Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:14, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение правовой природы договора фрахтования и определить его место среди договоров, опосредующих транспортную деятельность.
Специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые связаны с передачей в аренду транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или арендатора.
В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений - как договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время) транспортного средства - строится и схема их правового регулирования. Признание соответствующего договора договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства означает, что он регулируется нормами гл. 34 ГК, затем, в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде с учетом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, установленных транспортными уставами и кодексами.
Особенности аренды такого транспортного средства, как морское судно, отражены в правилах глав X и XI Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ (с изм. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г.).
Уже употребление законодателем в КТМ РФ таких характерных для морского права понятий, как «судовладелец», «фрахтователь» (ст.198, 211 КТМ РФ), в отличие от общегражданских терминов «наймодатель» и «наниматель» свидетельствует о том, что договор фрахтования судна не может быть приравнен к общегражданскому договору имущественного найма. Во многом порядок его заключения, исполнения и расторжения построен на нормах международного морского права. Это вытекает из ряда международных конвенций и соглашений, принципов международного морского права. Среди них можно выделить:
- Международная Конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года (Женева, 6 мая 1993 г.);
- Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбург, 1 марта 1978 г.);
- Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 10 мая 1952 г.);
- Протокол 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года (Лондон, 2 мая 1996 г.).
Особенности правового регулирования аренды морского судна проистекают и из того, что последнее отнесено действующим законодательством к недвижимости (ст.130 ГК РФ). В соответствии с действующим гражданским законодательством, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре [11, с.139].
Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не регламентирует регистрацию прав на морские суда, отсылая к соответствующему федеральному закону, каковым и является КТМ РФ. В КТМ же правовому регулированию регистрации судов посвящена гл.III (Регистрация судов и прав на них).
Более детально правила регистрации морских судов урегулированы в специальных ведомственных нормативных актах. Это:
- Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные приказом Минтранса РФ от 29 ноября 2000 г. №145;
- Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные приказом Госкомрыболовства РФ от 31 января 2001 г. №30.
Вышеобозначенные акты – ведомственные нормативные акты Минтранса РФ. Обладая так называемыми межведомственными полномочиями, Минтранс наделен правом издания в пределах своей компетенции обязательных для исполнения организациями, а также гражданами правил, инструкций и иных актов, содержащих нормы права, которые регулируют отношения, возникающие из торгового мореплавания. Нормативные правовые акты Минтранса могут регулировать административные, гражданско-правовые, трудовые и иные отношения. Например, отдельную группу составляют акты, издаваемые в соответствии с международными договорами России и КТМ РФ и направленные на обеспечение государственного надзора за торговым мореплаванием. Компетенция Минтранса определена в Положении о нем. Как общее правило, такие нормативные акты издаются Минтрансом самостоятельно и не нуждаются в предварительном согласовании с другими федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, такое согласование необходимо [11, с.140].
При разграничении и определении правового регулирования аренды морских судов необходимо учитывать, что договор аренды морского судна заключенный с иностранной компанией, когда арендодателем выступает Российский хозяйствующий субъект, а сделка выполняется за пределами территории РФ, является экспортной сделкой. Это подтверждается и материалами судебной практики. Таким образом, на такие правоотношения распространяется действие, во-первых, таможенное законодательство, во-вторых, законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, в-третьих, налоговое законодательство.
В соответствии со статьями 168, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию путем заявления по установленной форме точных сведений о них, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно пункту 11 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств", таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенными органами Российской Федерации принимаются в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. При ввозе транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 Положения, при вывозе - при условии, что транспортные средства находятся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации и зарегистрированы на имя российского лица независимо от того, какими лицами и в каких целях они будут использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации (пункты 7, 8 Положения).
Наряду с вышеназванным Положением необходимо выделить: Приказ ГТК РФ от 31 июля 2001 г. N 744 о временном ввозе (вывозе) транспортных средств; Распоряжение ГТК РФ от 25 июня 2002 г. N 419-р о таможенном оформлении судов торгового мореплавания, помещенных под таможенный режим временного ввоза (вывоза).
Если иностранное транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера), заключенным с российским лицом, либо после ввоза в соответствии с порядком, установленным для транспортных средств, передается российскому лицу по бербоут-чартеру, то в отношении такого судна может быть заявлен таможенный режим временного ввоза (вывоза) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов и его оформление должно производиться с подачей ГТД, так как подпунктами "б", "г" пункта 2 Положения установлено, что перемещение транспортного средства через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей допускается при условии, что оно ввозится и используется иностранным лицом и не передается в аренду (либо субаренду - при ввозе уже арендованного транспортного средства). При недекларировании судна в соответствии с установленным порядком российское лицо, получившее данное судно в пользование по бербоут-чартеру, подлежит привлечению к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации [12, с.158].
При переходе права собственности на временно ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации транспортное средство к российскому лицу это российское лицо несет обязанность по его таможенному оформлению в соответствии с установленным порядком (т.е. с подачей ГТД). Невыполнение данной обязанности влечет ответственность по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В случае передачи российского судна иностранному лицу по бербоут-чартеру регистрация этого судна на имя российского собственника не аннулируется, судно из Государственного судового реестра не исключается. Информация об иностранном лице - фрахтователе судна по бербоут-чартеру вносится в реестр лишь при переводе арендуемого судна под флаг иностранного государства. Обязательная регистрация факта передачи судна в бербоут-чартер иностранному лицу в Государственном судовом реестре Кодексом торгового мореплавания (статья 39) не предусмотрена. Таким образом, при передаче российского судна иностранному лицу по бербоут-чартеру условия освобождения его от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренные пунктом 7 Положения, не нарушаются, в связи с чем привлечение российского лица к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации за недекларирование с подачей ГТД в этом случае неправомерно [12,с.159].
При совершении экспортной сделки по выполнению соглашения о передаче в аренду Российского судна иностранной компании, необходимо учитывать положения Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г., 31 декабря 2002 г., 27 февраля, 7 июля 2003 г.), положения Инструкции ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. №№86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изменениями от 22 декабря 1999 г., 12 октября 2001 г., 15 февраля, 24, 26 июня 2002 г.) и др.
На отношения по аренде морских судов в полной мере распространяется и налоговое законодательство Российской Федерации. Так, при работе судна в иностранных территориальных водах услуги по аренде судна не облагаются НДС, поскольку отсутствует объект налогообложения (п.2 ст.148 Налогового кодекса РФ (с последними изм. от 11 ноября 2003 г.)). При работе судна в российских территориальных водах местом реализации услуг по его аренде признается территория РФ и обложение НДС осуществляется в общеустановленном порядке.
Согласно п.2 ст.148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду морских судов с экипажем признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов.
Таким образом, при сдаче судна в аренду на условиях тайм-чартера место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации судна и является местом осуществления деятельности организации. От того, где оказана такая услуга, зависит и порядок налогообложения.
При определении рамок правового регулирования правоотношений по аренде морских судов необходимо учитывать положения ст.ст.199 и 212 КТМ РФ, в которых закреплено, что правила, установленные гл.Х и ХI Кодекса применяются, если соглашением сторон не установлено иное. [12, с.79].
Условия аренды морского транспорта определяются, прежде всего, соглашением сторон, то есть в договорном порядке. Более того, положения договора имеют приоритет над нормами двух названных глав КТМ РФ, положения которых носит диспозитивный характер. Однако необходимо учитывать, что стороны обязаны учитывать иные императивные правила КТМ. Так, например, правило о том, что договор фрахтования должен быть заключен в письменной форме.
Таким образом, именно существенные условия сделки во многом определяют его содержание, и сам договор является основным регулятором таких правоотношений.
2 Договор морской перевозки груза с условием предоставления всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер)
2.1 Тайм-чартер
Правовая регламентация договора чартера, а также содержание и условия документа чартера зависят от того, к какому виду применимое национальное право относит тот или иной договор чартера. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) квалифицирует чартер в качестве договора фрахтования без подразделения его на виды. Согласно такому договору (статья 787) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Далее в указанной статье идет отсылка к нормам специального транспортного права Российской Федерации (уставам и кодексам), имея в виду, что именно в них регламентируются порядок заключения договора фрахтования (договора чартера) и его форма [7, с.3].
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 115 КТМ РФ чартером признается договор морской перевозки, который заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений [13]. Данное определение не очень помогает продвинуться вперед в понимании правовой природы чартера, за исключением того, что чартер в упомянутой статье именуется договором перевозки. Если бы в определении чартера значилось обязательное предоставление всего судна для целей перевозки груза, то налицо было бы сочетание двух договоров: перевозки и имущественного найма (аренды). Но в определении речь идет также о предоставлении для морской перевозки груза части судна или определенных судовых помещений. Но при любой морской перевозке, оформленной, например, по коносаменту в линейном сообщении, грузу предоставляется помещение на судне. Иначе груз не сможет быть перевезен и выдан перевозчиком получателю в порту назначения.
Иное толкование правовой природы договора чартера, т.е. договора с похожим названием, дается в гл. X "Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)" и гл. XI "Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)" КТМ РФ. Содержание указанных глав позволяет квалифицировать чартер под такими названиями в качестве разновидностей договоров аренды.
Таким образом, в международном торговом обороте договоры чартера принято классифицировать по трем основным видам: тайм-чартер (англ. time charter), бербоут-чартер (англ. bareboat charter) и рейсовый чартер (англ. voyage charter) [14, с.250].
Положения о договоре фрахтования судов на время изложены в гл. X КТМ РФ в ст. ст. 198 - 210. Согласно определению тайм-чартера, приведенному в статье 198, под таким договором понимается фрахтование судна на время. При этом судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.