Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:23, доклад
Термин «Франчайзинг» происходит от французского слова «franchise», что означает «льгота, привилегия». Самая ценная полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известный и популярный товарный знак, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации . Франчайзинг – это метод продажи товаров и услуг. Система франчайзинга возникла из набора деловых сделок, методов и практической деятельности, которые были известны и использовались на протяжении многих лет.
Комплексная
предпринимательская
лицензия (Франчайзинг).
В
ГК впервые появились нормы, регулирующие
договор комплексной
Термин «Франчайзинг» происходит от французского слова «franchise», что означает «льгота, привилегия». Самая ценная полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известный и популярный товарный знак, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации2. Франчайзинг – это метод продажи товаров и услуг. Система франчайзинга возникла из набора деловых сделок, методов и практической деятельности, которые были известны и использовались на протяжении многих лет.
Современные приемы
Сейчас
система франчайзинговой
Для потребителей Франчайзинг выгоден возможностью быстрого насыщения рынка товарами и услугами. Для государства – повышением деловой активности и пополнением бюджета. Но есть и потенциальные негативные моменты. Лицензиат выступает в гражданском обороте под чужим именем и с чужими знаками индивидуализации. Это может ввести в заблуждение потребителя. Поэтому законодательное регламентирование договора франчайзинга направлено на защиту прав потребителей. Этой цели отвечают нормы об обязанности лицензиата информировать покупателей наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации на основании договора комплексной предпринимательской лицензии (подпункт 5 ст. 899 ГК) и о дополнительной ответственности лицензиара по требованиям, предъявляемым к продаваемых (выполняемых, оказываемых) лицензиатом (ст. 901 ГК)4.
Создание франчайзинговых сетей имеет определённую опасность для потребительского рынка и в связи с тенденцией к монополизму и ограничению прав лицензиата. Противодействие такой тенденцией служит ст. 900 ГК РК «Ограничительные условия», которая наряду с антимонопольным законодательством устанавливает рамки франчайзингового соглашения. Это еще один довод к нормативному урегулированию договора франчайзинга. И, наконец, нормативное регламентирование данного договора позволит активизировать его распространение на практике.
Во франчайзинге речь идет не просто о лицензии, а о предпринимательской лицензии. То есть данный договор возможен только в сфере предпринимательской деятельности – инициативной деятельности, имеющий в качестве основной цели извлечение прибыли. Отсюда следует, что сторонами договора могу быть только предприниматели.
Обязательными, сопутствующими лицензионному комплексу в договоре франчайзинга являются неимущественные права – деловая репутация и коммерческий опыт. Под коммерческим опытом понимаются знания и навыки. Законодательство не содержит определения деловой репутации. В обычном понимании репутация представляет собой сложившееся о лице мнением, основанное на оценке его общественно значимых качеств. Соответственно, деловая репутация – это оценка профессиональных качеств для физического лица и степень доверия и заинтересованности в деловых контактах – для юридического лица.
Лицензионный
комплекс, деловая репутация и
коммерческий опыт передаются лицензиату
для использования в
И действительно на наш взгляд деловая репутация и коммерческий опыт являются самыми основными обязанностями лицензиата, т.е. сохранения качества товаров.
Непременные обязанности лицензиара – передача технической и коммерческой документации лицензиату, а также иной информации, необходимой лицензиату для использования прав, предоставленных ему по договору. Обязанностью лицензиара является обучение и консультирование лицензиата по вопросам, связанным с осуществлением переданных ему прав.
В
случае расторжения или изменения договора
франчайзинга обязательства считаются
прекращенными или измененными с момента
достижения соглашения сторон об изменении
или расторжении договора, если иное не
вытекает из соглашения сторон или характера
изменения договора, а при расторжении
или изменении договора в судебном порядке
– с момента вступления в законную силу
решения суда о расторжении или изменении
договора. Стороны не вправе требовать
возвращения того, что было исполнению
ими по обязательству до момента расторжения
или изменения договора5. Так, ст.
374 ГК предусмотрела, что при прекращении
обязательства невозможностью исполнения
каждая сторона, исполнившая обязательство,
вправе требовать возвращения исполненного.
Однако, в случае невозможности исполнения
должником обязательства, вызванной виновными
действиями кредитора, последний не
вправе требовать возвращения, исполненного
им по обязательству.
Библиография
Научная и учебная
литература: