Договор франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:23, доклад

Описание работы

Термин «Франчайзинг» происходит от французского слова «franchise», что означает «льгота, привилегия». Самая ценная полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известный и популярный товарный знак, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации . Франчайзинг – это метод продажи товаров и услуг. Система франчайзинга возникла из набора деловых сделок, методов и практической деятельности, которые были известны и использовались на протяжении многих лет.

Работа содержит 1 файл

франчайзинг доклад-Бигалиева С..doc

— 40.50 Кб (Скачать)
 
 

      Комплексная предпринимательская  лицензия (Франчайзинг). 

      В ГК впервые появились нормы, регулирующие договор комплексной предпринимательской  лицензии (Франчайзинг). Включение их в ГК обусловлено направленной рецепцией  основных механизмов рыночного хозяйства, оправдавших свое существование временем. До принятия Особенной части ГК прежнее законодательство не запрещало существование франчайзинговых операций. Однако они не получили распространение на территории РК1.

      Термин  «Франчайзинг» происходит от французского слова «franchise», что означает «льгота, привилегия». Самая ценная полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известный и популярный товарный знак, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации2. Франчайзинг – это метод продажи товаров и услуг. Система франчайзинга возникла из набора деловых сделок, методов и практической деятельности, которые были известны и использовались на протяжении многих лет.

        Современные приемы франчайзинга  получили свое начало в США,  когда в XIX веке после Гражданской войны компания по производству швейных машин «Зингер» учредила дилерскую сеть. Однако техника франчайзинга не возникла сиюминутно, благодаря изобретательности какого-то индивида с богатым воображением. Она возникла из решений, разработанных бизнесменами, когда они встречались с проблемами при проведении деловых операций. Можно сказать, что в начале XX  века автомобили и безалкогольные напитки стали катализаторами франчайзинговой деятельности, затем было затишье вплоть до 30-х годов, когда Говард Джонсон открыл свою знаменитую сеть ресторанов в США, а 40-е и 50-е годы увидели рождение многих современных гигантов, работающих в рамках системы франчайзингового предпринимательства («Холидэй Инн», «Шератон», «Макдональдс», «Пицца Хат» и др.)

      Сейчас  система франчайзинговой предпринимательской  деятельности широко известна и активно  применяется в промышленно развитых странах мира. По этому договору одна сторона передает другой стороне в пользование за плату такие знаки индивидуализации, как фирменное наименование, товарный знак и т.п. Франчайзинг является выгодным для обеих сторон. Сторона, предоставляющая свои права в пользование, устанавливает в той или иной мере контроль за бизнесом лицензиата, имея прибыль от его деятельности. Франчайзинг избавляет комплексного лицензиара от необходимости открывать новые филиалы и предприятия, вкладывать средства в приобретение основных фондов и наем работников. Лицензиат в свою очередь, снижает свой предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Он получает преимущество перед конкурентами за счет использования уже известных на рынке средств индивидуализации чужого юридического лица3.

      Для потребителей Франчайзинг выгоден возможностью быстрого насыщения рынка товарами и услугами. Для государства – повышением деловой активности и пополнением бюджета. Но есть и потенциальные негативные моменты. Лицензиат выступает в гражданском обороте под чужим именем и с чужими знаками индивидуализации. Это может ввести в заблуждение потребителя. Поэтому законодательное регламентирование договора франчайзинга направлено на защиту прав потребителей. Этой цели отвечают нормы об обязанности лицензиата информировать покупателей наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации на основании договора комплексной предпринимательской лицензии (подпункт 5 ст. 899 ГК) и о дополнительной ответственности лицензиара по требованиям, предъявляемым к продаваемых (выполняемых, оказываемых) лицензиатом (ст. 901 ГК)4.

      Создание  франчайзинговых сетей имеет  определённую опасность для потребительского рынка и в связи с тенденцией к монополизму и ограничению прав лицензиата. Противодействие такой тенденцией служит ст. 900 ГК РК «Ограничительные условия», которая наряду с антимонопольным законодательством устанавливает рамки франчайзингового соглашения. Это еще один довод к нормативному урегулированию договора франчайзинга. И, наконец, нормативное регламентирование данного договора позволит активизировать его распространение на практике.

      Во  франчайзинге речь идет не просто о  лицензии, а о предпринимательской  лицензии. То есть данный договор возможен только в сфере предпринимательской деятельности – инициативной деятельности, имеющий в качестве основной цели извлечение прибыли. Отсюда следует, что сторонами договора могу быть только предприниматели.

      Обязательными, сопутствующими лицензионному комплексу в договоре франчайзинга являются неимущественные права – деловая репутация и коммерческий опыт. Под коммерческим опытом понимаются знания и навыки. Законодательство не содержит определения деловой репутации. В обычном понимании репутация представляет собой сложившееся о лице мнением, основанное на оценке его общественно значимых качеств. Соответственно, деловая репутация – это оценка профессиональных качеств для физического лица и степень доверия и заинтересованности в деловых контактах – для юридического лица.

      Лицензионный  комплекс, деловая репутация и  коммерческий опыт передаются лицензиату для использования в определенном объеме. Объем использования определяется договором, но не может выходить за пределы правила: «никто не может  передать прав больше, чем имеет сам».

      И действительно на наш взгляд деловая  репутация и коммерческий опыт являются самыми основными обязанностями  лицензиата, т.е. сохранения качества товаров.

      Непременные обязанности лицензиара – передача технической и коммерческой документации лицензиату, а также иной информации, необходимой лицензиату для использования прав, предоставленных ему по договору. Обязанностью лицензиара является обучение и консультирование лицензиата по вопросам, связанным с осуществлением переданных ему прав.

      В случае расторжения или изменения договора франчайзинга обязательства считаются прекращенными или измененными с момента достижения соглашения сторон об изменении или расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения сторон или характера изменения договора, а при расторжении или изменении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении или изменении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнению ими по обязательству до момента расторжения или изменения договора5. Так, ст. 374 ГК предусмотрела, что при прекращении обязательства невозможностью исполнения каждая сторона, исполнившая обязательство, вправе требовать возвращения исполненного. Однако, в случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не  вправе требовать возвращения, исполненного им по обязательству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

Научная и учебная  литература: 

      1. Богатых Е. «Гражданское и торговое право» (от древнего римского к современному). Издательство «Инфра» г. Москва 1996 год.
      2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. «Договорное право»: книга вторая – «Договоры о передаче имущества». Издательство «Статут» 2000 год.
      3. Диденко А.Г. «Гражданское законодательство: статьи, комментарии, практика». Издательство «Нур-пресс» 2005 год.
      4. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. «Гражданское право». Издательство «Проспект» г. Москва 2002 год.
      5. Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. «Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть): комментарий». Г. Алматы, издательство «Жеты жаргы» 2000 год.
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

Информация о работе Договор франчайзинга