Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:11, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы: изучить положения о бытовом подряде.
Задачами работы являются:
* проанализировать особенности бытового подряда;
* рассмотреть содержание договора бытового подряда;
* уяснить ответственность сторон по договору бытового подряда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Общие положения о договоре бытового подряда
§ 1.1. Понятие и гражданско–правовая характеристика договора бытового подряда 5
§ 1.2. Элементы договора бытового подряда 10
ГЛАВА II. Содержание договора бытового подряда. Ответственность сторон
§ 2.1. Права и обязанности сторон договора бытового подряда 16
§ 2.2. Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..30
При полной или частичной утрате (повреждении) материала (вещи), принятого от заказчика, подрядчик обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества. С согласия заказчика подрядчик может изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
В совокупности специфических прав заказчика по договору бытового подряда приоритетное местно занимает право на информацию, которое в случае его нарушения обеспечивается возможностью наступления ряда неблагоприятных последствий для нарушителя. Так, если подрядчик не предоставил возможность незамедлительно получить вместе заключения договора бытового подряда необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, заказчик вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (п. 2 ст. 732 ГК). За аналогичные действия подрядчика, повлекшие недостатки после передачи результата работы вследствие отсутствия у заказчика такой информации, заказчик также вправе требовать возмещения убытков.
В случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик, последний вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков.
На практике нередки случаи навязывания подрядчиком дополнительных работ за плату без согласия заказчика. Согласно Постановление Правительства РФ об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, «заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы»13.
Важнейшей гарантией свободного осуществления прав заказчика является предоставление заказчику полной свободы в любое время до сдачи работы отказаться от исполнения договора, уведомив об этом подрядчика. Заказчик, принявший такое решение, обязан уплатить подрядчику часть установленной цены в размере, пропорциональном части работы, выполненной подрядчиком до момента получения соответствующего уведомления, а также возместить расходы подрядчика, которые он произвел в этот период для исполнения договора.
Нарушение подрядчиком начала, окончания и промежуточных сроков выполнения работ или наличие реальной угрозы ее невыполнения в срок предоставляет заказчику возможность воспользоваться способами защиты, закрепленными в п. 26 Правил бытового обслуживания населения: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы; расторгнуть договор о выполнении работы. Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы.
За нарушения названных сроков или назначенных заказчиком новых сроков подрядчик уплачивает заказчику за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены выполнения работы, а если цена выполнения работы соответствующим договором не определена - общей цены заказа. Сергеев А.П. подчеркивает то что, «договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней)»14. Общий же размер неустойки не может превышать цену работы (заказа).
Основные обязанности заказчика - принять и оплатить выполненную подрядчиком работу.
На отношения по приемке работы (ее результата) распространяются общие нормы о подряде (ст. 720 ГК), частично продублированные в п. 14 Правил бытового обслуживания населения.
Расчеты
заказчика с подрядчиком
При
исполнении договора бытового подряда
возникает необходимость в
Мозолин В.П. отмечает то что, «если работа выполняется из материала заказчика, то материал подлежит четкой идентификации путем указания в соответствующих документах (квитанции, заказе) наименования, количества, качества, цвета, формы»15. Такое требование обусловлено существенной переработкой материала, в результате чего утрачиваются его первоначальные свойства. Обязательным также является указание согласованной сторонами цены материала, которую подрядчик вправе оспорить в суде как более слабая сторона в договоре.
Заказчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством.
При выполнении работ на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, потребитель обязан создать необходимые условия для выполнения работы. Содержание названных условий должно быть предусмотрено в договоре.
В
силу различных обстоятельств
Исходя
из выше изложенного, можно сделать
вывод о том что, содержание договора
бытового подряда составляют права и обязанности
сторон. Знание законодательства о правах
и обязанностях сторон договора бытового
подряда поможет участникам правоотношений
защитить свои интересы еще на стадии
преддоговорных переговоров по согласованию
условий будущего договора. Анализ действующего
законодательства позволяет сделать вывод
о том, что объем возложенных на подрядчика
прав и обязанностей более широк - это
объясняется спецификой выполняемых работ.
2.2 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе
договор бытовой подряд
Согласно ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, а при наличии гарантийных сроков - в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».
Объем прав заказчика при обнаружении недостатков работы зависит от того, являются ли эти недостатки существенными или таковыми не являются (назовем их условно несущественными). Различие названных недостатков проводится в преамбуле к Закону "О защите прав потребителей". К существенным недостаткам работ относятся: неустранимый недостаток; недостаток, требующий несоразмерных расходов или затрат времени по его устранению; недостаток, который выявляется неоднократно; недостаток, который проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки. К несущественным недостаткам работ относятся: несоответствие работы обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном законом порядке; несоответствие работы условиям договора; несоответствие работы целям, для которых работы такого рода обычно используются, или целям, о которых подрядчик был поставлен в известность заказчиком при заключении договора; несоответствие работы образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК РФ требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.
Пример применения данной статьи наглядно представлен ниже. Хаялиев 13 марта 2005 г. заключил с Казанским медико-инструментальным заводом (правопреемник которого - ООО "Строймедсервис") договор бытового подряда на строительство на долевых началах дома по ул.Ю.Фучика в г.Казани. Во исполнение договора он внес на расчетный счет подрядчика 86 171 400 рублей, а ему в собственность предоставлена трехкомнатная квартира в упомянутом доме. Обнаружив, что квартира имеет существенные недостатки, Хаялиев счел нарушенными свои права потребителя. В связи с этим он обратился в суд с иском к ООО "Строймедсервис" о замене квартиры, взыскании неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда.
Приволжский городской суд города Казани в иске Хаялиеву отказал. Отказывая в иске, городской суд исходил из того, что согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 27 февраля 2008 г. в квартире не выявлено монтажных и конструктивных недостатков, делающих невозможным проживание, а имеющиеся недостатки в отделке жилой площади устранимы и истец не лишен возможности предъявить иск об их устранении.
При таких обстоятельствах вывод суда, с которым согласился президиум, о том, что Хаялиев вправе потребовать не замены переданной ему по договору бытового подряда квартиры ненадлежащего качества, а лишь устранения имеющихся в квартире недостатков, противоречит ст.503 ГК РФ. при рассмотрении дела суд не обсудил возможность применения ст.503 ГК РФ, что нельзя признать правильным.
Согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ и п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7. «существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора»16.
Наряду с этим согласно п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК РФ. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», потребитель по своему выбору вправе требовать: