­чения не регламентируется рос­сийским законодательством. Пра­ва на коммерческое обозначение могут быть защищены в России

 

на основании ст. 8 Парижской конвенции по охране промыш­ленной собственности от 20 мар­та 1883 г., предусматривающей охрану фирменных наименова­ний во всех странах — участни­цах Конвенции без обязательной регистрации. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ нормы международных догово­ров имеют приоритет перед зако­ном. Упомянутая Конвенция ра­тифицирована СССР 19 сентяб­ря 1968 г. (также упомянем пись­мо ВАС РФ от 16 августа 1995 г. № ОМ-230 «О перечне междуна­родных договоров, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России»).

Правообладатель должен пе­редать пользователю охраняе­мую коммерческую информа­цию. Охраняемая коммерческая информация не является объек­том исключительных прав. Пред­ставляется, что это понятие нуж­но трактовать применительно к ст. 139 ГК РФ (об информации, со­ставляющей служебную тайну). Иначе говоря, «охраняемость» означает, что к информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель инфор­мации принимает меры к ее ох­ране. Данная информация имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Упомянутая информация важна для усиления конкурентоспособ­ности товаров, работ, услуг, реа­лизуемых под фирменным наиме­нованием, знаком обслуживания и т.п. правообладателя. В Дого­воре необходимо подробно опи­сать все элементы передаваемой информации.

Пользователь обязан не раз­глашать секреты производства правообладателя и другую по­лученную от него конфиденци­альную информацию (ст. 1032 ГК РФ).

Определенные трудности мо­гут возникнуть при рассмотре­нии следующих частных вопро­сов, связанных с применени­ем ст. 1027: является ли объек­том, передаваемым по договору

 

коммерческой концессии, дело­
вая репутация правообладате­
ля и нет ли противоречия межд;
ст. 150 ГК РФ и ст. 1027 ГК РФ:
Противоречия нет. Статья 102"
ГК РФ учла правила ст. 150 П
РФ о том, что «деловая репута­
ция» относится к правам, не под­
лежащим передаче.

 



 

 

 

 






Информация о работе Договор коммерческой концессии